Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные!
Завершает свою работу десятая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, ознаменовавшая новый исторический этап белорусского государственного строительства и отечественного парламентаризма.
Время показало, что всенародно принятое решение о поддержке обновленного Основного Закона — абсолютно правильное. В условиях неспадающей внешнеполитической турбулентности, борьбы мировых игроков за ресурсы и влияние уникальная белорусская модель развития убедительно доказала свою эффективность.
Вопреки внешнему давлению и беспрецедентным санкциям, Беларусь не поступилась ни одним из своих постулатов. Наша страна уверенно идет своим суверенным путем, подавая многим пример миролюбивого, подлинно демократического, социального, правового государства. Это самое главное — люди верят в Беларусь и связывают с ней свою судьбу, судьбу своих детей и внуков.
Безусловно, во многом — благодаря нашему национальному лидеру, Президенту Республики Беларусь, глубокоуважаемому Александру Григорьевичу Лукашенко. Под мудрым руководством Главы государства наша страна набирает все больший политический вес на международной арене, неизменно выступая донором стабильности и безопасности в Европе, инициатором международных объединительных проектов.
Видится символичным, что заключительное заседание десятой сессии проходит в Международный день парламентаризма, пять лет назад учрежденный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Парламентарии Беларуси по праву могут считать эту дату своим профессиональным праздником, потому как в нашей стране эта деятельность полностью соответствует предназначению народного представительства — служить народу и своему государству, способствовать сохранению мира и согласия на всей земле.
Уважаемые коллеги!
Обращаясь к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Глава государства четко определил нашу главную цель: «Парламент должен стать центром прогрессивного законотворчества, а для реализации этой цели необходимо руководствоваться двумя правилами.
Первое — принятые поправки и законы прежде всего должны отражать реальные потребности наших граждан.
Второе — последствия любых изменений в законодательстве должны быть проанализированы и просчитаны на несколько лет вперед, чтобы люди понимали, куда мы идем и чего хотим».
Именно поэтому работа Совета Республики осуществляется под девизом: «нет вопросов не наших — все, что волнует людей, — это ответственность парламентариев».
Предложенный нашей палатой и поддержанный на республиканском референдуме переход к односессионному порядку деятельности Национального собрания в наибольшей степени отвечает нынешним реалиям.
В общей сложности за прошедшую сессию Советом Республики рассмотрено и одобрено: 1 проект кодекса, 100 законопроектов, в том числе 39 о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров.
План по приведению законов в соответствие с обновленной Конституцией выполнен более чем на 90 процентов.И в этом особая историческая миссия нашего созыва — быть сопричастными к выработке путей развития белорусской государственности.
Принятые законодательные новации в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством, местными органами управления и самоуправления направлены на то, чтобы все ветви власти работали эффективно, в полном объеме выполняли свои функции, самостоятельно принимали решения и, самое главное, отвечали за их реализацию. Это залог того, что наша страна не просто выстоит, но и будет развиваться.
Проведена системная работа по корректировке законов о Совете Министров Республики Беларусь, прокуратуре, Комитете государственного контроля, местном управлении и самоуправлении, конституционном судопроизводстве, Кодекса о судоустройстве и статусе судей, Избирательного кодекса.
Изменения внесены в законы, устанавливающие правовую основу деятельности Парламента, — «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь». Одновременно приняты новые Регламент Совета Республики и Положение о Секретариате Совета Республики.
Уточнены положения законов «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах». Тем самым по сути выстроена новая иерархия нормативных правовых актов.
В укреплении белорусской модели народовластия, уникальность которой гарантированно обеспечит государственный суверенитет в любых изменяющихся условиях, и состоит главный смысл конституционных преобразований.
В свою очередь фундаментальной конструкцией системы управления выступает Всебелорусское народное собрание — высший представительный орган народовластия Республики Беларусь.
