Бюджетно-налоговая политика в 2018 году была направлена на:
Исполнение бюджета в 2018 году осуществлялось под воздействием благоприятных внешнеэкономических условий для отечественных товаропроизводителей (рост цен на нефть и калийные удобрения, позитивная динамика внешней торговли, увеличение объемов реализации на экспорт калийных удобрений) и качественного улучшения ряда важнейших параметров социально-экономического развития в 2018 году по сравнению с прогнозом.
В итоге доходы республиканского бюджета за 2018 год исполнены в сумме 24,4 млрд рублей, или 100,6 процента уточненного годового плана и 119,1 процента к плану, утвержденному Законом. По сравнению с 2017 годом поступления увеличились на 23,4 процента.
Источниками формирования доходов республиканского бюджета в 2018 году являлись налоговые доходы, за счет которых сформировано 76,5 процента доходов, неналоговые доходы — 11,5 процента, безвозмездные поступления — 12 процентов.
Наибольший удельный вес в формировании налоговых доходов в 2018 году, как и в 2016 — 2017 годах, занимали налог на добавленную стоимость (42,7 процента), доходы от внешнеэкономической деятельности (29,5 процента), акцизы (14,1 процента).
Расходы республиканского бюджета за 2018 год профинансированы в сумме 19,7 млрд рублей, или 94,3 процента уточненного годового плана и 80,9 процента от поступивших доходов.
В 2018 году наблюдалось неравномерное освоение средств республиканского бюджета. Самый низкий процент освоения расходов пришелся на январь (6,3 процента), самый высокий — на декабрь (16,3 процента). По разделу «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» 10,5 процента расходов бюджета осуществлено в январе — ноябре 2018 г. По разделам «Национальная экономика» и «Национальная оборона» в декабре 2018 г. освоено 20,5 процента и 18,6 процента средств республиканского бюджета соответственно.
В отчетном периоде бюджет сохранил социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации, образование, социальная политика) составили 4 млрд рублей, или 20,1 процента от суммы всех расходов.
По консолидированному бюджету налоговая нагрузка в 2018 году составила 25,9 процента к ВВП и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 0,9 процентного пункта (25 процентов). Вместе с тем при формировании проекта бюджета налоговая нагрузка прогнозировалась в размере не более 25,5 процента к ВВП.
Централизация доходов консолидированного бюджета в 2018 году выросла на 1,1 процентного пункта по сравнению с 2017 годом и составила 31 процент к ВВП.
Республиканский бюджет исполнен с профицитом в размере 4,6 млрд рублей, или 3,8 процента к ВВП. Указанный профицит направлен на погашение части долговых обязательств Правительства.
Объем государственного долга Республики Беларусь на 1 января 2019 г. в рублевом эквиваленте составил 45,4 млрд рублей и увеличился за счет роста внешнего госдолга за 2018 год на 3,2 млрд рублей, или на 7,6 процента.
Отношение государственного долга к ВВП на 1 января 2019 г. составило 35,4 процента и не превысило пороговое значение. При этом по сравнению с 2017 годом данный показатель улучшился (39,1 процента).