Законопроектом корректируются положения
Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов
Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях в целях обеспечения индивидуализации уголовной
ответственности, усиления гуманистической направленности уголовного закона,
обеспечения сбалансированности его норм. В частности:
пересмотрены санкции около 100 составов
преступлений, в том числе более 70 — дополнены альтернативными видами наказания
(штраф, арест, исправительные работы, ограничение свободы), включая 22 состава,
в которых предусматривалось исключительно лишение свободы;
перечень преступлений, совершение которых
гражданами Республики Беларусь за пределами страны влечет уголовную
ответственность, дополнен преступлениями террористической направленности;
предлагается не применять наказание в виде
лишения свободы к женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте
до 14 лет или детей-инвалидов, а также к несовершеннолетним и инвалидам I
группы при условии, если преступление совершено ими впервые и не связано с
посягательством на жизнь и здоровье человека или экстремистской деятельностью;
по ряду преступлений, в том числе
экономической направленности, дифференцируется ответственность (предусматриваются
более мягкие виды наказания, снижаются сроки ограничения свободы либо лишения
свободы);
в целях индивидуализации ответственности за
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и
аналогов статья 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь дополняется
альтернативными видами наказания в виде ареста и ограничения свободы;
предусматривается возможность рассмотрения
судом вопроса о применении условно-досрочного освобождения осужденного от
отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким наказанием
по ходатайству осужденного или его адвоката (законного представителя);
Генеральный прокурор и его заместители
наделяются исключительным правом продления срока предварительного следствия
свыше 6 месяцев;
указания Генерального прокурора, его
заместителей, прокуроров областей, г. Минска следователю о производстве
следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу являются
обязательными для исполнения;
устанавливаются минимальные требования к
содержанию жалобы участников уголовного процесса.