Закон «О Всебелорусском народном собрании» способствует более глубокому вовлечению общества в процесс управления государством. Это справедливо не только касательно утверждения ключевых стратегических и программных документов, внесения предложений по корректировке Основного Закона, инициирования проведения республиканских референдумов и других закрепленных на конституционном уровне функций, но и в целях управления политическими инициативами и воспитания патриотических элит страны.
Выстроенная с помощью нового закона «Об основах гражданского общества» и скорректированных законов «О политических партиях», «Об общественных объединениях» политическая система создает благоприятную среду для наиболее полного раскрытия потенциала конструктивной гражданской активности. При этом обязательным условием деятельности в Республике Беларусь политических партий, иных общественных объединений является неукоснительное следование конституционным установкам белорусского государства.
В целях обеспечения внутренней безопасности, стабильности общественно-политической системы и конституционных основ скорректирован Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь». Предусмотрена обязанность приносить Присягу лицами, приобретающими гражданство нашей страны, а также закреплено новое основание его утраты — наличие вступившего в законную силу приговора суда Республики Беларусь, подтверждающего участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Беларуси, если такое лицо находится за пределами нашей страны.
На противодействие идеологии терроризма направлен Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». Введена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений о деятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь и нарушение требований по защите государственных секретов. По инициативе Совета Республики криминализирована пропаганда терроризма.
Одобренный Закон «О народном ополчении» создал правовые основы добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, а также дополнительные условия для защиты имущественных интересов наших граждан.
Проявлением гуманизма к оступившимся соотечественникам, которые осознали допущенные ими ошибки и встали на путь исправления, стал Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с Днем народного единства». Это очевидное свидетельство того, что белорусы — мудрый народ, с добрым сердцем, готовый противостоять любым попыткам расколоть наше единство и сделать все, чтобы сохранить суверенитет своей страны.
Неотъемлемая составляющая законотворческой работы — борьба с фальсификацией истории. Законопроектом «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» исключена необходимость получения согласия близких родственников на возбуждение уголовного дела в отношении умершего лица, подозреваемого в совершении преступлений, по которым не применяются сроки давности. Широкая поддержка этого решения подтверждает солидарность белорусского общества в стремлении защитить историческую правду, противостоять попыткам героизации нацистов и их современных последователей.
В своем обращении к белорусскому народу и Национальному собранию в марте текущего года наш Президент одним из главных условий суверенитета и независимости страны определил экономику.
Согласно статистике, по итогам 5 месяцев обеспечен положительный рост валового внутреннего продукта и инвестиций.
В зоне целевых значений находится инфляция. Темп роста цен в указанном периоде составил 102,7 процента. При этом в мае была зафиксирована дефляция по сравнению с апрелем предыдущего года.
Укрепление экономики — это целевая задача не только Правительства, местных органов власти и руководства предприятий. Мы, парламентарии в тесном взаимодействии с профильными государственными органами, должны без волокиты создавать необходимые правовые условия для обеспечения устойчивого экономического роста.
В ходе текущей сессии одобрен ряд законов, нормы которых ориентированы на защиту национальных интересов Республики Беларусь. В складывающихся условиях их принятие является своевременной и эффективной мерой, которая позволит обеспечить ритмичную работу предприятий, сохранить их трудовые коллективы и в целом будет способствовать укреплению экономической безопасности республики.
Приняты системные законы, которые задают необходимые предпосылки для стабильной работы субъектов хозяйствования.
В частности, положения Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» направлены на формирование дополнительных условий для сохранения бизнеса, восстановления его платежеспособности, повышения гарантий возврата инвестиций и удовлетворения требований кредиторов. При этом координирующая роль в процессе урегулирования неплатежеспособности закреплена за Правительством и местными органами власти.
Закон «О лицензировании» обеспечивает развитие правовых и организационных основ ведения лицензионной деятельности, а также повышение эффективности государственного контроля в экономике и социальной сфере, что в текущих реалиях приобретает особое значение для защиты национальных интересов.
