1. Требования, предъявляемые к письменному обращению
1.1. Письменные обращения граждан, подаваемые в Совет Республики, должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
изложение сути обращения;
личную подпись гражданина (граждан).
1.2. Письменные обращения юридических лиц, подаваемые в Совет Республики, должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
полное наименование юридического лица и его место нахождения;
изложение сути обращения;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
1.3. К обращениям граждан прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа и других документов). Если гражданин выступает в качестве представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) в интересах этих лиц, должны также прилагаться документы, подтверждающие их полномочия.
1.4. В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
1.5. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
1.6. Письменные обращения, не соответствующие названным выше требованиям могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением авторов в пятидневный срок о причинах отказа в их рассмотрении. После устранения они вправе вновь обратиться в Совет Республики в порядке, установленном законодательством.
2. Рассмотрение обращений
2.1. Обращения, поступившие в Совет Республики, рассматриваются в сроки, установленные в статье 17 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», или по поручениям Председателя Совета Республики, его заместителей, председателей постоянных комиссий Совета Республики, Начальника Секретариата Совета Республики или его заместителя (заместителей) в более ранние сроки.
2.2. Письменные уведомления и ответы на обращения направляются заявителям в сроки, установленные в статьях 10, 15 и 17 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
3. Обращения, которые не рассматриваются по существу в Совете Республики
3.1. Поступившие в Совет Республики обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) или данные о месте жительства и (или) работы (учебы) заявителя либо отсутствует личная подпись гражданина, признаются анонимными и, как правило, рассмотрению не подлежат (направляются в дело), за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
3.2. В Совете Республики не рассматриваются по существу обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
3.3. Обращения по вопросам, не входящим в компетенцию Совета Республики, направляются для рассмотрения государственным органам, иным организациям (должностным лицам) согласно их компетенции с уведомлением заявителей либо оставляются без рассмотрения по существу с уведомлением об этом заявителей и с разъяснением, в какой государственный орган или иную организацию (должностным лицам) и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.
Не направляются в государственные органы и иные организации (должностным лицам) для дальнейшего рассмотрения обращения в том случае, если в них содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения. В данном случае при наличии возможности (когда известны фамилия и почтовый адрес автора обращения) заявителю может быть дополнительно указано на недопустимость злоупотребления предоставленными ему правами. Кроме того, обращение может быть направлено в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии состава административного правонарушения или преступления и принятии соответствующих мер реагирования.
3.4. Коллективные, повторные, анонимные обращения и обращения, носящие массовый характер, рассматриваются в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
3.5. При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.
4. Обращения в Совет Республики по вопросу внесения предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности актов
4.1. В соответствии с частью первой статьи 1161 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) Совет Республики наряду с другими субъектами, указанными в данной норме, вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов (далее — нормативный правовой акт).
4.2. Предложение о даче заключения о соответствии Конституции нормативного правового акта может быть основано на поданном обращении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации, по мнению которых применением нормативного правового акта в конкретных решении государственного органа или судебном постановлении нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации.
4.3. Обращение может быть подано, если со дня вступления в силу решения государственного органа или судебного постановления, в которых применен соответствующий нормативный правовой акт, прошло не более одного года.
4.4. Обращения подаются в письменной или электронной форме в порядке и с учетом требований, установленных законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, а также должны содержать следующие сведения:
вид и название нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или судебном постановлении, предложение о даче заключения о соответствии Конституции которого предлагается направить в Конституционный Суд, дата принятия (издания) и регистрационный номер нормативного правового акта;
позицию гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации по поставленному в обращении вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции;
перечень прилагаемых к обращению документов и иных материалов, имеющих значение для рассмотрения обращения (при их наличии).
К обращению в обязательном порядке должна быть приложена копия решения государственного органа или судебного постановления, в которых применен нормативный правовой акт, предложение о даче заключения о соответствии Конституции которого предлагается направить в Конституционный Суд.
4.5. Обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве», а также актами законодательства, регламентирующими вопросы деятельности Совета Республики. Решения, принятые по результатам рассмотрения обращений, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
5. Ошибочно направленные обращения
Поступившие в Совет Республики, но не адресованные Совету Республики, его органам и должностным лицам письменные обращения считаются ошибочно направленными и в Совете Республики не рассматриваются. Данные обращения направляются в государственный орган или иную организацию (должностному лицу), куда они адресованы, или возвращаются автору.
6. Обращения, адресованные членам Совета Республики
Письменные или электронные обращения, поступившие в Совет Республики и адресованные членам Совета Республики, осуществляющим свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, направляются в те государственные органы или иные организации, должностными лицами которых являются указанные члены Совета Республики, либо по согласованию с ними — на их домашний или электронный адрес.