Законопроектом совершенствуются Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом решений Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 ноября 2015 г. № Р-1004/2015 и от 21 июня 2017 г. № Р-1089/2017, положений международных правовых документов, ратифицированных Республикой Беларусь, норм некоторых законодательных актов, а также правоприменительной практики.
В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития бизнеса либерализируется ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности. Так, корректируются в сторону увеличения размеры ущерба, с причинением которого связывается наступление уголовной ответственности; сужается сфера применения наказания в виде лишения свободы; декриминализуются некоторые экономические преступления, например, лжепредпринимательство, нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь, нарушение антимонопольного законодательства, дискредитация деловой репутации конкурента, и др.
Кроме того, предусматривается ряд новелл. Для обеспечения наиболее полной реализации конституционно гарантированного принципа неприкосновенности собственности исключается общая конфискация имущества, при этом в Уголовном кодексе Республики Беларусь детализируется специальная конфискация. Вводится уголовная ответственность за пропаганду самоубийства и предоставление незаконного вознаграждения.
Законопроектом оптимизируется ведение уголовного процесса. В частности, расширяется применение звуко- и видеозаписи при производстве следственных действий без участия понятых. В целях стимулирования правопослушного поведения осужденных, сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием совершенствуется порядок отбывания наказания осужденными.