Сегодня Советом Республики рассмотрен законопроект, предусматривающий комплексную корректировку Банковского кодекса. Одобренные новации обеспечат повышение уровня правовой защиты потребителей банковских услуг, снижение финансовой нагрузки на кредитополучателей, решение иных актуальных задач в банковской сфере.
Важным фактором улучшения инвестиционного климата является совершенствование нормативной правовой базы в строительстве. Принятый Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обеспечивает упрощение норм в строительстве без ущерба для безопасности объектов, исключение избыточных требований и оптимизацию административных процедур с учетом правоприменительной практики.
Приняты законопроекты в сферах жилищно-коммунального хозяйства и защиты прав потребителей данного вида услуг, государственного регулирования торговли и общественного питания, рекламы, городского электрического транспорта и метрополитена, охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, обращения с отходами, государственной экологической экспертизы.
Продолжается подготовка проекта закона, который определит структуру предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. По инициативе экспертного совета при Совете Республики данный документ открыто обсуждался в регионах с привлечением бизнес-союзов. Требование одно — справедливые и равные условия для работы всех форм бизнеса. При этом работа малого и среднего бизнеса, который вносит значительный вклад в развитие экономики, не должна быть парализована.
Не утрачивают своей актуальности вопросы трудовых отношений, повышения уровня социальной защищенности и улучшения качества жизни населения при одновременном решении задачи по вовлечению незанятых граждан в экономику.
В частности, приняты новый Закон «Об объединениях нанимателей», новая редакция Закона «О внешней трудовой миграции».
Особое внимание уделено законопроекту «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», предусматривающему коррективы в Трудовой кодекс и содержащему ряд существенных новаций.
Так, расширены гарантии работников при прохождении диспансеризации, получении образования, урегулированы вопросы дистанционной работы, рабочего времени и времени отдыха, предоставления отпусков, введена электронная форма взаимодействия нанимателя и работника.
Ведется работа по законодательному обеспечению выполнения 28 союзных программ, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6. Вопросы белорусско-российской интеграции, парламентского контроля за исполнением союзных программ остаются в центре самого пристального внимания верхних палат белорусского и российского парламентов.
В целях реализации данных документов белорусскими парламентариями принято более 20 законов. Среди ключевых ратифицированных соглашений — Договор о гармонизации таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничестве в таможенной сфере, а также Договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Названные акты нацелены на устранение барьеров и углубление системного сотрудничества и взаимопомощи сторон.
Безусловно, многое в части законотворчества нами уже сделано. Вместе с тем в ходе Послания белорусскому народу и Парламенту Глава государства поставил четкую задачу — ускорить приведение законодательства в соответствие с обновленной Конституцией.
Нам необходимо продолжить работу по выполнению в полном объеме плана законодательной деятельности на 2023 год — усовершенствовать законодательные акты о браке и семье, государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, основах административных процедур, свободе совести и религиозных организациях, государственных наградах и ряд других.
Поручаю профильным комиссиям к началу следующей сессии проработать оставшиеся законопроекты в развитие конституционных новаций, а также все законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Правительстве и Палате представителей. Выдержать заданные темпы и сохранить сложившуюся традицию народного законотворчества — это наша важнейшая задача.
В этой работе следует максимально задействовать потенциал экспертного совета при Совете Республики, служащего своего рода «фильтром» важнейших для страны законодательных решений.
В 2022 году экспертную оценку прошло 89 документов, из которых только 31 был поддержан без замечаний, по 58 высказаны замечания и предложения, в том числе концептуального характера. Некоторые документы мы отклонили, так как посчитали их несвоевременными. С начала 2023 года экспертным советом уже рассмотрено 52 проекта и по 39 из них высказаны замечания.
