Участники
выездного семинара, организованного Советом Республики Национального
собрания Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук
Беларуси, Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Национальным
центром законодательства и правовых исследований, с участием руководства Совета
Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь,
министерств информации, культуры, образования, спорта и туризма, учреждений
образования, общественных объединений и средств массовой информации, представителей
Генеральной прокуратуры, Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь, Белорусской православной церкви, обсудив историю,
особенности, перспективы и направления государственного строительства в
Республике Беларусь, отметили следующее.
Республика Беларусь — суверенное
независимое государство, которое прошло многовековой исторический путь
общественно-политического становления и социально-экономического развития.
История
становления и развития белорусской государственности связана с Полоцким и
Туровским княжествами, Древней Русью, Великим Княжеством Литовским, в том числе
в составе Речи Посполитой, Российской империей, СССР. Важными элементами
истории Беларуси, иллюстрирующими прошлое и позволяющими на практике осознать,
насколько самобытна и богата материальная и духовная культура наших предков,
являются исторические артефакты.
Избрав свою уникальную модель
государственности, основанную на присущей белорусам государственно-правовой
идентичности, наша страна делает ставку на сильную и самодостаточную
государственную власть, в основе которой — законность и народовластие, миролюбие
и созидание, единство и сплоченность общества, социальная справедливость и
традиционные духовно-нравственные ценности.
Беларусь всегда находилась в
эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.
Проводимая в настоящее время в
странах Запада политика фальсификации истории, игнорирования общего прошлого
народов, искажения правды о беспримерной битве человечества с фашизмом стала
одной из главных причин стремительного роста напряженности, деградации системы
международной безопасности, отказа некоторых стран от своих прямых обязательств
по международным договорам и соглашениям, дискредитации международных площадок
ООН и ОБСЕ.
Вместе с тем в условиях
современной нестабильной и агрессивной геополитической архитектуры мира
Республика Беларусь по-прежнему остается оазисом мира, созидания и спокойствия.
Несмотря на сложную мировую обстановку, наша страна открыта к уважительному и равноправному диалогу со всеми государствами и международными организациями.
По итогам проведения выездного семинара и обсуждения широкого круга вопросов участники:
констатируют, что:
первыми
историческими формами белорусской государственности являлись Полоцкое и Туровское
княжества;
Крещение
Руси в 988 г. ознаменовало культурный и мировоззренческий выбор наших предков,
основание Полоцкой епархии в 992 г. стало важной вехой этого процесса;
гуманистические
взгляды Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского способствовали формированию
белорусского этноса и во многом определили цивилизационный выбор белорусского
народа;
система
управления Полоцкой землей и традиции народовластия Полоцкого вече оказали
существенное влияние на социально-политическое устройство Великого Княжества
Литовского, Русского и Жемойтского как одной из исторических форм белорусской
государственности, возникшего на основе земель современных Беларуси
и Литвы;
в период Великого Княжества Литовского
созданы передовые для того времени системы государственного управления и права;
официальным языком являлся старобелорусский, на котором составлены кодифицированные
источники права — Судебник 1468 г., Статуты 1529, 1566 и 1588 гг.;
именно в Великом Княжестве Литовском в результате сложных
социально-экономических, политических и этнических процессов на протяжении XIV
— XVI вв. сформировалась белорусская народность;
тяжелым испытанием для белорусов
был период нахождения в составе Речи Посполитой — федеративного
государства Польского Королевства и Великого Княжества Литовского, созданного в
соответствии с Люблинской унией 1569 г. (войны, социальные и конфессиональные конфликты, культурная и
государственная ассимиляция, полонизация шляхты и мещан привели к упадку
культуры белорусов, существенно замедлили национальное развитие белорусского
народа и его государственности);
в результате разделов Речи Посполитой между Австрийской
империей, Прусским Королевством и Российской империей в 1772, 1793 и 1795 гг.
земли современной Беларуси постепенно были включены в состав Российской
империи, что обеспечило Беларуси территориальную целостность, экономическую
модернизацию и длительное мирное развитие, остановило полонизацию,
содействовало развитию национально-духовных традиций, формированию белорусской нации, распространению грамотности; белорусы рассматривались как
часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы) титульного народа Российской
империи;
революционные события 1917 г.
