Уважаемые коллеги!
Пятая Всемирная конференция спикеров парламентов проходит в сложный период мирового кризиса, обусловленного пандемией, ее геополитическими и экономическими последствиями. Сегодня обеспечить международный мир и устойчивое развитие можно только остановив пандемию коронавируса, сохранив сотни тысяч жизней.
Тема конференции спикеров парламентов актуальна для большинства стран нашей планеты.
В Беларуси продуманно подошли к выбору мер по борьбе с пандемией. Наша страна воздержалась от остановки экономики, введения запретов и карантина с учетом долгосрочного прогнозирования их негативного влияния на жизнь людей и социально-экономическое развитие.
Мы сохранили и укрепили развернутую систему санитарно-эпидемиологических служб и медицинских учреждений первичного звена.
На уровне правительства функционирует межведомственная рабочая группа под руководством Заместителя Премьер-министра. Все руководители, включая Председателя Совета Республики, губернаторов, держат на контроле эти вопросы. Парламентом и Правительством приняты нормативные правовые акты, определяющие меры по предотвращению завоза, распространения и лечения COVID-19.
Подписан Указ Президента о поддержке экономики, направленный на минимизацию влияния на нее эпидемиологической ситуации в мире и закрытия границ, одобрен комплекс мер правительства в данной сфере.
Белорусские власти продолжают активную реализацию мер по усилению санитарно-эпидемиологического контроля, укреплению материальной базы системы здравоохранения и профилактике инфекции среди населения, в том числе уделяется внимание соблюдению масочного режима и физического дистанцирования.
Усилия государства сосредоточены на обеспечении граждан вакцинами. Проведена вакцинация медицинских, социальных работников, учителей. С апреля 2021 года начата вакцинация всех желающих белорусских граждан, а с июля граждане 73 иностранных государств получили возможность без визы приехать в Беларусь для вакцинации от COVID-19.
Избранная модель реагирования на пандемию доказала свою эффективность. Мы нашли тот баланс, который позволил сохранить жизнедеятельность государства, прежде всего, его экономики, и, с другой стороны, обеспечить максимальную защиту населения. Наш подход получил поддержку миссии Всемирной организации здравоохранения, которая работала в стране по приглашению Президента Александра Григорьевича Лукашенко.
Мы уверены, что большую роль в борьбе с пандемией может сыграть международное сотрудничество, в том числе по линии парламентов, направленное на обмен информацией и передовым опытом, а также обеспечение всеобщего доступа к вакцине.
В условиях пандемии резко и жестко меняются правила игры на мировой политической арене, опасно разрушается архитектура международной безопасности, заложенная после Второй мировой войны. Не выполняются основные геополитические договоренности, в международных делах все больше доминирует политика силы и агрессии.
Мы ощутили это в полной мере после президентских выборов 2020 года. Сегодня Беларусь вынуждена противостоять неприкрытому экономическому и политическому прессингу, целенаправленному вмешательству во внутренние дела.
Очевидно, что не всех в мире устраивает стабильность и спокойствие в Беларуси, миролюбивая внешняя политика нашего государства, статус донора европейской безопасности и переговорной площадки, в том числе и для нормандской четверки.
Действия стран Запада, направленные, прежде всего, на дестабилизацию ситуации в Беларуси путем введения новых экономических санкций, подрывают основы международного права, угрожают международному миру и устойчивому развитию не только Беларуси, но и региона в целом.
Белорусские парламентарии неоднократно в своих заявлениях и комментариях обращались к западным коллегам побудить их правительства не нарушать нормы международного права в отношении Республики Беларусь. В июле 2021 года сенаторы и депутаты всех уровней — 18 тысяч человек — обратились к мировому сообществу с призывом выступить против необоснованной, контрпродуктивной и дискриминационной политики в отношении белорусского государства и его народа, проявить с нами солидарность в отстаивании права на мирную жизнь, вернуться к ответственному и плодотворному взаимодействию на благо всех стран.
Беларусь выступает за поиск путей ослабления геополитической напряженности и укрепления международной безопасности. В связи с этим хотелось бы обратить внимание всех участников конференции на выдвинутую Главой белорусского государства инициативу о необходимости «запуска» глобального диалога по безопасности.
В целях ее продвижения в Минске проведен ряд международных мероприятий высокого уровня. В контексте противодействия новым вызовам приоритетной является тема борьбы с международным терроризмом, в том числе в киберпространстве.
Интернет является важнейшим элементом современной жизни. Его стремительное развитие открывает широкие возможности для прогресса и, одновременно, использования технологий в преступных целях — в информационных и гибридных войнах, кампаниях по дезинформации и разжиганию ненависти. Республика Беларусь в полной мере испытала это на себе в ходе прошлогодних президентских выборов и попытки осуществления государственного переворота.
Однако мы выстояли благодаря политической воле и мужеству Президента Беларуси, сплоченности вокруг него значительной части белорусского общества и суверенитету.
Назрела острая необходимость в выработке под эгидой Организации Объединенных Наций согласованных международных подходов по регулированию деятельности в Интернете. И в этом вопросе свое слово должны сказать парламентарии и Межпарламентский союз.
В этом контексте хочу обратить внимание еще на одну международную инициативу Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко — сформировать «пояс цифрового добрососедства». Призываю коллег присоединиться к ней посредством подписания соглашений о международной информационной безопасности на основе соблюдения цифрового суверенитета и нейтралитета, а также невмешательства стран в информационные ресурсы друг друга.
Создание четкой международной правовой базы в сфере информационной безопасности будет способствовать, в том числе, эффективному противодействию дезинформации и разжиганию ненависти в интернете и реальной жизни.
В национальном законодательстве Беларуси уже введены такие новации. Определены меры по защите национального информационного пространства в медиасфере, расширен перечень видов информации, распространение которой запрещено, усовершенствованы подходы к государственной регистрации и перерегистрации средств массовой информации.
Уважаемые коллеги!
Пандемия и борьба с новыми вызовами и угрозами не должны стать причиной невыполнения Целей устойчивого развития на период до 2030 года.
В Беларуси общую координацию по достижению этих целей осуществляет специальная парламентская рабочая группа. В 2020 году наша страна упрочила свои позиции в рейтинге индекса достижения целей и поднялась с 23-го на 18-е место среди 166 стран.
Считаем, что пример лидерства Парламента в реализации Целей устойчивого развития заслуживают использования законодательной властью других стран.
Уважаемые коллеги!
Устойчивое восстановление после пандемии будет в значительной степени зависеть от международного сотрудничества и солидарности, и в первую очередь, от наличия справедливой, открытой и прозрачной мировой торговой системы без экономических санкций, давления и вмешательства во внутренние дела.
Желаю всем плодотворной работы на площадке Конференции для выработки эффективных многосторонних подходов для обеспечения международного мира и устойчивого развития ради блага человечества и нашей планеты.
БелТА:
Кочанова: действия Запада по дестабилизации ситуации в Беларуси подрывают основы международного права >>>
Кочанова: в Беларуси продуманно подошли к выбору мер по борьбе с пандемией >>>