Наряду с экспертным советом нужно эффективно использовать все возможные алгоритмы выявления, анализа и учета общественного мнения, проведения экспертизы законопроектов, их стратегической оценки, мониторинга выполнения принятых законодательных решений, их оперативной корректировки при необходимости. Перечисленные инструменты должны работать бесперебойно, при любых внешних и внутренних условиях.
Вне всякого сомнения, усиление роли Национального собрания Республики Беларусь — представительного и законодательного органа страны и принимаемых им законов полностью соответствует духу конституционных преобразований и осуществляется в общем русле эволюционного развития белорусской государственности на современном этапе.
Уважаемые члены Совета Республики!
Как мудро наставляет Глава государства: «Законы, а также деятельность и личный пример людей, которые сегодня являются лидерами мнений, — представители власти, научной и творческой интеллигенции — должны работать на решение всех жизненно важных вопросов».
Ориентиром в работе с населением действующего Парламента определен постепенный переход от патерналистской модели к поддерживающей, когда государство не просто берет на себя решение всех проблем человека, а создает такие условия, чтобы человек самостоятельно мог их решать. При этом помощь социально уязвимым категориям есть и будет одним из векторов нашей политики, а Беларусь неизменно останется социальным государством.
Члены Совета Республики по сути ежедневно участвуют в решении волнующих граждан вопросов. В текущем году рассмотрено порядка 3 тысяч обращений, проведено 63 прямые телефонные линии, 243 личных приема, 447 встреч с трудовыми коллективами и по месту жительства.
В работе с населением постоянно как используются традиционные формы взаимодействия, так и внедряются новые подходы, позволяющие оперативно реагировать на имеющиеся проблемы и, что еще важнее, — предупреждать причины их возникновения.
Кардинально расширена практика проведения единых дней приемов. Она приобрела системный характер. Данные мероприятия со стопроцентным охватом районов в 2022 — 2023 годах состоялись в Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской областях, а также городе Минске.
Каждый житель, не выезжая за пределы своего региона, имел возможность обратиться непосредственно к представителю высшего законодательного органа, а за один день приема к членам Совета Республики поступало больше обращений, чем за целый год в отдельные райисполкомы.
Эффективность такой формы работы обусловлена тем, что по итогам единых дней приемов проводятся расширенные заседания Президиума Совета Республики с участием актива и депутатского корпуса, где рассматриваются характерные для региона и в целом страны проблемы и вырабатываются оптимальные пути их решения.
Как пример, по результатам выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики в Минской области Совету Министров было рекомендовано оперативно разработать порядок подготовки и принятия местными органами власти решений в отношении объектов самовольного строительства и их государственной регистрации. Сегодня этот злободневный для населения вопрос урегулирован соответствующим постановлением Правительства.
Не менее важным является использование механизмов прямой коммуникации с населением, взаимодействие в удобном для граждан формате. Прежде всего — это проведение прямых телефонных линий.
Об их значимости, актуальности и востребованности среди населения свидетельствуют цифры. Так, например, в ходе недавней прямой телефонной линии было зафиксировано, по данным Белтелекома, 125 тыс. попыток дозвонов. Как видим, у людей имеется большой запрос на диалог с властью и ему надо соответствовать.
Более того, данная форма работы с населением приобрела в Совете Республики новую огранку и получила высокую оценку граждан. Имеется в виду новый формат взаимодействия руководства Совета Республики с населением — «звонок от спикера». В его рамках регулярно ведется прямой диалог с людьми, оперативно решаются их проблемы. Такой подход демонстрирует доступность власти, содействует повышению авторитета и доверия к ней.
Спектр обращений, поступающих в Совет Республики, за рассматриваемый период кардинальных изменений не претерпел. Подавляющее большинство (60 процентов) вопросов касалось компетенции работы местных органов власти (ЖКХ, землеустройство, строительство жилья, здравоохранение и другие). Вместе с тем граждан волновали и перспективы дальнейшего развития их регионов, страны в целом, не личные вопросы, а развитие страны.