обеспечили относительно благоприятную конкретно-историческую ситуацию для
создания в январе 1919 г. первого белорусского государства — Социалистической Советской Республики Белоруссии;
попытка провозглашения в 1918 г. в условиях немецкой
оккупации Белорусской народной республики стало тупиковым направлением развития
отечественной государственности и не встретило поддержки народа;
создание в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических
Республик стало судьбоносным этапом национально-государственного строительства;
в 1924 и 1926 гг. в состав Белорусской ССР были включены
районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, что обеспечило
благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития
белорусского народа;
воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР осенью 1939 г. стало актом восстановления
исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного
против его воли в 1921 г. по условиям Рижского мирного договора;
Победа в Великой Отечественной войне над
нацистской Германией и ее сателлитами была достигнута благодаря чрезвычайной
стойкости, героизму, мужеству и самоотверженности советских людей, именно на советско-германском фронте враг понес 73 % совокупных потерь;
советское партизанское и подпольное
движение носило в Беларуси всенародный характер и вписало героическую страницу
в отечественную историю, стало одним из решающих факторов разгрома гитлеризма;
несмотря на чудовищную политику
геноцида, проводившуюся нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной
войны, белорусский народ при поддержке других союзных республик самоотверженно отстаивал
независимость Отечества, сохранял национальные традиции и духовные ценности;
в 1945 г. Белорусская
ССР (в знак признания
международным сообществом самоотверженной борьбы белорусского народа и
значимости его вклада в победу над германским нацизмом) стала одним
из учредителей Организации Объединенных Наций, что объективно способствовало
укреплению белорусской государственности;
главным результатом советского
периода стало то, что белорусская государственность приобрела геополитический
вес, реальный социально-экономический базис, который обеспечил дальнейший
прогресс страны;
в 1991 г. по индексу развития
человеческого потенциала Беларусь занимала 40-е место среди 174 стран мира и
относилась к группе стран с высоким уровнем развития;
распад СССР стал крупной
геополитической катастрофой, осуществленной вопреки воле белорусского народа, выраженной
на референдуме 17 марта 1991 г.;
в 1990 г. Верховным Советом
Белорусской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете
Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. — Конституция Республики Беларусь,
главным достижением которой стало введение поста президента и правовое закрепление
суверенитета нашей страны;
с 1991 г. Республика Беларусь является
государством — участником Содружества Независимых Государств, с 1999 г. — Союзного
государства, с 2015 г. — государством — членом Евразийского экономического
союза;
результаты
республиканских референдумов от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27
февраля 2022 г. по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию
Республики Беларусь продемонстрировали, что белорусы стали политически зрелой
нацией и избрали эволюционный путь развития через сохранение общественного
согласия, национальных правовых и культурных традиций;
в 2021
г. день 17 сентября (начало освободительного похода Красной Армии в Западную
Беларусь в 1939 г.) закреплен в качестве ежегодно отмечаемого государственного
праздника — Дня народного единства;
в
настоящее время Республика Беларусь устойчиво и динамично развивается —
приумножается национальное достояние, на новый инновационный уровень выходят
экономика, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера и наука;
обновленная
27 февраля 2022 г. Конституция Республики Беларусь усилила институты
государственной власти и народовластия, в том числе посредством закрепления в
Основном Законе Всебелорусского народного собрания как высшего
представительного органа народовластия, подтвердив уникальность выбранного белорусами
самостоятельного пути развития;
подчеркивают, что:
национальная
консолидация белорусов была объективным и закономерным результатом социальных и
геополитических процессов на протяжении многовековой истории нашей страны;
в становлении
белорусской нации большую роль сыграли традиции веротерпимости и дружелюбия к
представителям различных национальностей и конфессий, традиционно проживающих
на территории Беларуси;
белорусский язык
оказывает важное влияние на развитие национального самосознания и культуры
белорусов;
Республика Беларусь сохраняет
позитивное отношение ко всем периодам своей истории, отрицает любые формы
этнического и культурного национализма;
в рамках государственно-правового
строительства в Республике Беларусь сформирован принцип приоритета
государственных и общественных интересов, реализация которого способствует
построению социально справедливого общества и обеспечению прав, свобод и
законных интересов граждан;
духовно-идеологическими
доминантами отечественной правовой системы являются приверженность национальным
традициям, формирование социально ответственного поведения, обеспечение
гражданского согласия, сохранение исторической памяти;
особенностью современной
белорусской модели государственного управления является сохранение ее
национальной самобытности и государственно-правовой идентичности, а также форм
управления и самоуправления, отвечающих мировоззрению и менталитету
белорусского народа;
отмечают:
безусловную
