31 марта Президенты Беларуси и Туркменистана дадут старт работе Гарлыкского горно-обогатительного комбината
Накануне вечером самолет Президента приземлился в международном аэропорту Ашгабата. У трапа Александра Лукашенко встретил заместитель председателя кабинета министров, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов. Прошла церемония официальной встречи с участием почетного караула. Сегодня состоятся переговоры Президентов двух стран. Завтра Президенты Беларуси и Туркменистана Александр Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедов во время торжественной церемонии запустят Гарлыкский ГОК. Важно, что проект был реализован под ключ нашими специалистами. Они не скрывают: работать из–за сложных природных и геологических условий региона было нелегко, но все в итоге получилось как было задумано.
Гарлыкское месторождение разведали еще в 1960–х годах прошлого века. Однако, учитывая сложные природные и геологические условия региона, за его разработку в СССР решили не браться.
— Это была очень сложная технология в связи с теми грунтами, которые нам пришлось пройти. Но сделали. Значит, технологии у нас солидные. И это сигнал всему миру, что мы можем открыть любую шахту и добывать там не только калийные удобрения, но любые полезные ископаемые шахтным способом, — говорил Президент во время встречи с главой Совета Республики Михаилом Мясниковичем накануне визита в Туркменистан.
Наше предприятие «Белгорхимпром» подписало с госконцерном «Туркменхимия» контракт на строительство под ключ горно–обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений мощностью 1,4 млн тонн в год в начале 2010 года. Но при его реализации столкнулись с рядом непредвиденных сложностей. Например, при проходке шахтных стволов — с проблемой водопритоков, которые значительно превышали расчетные показатели.
— Приток воды достигал до тысячи кубометров в час, она была относительно теплой — плюс 20 градусов, поэтому мы применили метод глубокой заморозки. Обычно мы делаем одно кольцо замораживающих скважин вокруг скипового ствола, предназначенного для выдачи руды из шахты, но в этом случае применили два. Понизили температуру хладоносителя до минус 30 градусов. Только так смогли остановить подземные воды. На это ушло время. Пришлось наверстывать на проходке стволов, — вспоминает заместитель генерального директора по горным работам солигорского ОАО «Трест «Шахтоспецстрой» Николай Скрипник.
Шахтостроители одолели водную стихию и построили два ствола глубиной 365 и 310 метров, возвели под землей околоствольный двор, загрузочный комплекс скипового ствола, смонтировали там все необходимое оборудование, а также прошли главные направления.
— Пласты там другие, не такие как у нас на Старобинском месторождении, они залегают под гораздо большим углом. Сказывается, что там гористая местность и сейсмически активный район — все это учитывалось нами при строительстве, — обращает внимание Николай Скрипник. — Мы работали там вахтовым методом, 300 — 350 наших работников находились на площадке постоянно. А вообще белорусов в Гарлыке трудилось около 1,5 тысячи.
За строительство наземного комплекса, в котором участвовали 16 организаций, отвечало Минстройархитектуры. Условия были очень сложными. Не самый благоприятный климат: летом температура поднималась до 60 градусов, так что работать приходилось в вечернее и ночное время. Месторождение, кстати, находится фактически в пустыне, рядом с границей Афганистана и Узбекистана, удалено от транспортных путей сообщения.
Но все уже позади. Гарлыкский горно–обогатительный комбинат построен. Кстати, стоимость его — около 1 млрд долларов. На счет белорусского генерального подрядчика — ОАО «Белгорхимпром» — уже перечислено 700 млн долларов за выполненные работы. Наши специалисты будут сопровождать работу предприятия до 2020 года — это тоже оплачиваемая услуга. Можно сказать, что для нас это имиджевый проект, сигнал другим странам, что в квалификации наших проектировщиков, строителей, инжиниринговых служб можно не сомневаться. Не исключается в будущем создание альянса наших и туркменских калийщиков.