Совет Республики, выявляя «болевые» точки в самых разных отраслях и сферах деятельности, во взаимодействии с местными органами власти принимает действенные меры по их устранению, контролирует ход их решения.
Вот выдержка из одного поступившего письма: «…Видя, с каким пониманием и переживанием Совет Республики относится к просьбам и проблемам граждан, просим вас помочь в решении нашей проблемы — сохранении сельского Дома культуры. Ваша поддержка в данном вопросе вселит в нас надежду, что деревня будет жить и созидать…». За этими словами оценка нашей работы, доверие людей, которое необходимо поддерживать и неуклонно повышать.
Отдельные проблемы, с которыми сталкиваются целые группы людей, рассматривались на системной основе с приглашением широкого спектра специалистов и экспертов.
В частности, после обращения родителей детей с особенностями психофизического развития в сентябре 2022 г. при Совете Республики мы сформировали консультативный совет по вопросам социальной адаптации и интеграции данной категории детей. Со стороны государства сделано все, чтобы у наших особенных деток и их семей было все, но на местах порой складывается по-иному.
Состоялось три заседания консультативного совета, на которых рассматривались вопросы, касающиеся интеграции детей с особенностями психофизического развития в социум, их обучения, психологической и медицинской поддержки семей, их воспитывающих.
Эффективными и востребованными формами работы с населением являются встречи с трудовыми коллективами, участие в работе информационных групп, диалоговых и дискуссионных площадках. Зачастую именно на таких встречах нам поступают инициативы, которые становятся предметом обсуждения при подготовке проектов нормативных правовых актов.
Членам Совета Республики рекомендую провести инвентаризацию всех поступивших обращений и лично проверить их выполнение. Составленная вами на основе анализа обращений карта проблем региона будет хорошим подспорьем в работе местных органов управления и самоуправления, принятии выверенных системных решений на уровне республики.
Особое внимание Советом Республики уделяется взаимодействию с молодежью. Проводятся встречи с учащимися школ, гимназий и колледжей, в ходе которых акцентируется внимание на вопросах гражданско-патриотического воспитания, сохранения исторической памяти и реализации государственной молодежной политики.
Приглашая членов Молодежного совета на мероприятия Совета Республики, надо не просто научить их работать в Парламенте, а показать правильный пример служения государству и народу.
Хочу обратиться к членам Молодежного совета и молодежи в целом. Призываю вас действовать в таком направлении, чтобы нам, белорусам, быть и впредь сильными экономически, превосходить недоброжелателей идейно, оставаться верными избранному пути построения уникальной белорусской модели государственности и быть совершенно бескомпромиссными в борьбе против тех, кто убежденность нашу пытается поколебать, осквернить, предать.
В данном контексте позвольте затронуть еще одну чувствительную тему — сохранение традиционных ценностей белорусов. В условиях стремительно развивающегося мира у молодого поколения на первый план выходят вопросы личностной самореализации в ущерб стремлению создать семью и продолжить род. А ведь за этим будущее.
Повышению статуса семьи в белорусском обществе будет посвящено отдельное масштабное мероприятие Совета Республики, которое мы запланировали на конец августа.
Предлагаю, уважаемые коллеги, принять активное участие в подготовке данного мероприятия. Вносите предложения. Очень хотелось бы, чтобы это было мощное, сильное, интересное для молодежи мероприятие, которое бы позволило привлечь внимание к статусу семьи.
Крайне важно постоянное широкое освещение деятельности Совета Республики в средствах массовой информации и сети Интернет, ваше участие в рейтинговых проектах республиканских и региональных медиа.
Именно через телевидение, газеты, радио, социальные сети и новые медиа каждый гражданин может узнать, чем занимается Национальное собрание и как работают народные представители.
Совет Республики продолжит активное использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов работы с населением, а также будет осуществлять их совершенствование, вырабатывать новые подходы, востребованные временем и людьми.
Уважаемые коллеги!