оправданность объявления Главой государства 2022 г. Годом исторической памяти в
целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому,
сохранения и укрепления единства белорусского народа, 2023 г. — Годом мира и
созидания в целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей
мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского
государства;
насыщенность
2023 г. важными памятными датами — 1160-летие создания просветителями
Кириллом и Мефодием Славянской азбуки, 800-летие первого упоминания г. Несвижа, 700-летие основания г. Лиды, 500-летие
издания поэмы Николая Гусовского «Песня про зубра», 460-летие издания Брестской Библии, 435-летие Третьего Статута Великого
Княжества Литовского, 120-летие выхода первого тома труда Евфимия Карского
«Белорусы», 110-летие первой постановки пьесы Я.Купалы «Паўлінка», 100-летие
опубликования поэмы Я.Коласа «Новая зямля», 80-летие трагедии Хатыни, 80-летие
начала освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 80-летие
основания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной
войны;
системность работы по сохранению и изучению
историко-культурного наследия белорусского народа, а равно последовательность в
оценке роли и значимости такого наследия в развитии белорусской нации и мировой
культуры;
указывают на
необходимость:
отстаивания
правды о событиях и личностях белорусской истории, укрепления исторической
памяти белорусского народа как условия сохранения культурной идентичности и
эффективного фактора в противодействии любым проявлениям неонацизма,
национализма и нагнетанию конфронтации в обществе;
сохранения
исторической правды о героическом подвиге белорусского народа, противодействия
попыткам фальсифицировать ход, события и итоги Великой Отечественной войны,
скрыть факты геноцида белорусского народа, реабилитировать нацистских
преступников и их пособников, а также националистические формирования;
противодействия
непрекращающимся попыткам использовать широкий спектр политических технологий
протеста; тенденциозной и ангажированной критике избранного суверенного пути
развития, конституционного строя, государственных символов Республики Беларусь,
а также фальсификации истории нашей страны, искусственному созданию исторических
фактов, направленных на утверждение узконационалистического характера
ментальности белорусов и их нетерпимости по отношению к своим братьям-славянам;
гражданско-патриотического
и нравственного воспитания детей и молодежи как граждан, обладающих глубоким чувством
национальной гордости, гражданственности, любви и принадлежности к Отечеству и
своему народу;
подчеркивают значимость:
дальнейшего
развития государственной идеологии и правового воспитания в целях формирования
у населения четкого представления о концепции национальной государственности;
фундаментальных,
неотъемлемых правовых и идеологических принципов, на которых базируется
тысячелетняя история белорусской государственности (утверждение в белорусском
обществе социального равенства и социальной справедливости; движение общества к
сильному правовому государству; формирование прямого народовластия и
самоуправляющихся структур гражданского общества; поступательное развитие науки
и образования как основ прогресса общества и государства; политическая
преемственность, ненасильственность и поступательность в социальном развитии);
создания
в обществе атмосферы социальной и моральной нетерпимости по отношению к
фальсификаторам истории, лицам, принижающим победы и достижения Беларуси и
стремящимся их опорочить, а также к лицам, распространяющим националистическую
идеологию превосходства белорусской нации по отношению к иным народам;
духовной
и воспитательной работы священнослужителей Беларуси для воспитания патриотизма,
сохранения преемственности исконных традиций, укрепления национального единства
и межконфессионального согласия на белорусской земле;
формирования
в обществе правовой и исторической культуры, уважительного отношения к
историческому прошлому, навыков адекватной оценки общественно-политических событий
в государстве и мире;
отмечают востребованность:
активной
информационной политики средств массовой информации в целях противодействия
антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образов жизни,
основанных на культе насилия, нетрадиционных семейных ценностях, искажении и
фальсификации истории, а также в целях отражения внешней информационной
агрессии и нарастающего информационного давления;
особого
внимания государственных организаций и иных субъектов, обязанных осуществлять
патриотическое воспитание белорусской молодежи в целях противодействия деструктивному
влиянию на их сознание социальных сетей, иных цифровых платформ, деятельность
которых направлена против конституционного строя, системы белорусских
традиционных духовно-нравственных ценностей;
усиления
патриотической направленности средствами массовой информации при освещении
событий общественно-политической жизни Республики Беларусь;
выработки
общих, универсальных подходов к реагированию на опасные для Республики Беларусь
и деструктивные для белорусского общества вызовы и провокации внутреннего и
внешнего характера;
рассматривают:
историю
и археологическое наследие белорусского народа как неисчерпаемые источники для гражданско-патриотического
воспитания, а равно как фундамент для сохранения исторического
прошлого и национальной идентичности;
в
качестве стратегических национальных интересов достижение общественного консенсуса
по ключевым вопросам развития Республики Беларусь и консолидацию общества на
основе национальных духовно-нравственных ценностей и базовых принципов
идеологии белорусского государства.
Все интервью