Положения
данного законопроекта направлены на совершенствование норм Закона
Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее
— Закон) с учетом правоприменительной практики, а также приведение его положений
в соответствие с нормами принятых позднее законодательных актов. Проектом
Закона предлагается:
- уточнить
сферу действия Закона (не будет распространяться на обращения
работника к нанимателю), а также определение термина «повторное обращение»;
- конкретизировать
порядок личного приема граждан, их представителей и представителей
юридических лиц;
- закрепить
права государственных органов, иных организаций (далее, если не определено иное, — организация)
и индивидуальных предпринимателей при рассмотрении обращений. В частности, они
наделяются правом запрашивать в установленном порядке документы
и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных
в обращениях, а также обращаться в суд для взыскания с заявителей
расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и
более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию,
к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того
же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;
- упорядочить
порядок рассмотрения поступивших от одного заявителя нескольких идентичных
обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или)
сведения, до направления ответа (уведомления) на первоначальное
обращение;
- детализировать
содержание расходов, которые могут быть взысканы с заявителей в случае
направления систематически (три и более раза в течение года)
необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же
индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также
обращений, содержащих заведомо ложные сведения. К таким расходам отнесены
суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению
обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения
обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников,
рассматривающих обращения;
- конкретизировать
порядок направления ответов на коллективные обращения. Так, если в коллективном
обращении указан заявитель, которому необходимо направить ответ, ответ на такое
обращение направляется этому заявителю с просьбой проинформировать других
заявителей. В ином случае ответ на коллективное обращение направляется первому
в списке заявителю, указавшему адрес своего места жительства (места
пребывания), с просьбой проинформировать других заявителей;
- уточнить
признаки анонимного обращения. Таким будут признаваться не только обращения, в
которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо
наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место
нахождения, но и обращения, в которых указанные данные не соответствуют
действительности;
- откорректировать
отдельные вопросы, касающиеся рассмотрения электронных обращений.