В числе приоритетных задач, стоящих в том числе и перед нами, — формирование эффективной региональной политики и усиление роли органов местного управления, самоуправления в обеспечении социально-экономического развития регионов. Это одно из ключевых направлений, определенных шестым Всебелорусским народным собранием.
Действительно, многие рассматриваемые в ходе сессии вопросы находятся на стыке экономики, социальной сферы и региональной политики. Необходимо найти верный баланс, обеспечивающий справедливость, чего настоятельно требует от нас Глава государства: «В справедливости суть нашей политики, и отступления от этого принципа быть не может».
Это наглядно продемонстрировали заседаниясовета по взаимодействию органов местного управления и самоуправления при Совете Республики по вопросам развития регионов и повышения их экономического потенциала, регулирования земельно-имущественных отношений и наведения порядка на земле, а также экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики по развитию фармацевтической отрасли, организации работы с отходами.
Принятые по итогам заседаний рекомендации упрощают решение многих насущных проблем, придают импульс развитию инициативы, предоставляют местным органам власти дополнительные инструменты в работе с населением.
Владеть информацией о состоянии дел в регионах, своевременно выявлять «узкие места» и вырабатывать конкретные механизмы разрешения имеющихся проблем позволило постоянное тесное взаимодействие с местными органами власти. Члены Совета Республики принимали участие в сессиях Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней, заседаниях исполнительных и распорядительных органов, мероприятиях по различным направлениям развития регионов.
Новой формой сотрудничества стало приглашение должностных лиц из регионов на заседания сессий, экспертных советов и других мероприятий, которые мы организовываем.
Данный формат позволяет местным органам управления и самоуправления не только знакомиться с законодательной практикой нашей палаты, но и участвовать в этой работе и делиться накопленным опытом. В свою очередь Совет Республики получает предложения с мест, которые учитываются при подготовке законопроектов.
Сегодня мы должны оперативно и решительно реагировать на резонансные проблемы, поднимаемые в регионах.
Надо опережать возросший социальный запрос к открытости власти и степени вовлеченности граждан в принятие решений. При этом успешный опыт взаимодействия с отдельным гражданином следует переносить на социальные и профессиональные группы и общество в целом.
На одном из заседаний сессии мною была поставлена задача каждому члену Совета Республики стать своего рода координатором работы местных Советов депутатов в своем регионе, считать себя персонально ответственными за результаты их деятельности.Тогда мы договорились через некоторое время обменяться опытом и лучшими практиками работы в этом направлении.
К началу следующей сессии убедительно прошу вас совместно с депутатами местных Советов депутатов представить в Совет Республики презентацию социально значимого проекта от каждой области и города Минска. Спектр предложений не ограничен — от законодательных до гражданских инициатив, от экономики до гуманитарной сферы. Критерий один —предложения должны быть актуальными и направлены на благо нашего народа и наших регионов.
Работе с населением и в регионах необходимо уделять самое пристальное внимание. События последних лет в Беларуси и за рубежом учат нас быть едиными, никогда не забывать о пройденных испытаниях и беречь все то хорошее, что было достигнуто. Только так мы сможем сохранить собственную государственность и дать возможность последующим поколениям жить в мире и согласии на родной земле.
Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные!
Сложность нынешнего периода заключается прежде всего в затянувшемся кризисе международных отношений, характеризующихся высокой турбулентностью, усиливающейся напряженностью и конфликтностью.
Очевидно, что простых решений нет и не будет. Все они во многом зависят от уровня дипломатических взаимоотношений с нашими стратегическими партнерами, от количества и качества деловых контактов по всему миру.
Наш Президент неоднократно подчеркивает, насколько важно развивать сотрудничество со всеми, кто по-доброму относится к нашей стране и нашему народу.
Российская Федерация — наш стратегический партнер в экономической, политической и военной сферах. Белорусско-российское добрососедство проверено временем. Поступательно развивается сотрудничество с регионами России.
