Проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» (далее — проект Закона) корректируются Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму».
Так, в части второй статьи 158 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливается специальный срок ускоренного рассмотрения дел в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей с признаками экстремизма, а также признания символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами.
В статье 2 проекта Закона излагается в новой редакции Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», в котором впервые законодательно закрепляются определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширяется определение терминов «экстремизм», а также «экстремистские материалы».
Координация деятельности субъектов противодействия экстремизму возлагается на органы внутренних дел.
Проект Закона расширяет перечень государственных органов — субъектов противодействия экстремизму, включая в него республиканские органы государственного управления в сфере образования, а также по делам религий и национальностей, органы юстиции, органы финансовых расследований, местные исполнительные и распорядительные органы.
Устанавливается порядок запрета деятельности экстремистских формирований. Данная деятельность запрещается на основании решения Министерства внутренних дел или Комитета государственной безопасности, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
В целях оперативного решения вопросов о приостановлении деятельности экстремистской организации предлагается наделить прокуроров областей и г. Минска наряду с Генеральным прокурором правом приостанавливать деятельность таких организаций.
Органам государственной безопасности, внутренних дел и прокурору предоставляется право объявлять официальное предупреждение при выявлении в действиях гражданина признаков, свидетельствующих о совершении экстремистских действий, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.
Предусматривается также порядок вынесения предписаний органами государственной безопасности, внутренних дел и прокурором при выявлении в деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей признаков, свидетельствующих о совершении экстремистской деятельности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности на основании материалов государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму, или собственных материалов.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена, вводится дополнительный запрет на:
Кроме того, устанавливаются особенности рассмотрения дел о ликвидации экстремистских организаций, признании их символики и атрибутики экстремистскими по решению суда.
Отдельный порядок прекращения деятельности предусматривается для индивидуального предпринимателя. Одновременно устанавливаются последствия для лица, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя признана экстремистской и запрещена.
Министерство внутренних дел уполномочивается на ведение и опубликование перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности.
В проекте Закона также определены основания для исключения организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, из этих перечней.