Все мы остаемся под большим впечатлением от недавно прошедшего X, юбилейного, Форума регионов России и Беларуси в прекрасном городе Уфе Республики Башкортостан. Как вы знаете, обновлены абсолютные рекорды Форума: подписано порядка 100 соглашений о сотрудничестве, заключено контрактов на сумму около 110 млрд российских рублей.
Замечательно, что Форум прирастает новыми молодежными проектами. Наряду с «Поездом Памяти» проводится каникулярная профориентационная школа «За безопасность!». Оба мероприятия позволяют ребятам лучше узнать о современном укладе жизни белорусов и россиян, о культуре и национальных традициях, прочувствовать родство наших народов.
В рамках Форума достигнуты договоренности, позволяющие существенно повысить статус этой площадки в институциональной системе Союзного государства. Но самое главное — в очередной раз мы все убедились в нерушимости братского союза наших стран. Вы видите, какой интерес к этому мероприятию у российских коллег. Это надо поддерживать и развивать.
Активизировалась деятельность членов Совета Республики в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в том числе в сфере подготовки модельных законов и реализации программ двустороннего сотрудничества в области энергетики и транспорта, миграционной политики. Этот опыт белорусско-российского взаимодействия необходимо переносить и на другие международные форматы.
Укрепляется сотрудничество с парламентами стран СНГ.
Члены Совета Республики приняли участие в праздничных мероприятиях Азербайджанской Республики в честь 100-летия Национального Лидера Гейдара Алиева. Прошло заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству Беларуси и Армении.
Наши парламентарии приняли участие в наблюдении за ходом подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, конституционного референдума в Узбекистане.
Идет подготовка визита Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в Беларусь.
Нарастание внешнего давления еще раз подтверждает правильность курса на укрепление интеграционных связей в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ и МПА СНГ.В частности, выработке общей конструктивной позиции и коллективных решений способствует введение практики проведения координационных встреч парламентских делегаций государств — членов ОДКБ в Межпарламентском союзе.
Белорусская делегация в Парламентской Ассамблее ОДКБ вносит свой вклад в реализацию приоритетов председательства нашей страны в Организации в 2023 году. Подготовлено и проведено на высоком уровне выездное заседание Совета ПА ОДКБ. Наша страна ответственна за разработку 6 проектов модельных законов и рекомендаций модельного законотворчества на 2021 — 2025 годы.
Большое внимание Советом Республики уделяется развитию межпарламентского сотрудничества с Китайской Народной Республикой. В рамках реализации Совместной декларации об установлении отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства белорусской стороной инициировано подписание межпарламентского соглашения о сотрудничестве, в котором закрепляется преобразование группы дружбы в Межпарламентскую комиссию высокого уровня.
Многие страны и народы реально оценивают происходящее в мире и готовы развивать взаимовыгодные отношения с Беларусью. В полной мере необходимо задействовать потенциал парламентской дипломатии в выстраивании диалога со всеми государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
Прошли визиты парламентских делегаций Султаната Оман и Лаосской Народно-Демократической Республики.
Осуществляется реализация договоренностей по итогам встречи с Председателем Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба.
Сформирована рабочая группа по сотрудничеству с Парламентом Корейской Народно-Демократической Республики.
Состоялись онлайн-заседания групп дружбы с Монголией и Мексикой.
Хорошие возможности для дальнейшего расширения взаимодействия с Турцией, Мексикой, Пакистаном подтверждаются недавними нашими встречами с послами этих стран.
Белорусские парламентарии приглашаются к участию в мероприятиях по линии Шанхайской организации сотрудничества.
Перспективным представляется взаимодействие с Парламентской сетью Движения неприсоединения. Надо расширять партнерские связи с МПА АСЕАН, ПАРЛАТИНО и Панафриканским парламентом.
При этом нам нужен четкий и развернутый план мероприятий международной деятельности Совета Республики с учетом текущих тенденций и прогноза развития обстановки в мире. Внимательно подумать, какие международные встречи еще предстоит провести, с кем активизировать контакты.
Обеспечена деятельность Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития. Важно, чтобы эта работа не превращалась в отчеты Беларуси перед всем мировым сообществом о собственных планах, которые позволят любому просчитывать траекторию нашего развития, а действительно служила решению глобальных проблем человечества. Участие в конкретных проектах, программах, стратегиях по достижению ЦУР надо четко соотносить с национальными интересами Республики Беларусь.
Продолжается сотрудничество по линии народной дипломатии. С участием руководителей верхних палат парламентов в сентябре этого года запланировано проведение белорусско-узбекского женского бизнес-форума. Ведется подготовка круглого стола по вопросам молодежной политики Беларуси и Китая, мероприятие состоится в ноябре.
Неотъемлемой частью нашей работы на всех международных площадках является активное продвижение позиции о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Озвученная мною инициатива о создании специальноймеждународной инстанции по защите национальных выборов с воодушевлением была воспринята в медиаполе и экспертном сообществе. Это еще раз подтверждает солидарность многих стран в своем стремлении к самостоятельному развитию.
На протяжении сессии мы последовательно разъясняли западным политикам нацеленность Беларуси на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, ценность инструментов парламентской дипломатии, тупиковость и пагубность санкций для мировой экономики.
Только с начала этого года Советом Республики принято 6 заявлений и 1 обращение, которые направлены в ООН, парламенты зарубежных стран и международные организации. Проведена работа по противодействию одностороннему рассмотрению вопросов в Парламентской ассамблее ОБСЕ.
Ответом на политику вмешательства во внутренние дела суверенного государства стало одобрение законопроектов о приостановлении межправительственного соглашения с Польшей о сотрудничестве в сфере образования и прекращении действия межправительственного соглашения с Францией о сотрудничестве в сфере культуры, образования, науки и техники, СМИ.
Позиция Беларуси неизменна:конфронтация — не наш путь. Наша страна готова к сотрудничеству на принципах конструктивного, равноправного и взаимоуважительного диалога.
Мы продолжим взаимодействовать со всеми, настойчиво продвигая миролюбивые и объединительные внешнеполитические инициативы нашего Президента, глубокоуважаемого Александра Григорьевича Лукашенко.
Уважаемые коллеги!
Самое главное достижение белорусского государства в столь рекордно короткие по историческим меркам сроки — это то, что сохранены и приумножены лучшие традиции предшествующих поколений. На протяжении более четверти века наша страна демонстрирует приверженность национальным интересам и главным целям государственного развития, а в основе политического курса — всегда человек и справедливое отношение к нему.
Хочу искренне поблагодарить вас за плодотворную совместную работу. Мы и впредь обязаны делать все, что нужно нашим людям и нашей стране для того, чтобы передать ее последующим поколениям такой же прекрасной, миролюбивой, спокойной, благополучной.
Для нас это дело чести, моральный долг и ответственность перед теми, кто доверился нам, перед Главой государства, который для всех выступает примером настоящего патриота своего Отечества.
В преддверие Дня Независимости позвольте поздравить вас всех с этим наиважнейшим государственным праздником. В современных реалиях эта священная дата, приуроченная к освобождению Беларуси от фашизма, приобретает еще более глубокий смысл и непреходящую ценность для каждого жителя нашей страны.
Этот праздник воплощает в себе историческую преемственность и выбор самостоятельного пути развития республики, основанного на принципах справедливости, социально-политической стабильности, миролюбивой и добропорядочной внешней политики.
Наша история непростая, но она героическая — это постоянный процесс и процесс необратимый. Беларусь — это необратимо. Беларусь — это навсегда!
Уверена, что вместе мы сделаем все для дальнейшего благополучия и процветания нашей родной страны.
Желаю всем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, счастья и всего самого наилучшего.
А нашей стране, нашей любимой Беларуси — только мира и добра!