Выступление Председателя Совета Республики Мясниковича М.В. на открытии заседания Парламентского комитета парламентского измерения ЦЕИ в Минске

Выступление Председателя Совета Республики Мясниковича М.В. на открытии заседания Парламентского комитета парламентского измерения ЦЕИ в Минске

Уважаемые коллеги, руководители и члены делегаций парламентов государств — членов Центрально-Европейской Инициативы!

От лица Национального собрания Республики Беларусь я рад приветствовать вас в Минске, в Беларуси в год председательства нашей страны в Центрально-Европейской Инициативе.

Парламентское измерение наряду с бизнес-измерением и взаимодействием правительств является одним из трёх важнейших столпов нашей организации. Это отражено в уставных документах и позволяет на практике реализовать идею многомерного сотрудничества и максимальной вовлечённости в диалог ключевых институтов всех государств-членов. Без законодательных актов любые, даже самые прогрессивные идеи остаются лишь благими пожеланиями.

Полагаю, что нам всем вместе необходимо активизировать совместную парламентскую деятельность, особенно в области гармонизации законодательства стран — участниц ЦЕИ. Это будет конкретный вклад в политику совместимости большой Европы. Не будет гармонизации национальных законодательств — не будет и реальной интеграции наших 18 государств. Парламентское измерение ЦЕИ может использовать опыт Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств по созданию модельных законов, положения которых каждая из стран стремится учитывать при разработке национального законодательства. Тем самым у парламентского измерения ЦЕИ появится новый инструментарий для совместной деятельности.

Сегодня парламентам предстоит сыграть особую роль в деле развития ЦЕИ и достижения её главной цели — укрепления интеграции и сотрудничества в Европе, развития регионального диалога и партнёрства. Это происходит потому, что именно в политической плоскости всё больше и больше споров о выгодах и издержках глобализации и интеграции. Будущее европейского проекта, многосторонней системы правового решения торговых, инвестиционных и внешнеполитических вопросов сегодня горячо обсуждается в национальных столицах и на международных площадках. Высока неопределенность относительно будущего и мандатов многих наднациональных и международных институтов.

Идеи большой Европы, всесторонней кооперации, взаимовыгодной торговли и инвестиций со времён Аденауэр, Шумана, Моне всегда требовали мощной парламентской поддержки и законодательного обеспечения. Они никогда не давались легко, но сегодня очевидна особая ситуация. В мире быстро растут националистические и протекционистские настроения, политические риски стали присущи не только развивающимся, но и развитым странам, а глобальный экономический рост всё ещё ниже докризисного уровня. В такой обстановке велики соблазны искать односторонние простые и быстрые на первый взгляд решения насущных проблем, часто за счёт интересов партнёров и соседей. Это крайне опасная тенденция. Она требует глубокого осмысления и преодоления, сильного голоса парламентов и ответственных политиков в поддержку:

 

  • кооперации, а не изоляционизма;
  • торговли, а не протекционизма;
  • взаимовыгодного диалога, а не языка ультиматумов.

 

Я полагаю, что вклад нашего форума в такую дискуссию на национальных и международных площадках должен расти. Идеи взаимовыгодного сотрудничества центрально-европейских стран как никогда актуальны сегодня, когда мы ищем новые драйверы экономического роста и конкурентоспособности наших национальных экономик, сталкиваемся с вызовами четвёртой индустриальной революции, старения населения и экологической безопасности. Предлагаю провести серию встреч и консультаций между парламентскими группами наших стран, разделяющих идеи кооперации в регионе ЦЕИ, для «мозгового штурма» и включения в трёхлетний план действий новых мер, направленных на ускорение сотрудничества в приоритетных сферах, ответа на глобальные и региональные вызовы и угрозы. Речь идёт об обмене опытом и подходами к законотворческому процессу по таким важным вопросам, как инвестиционный климат, промышленная кооперация, цифровая экономика и кибербезопасность, инновации и технологии. Мы в этом заинтересованы, полагаю, все.

Страны Центрально-Европейской Инициативы вносят заметный вклад в формирование торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. По итогам 2016 года на их долю приходилось 15,5 % общего товарооборота внешней торговли республики и 18,3 % экспорта.

Со странами ЦЕИ белорусскими компаниями создано 1013 организаций, хотя в последние годы эта работа, в том числе по увеличению их уставных фондов, рядом стран ведется недостаточно активно.

Основными инвестиционными партнерами Республики Беларусь по Центрально-Европейской Инициативе выступают Австрия, Польша, Украина и Чехия.

В 2016 году в реальный сектор экономики Республики Беларусь из 17 стран — участниц ЦЕИ поступило иностранных инвестиций в сумме более 800 млн долларов США (9,4 % в общей сумме поступлений), в том числе прямых инвестиций — 635 млн долларов США (9,6 %).

Традиционно активными являются субъекты хозяйствования Австрии. Так, в 2016 году ими направлено организациям Республики Беларусь 290 млн долларов США инвестиций (35,7 % от всех инвестиций, поступивших из стран — участниц ЦЕИ), в том числе прямых иностранных инвестиций — 160 млн долларов США. Причем за последние 5 лет сумма прямых иностранных инвестиций из Австрии увеличилась в 3,6 раза.

За 2016 год объём поступления иностранных инвестиций от субъектов хозяйствования Польши в организации Республики Беларусь составил 210 млн долларов США (26 % от всех инвестиций, направленных странами — участницами ЦЕИ), в том числе прямых иностранных инвестиций — 190 млн долларов США. Совместная работа с польскими организациями результативна и объёмы привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых, демонстрируют уверенный рост.

Сближая законодательство и внедряя лучшие практики, мы делаем бизнес-климат наших стран комфортнее, облегчаем взаимоотношения между компаниями и правительствами, укрепляем гражданское общество. Большие ожидания Беларусь связывает с научно-техническим сотрудничеством, используя потенциал ЦЕИ. Пока результаты более чем скромные, хотя еще в 2009 году мы открыли в Академии наук Научный центр вторичной сети ЦЕИ, выполнялись пусть эпизодические, но актуальные совместные научные исследования. К сожалению, с 2014 года эта работа прекратилась вообще в связи с проблемами Международного центра теоретической физики в Италии, на базе которого ЦЕИ было решено осуществлять научную деятельность стран ЦЕИ. Надо было бы ответственным структурам исправлять этот недостаток.

Потенциал для этого у наших стран есть. По индексу экономики знаний Беларусь, например, занимает 58-ю позицию из почти 150 стран. При проведении оценки учитываются состояние экономического стимулирования (2,5 балла), качество образования (7,4), инновации (5,7) и информационно-коммуникационные технологии (6,8). Важен также индекс знаний, характеризующий способность генерировать, воспринимать и распространять знания. Беларусь в этом рейтинге занимает 45-ю позицию (индекс KI составляет 6,62 балла). С определенной долей погрешности в корректности сравнений у нашей страны имеется «запас прочности» в 14 пунктов, поскольку индекс знаний на эту величину опережает индекс экономики знаний.

Не могу не затронуть актуальную сегодня в мире тему цифровой трансформации. Беларусь может выступить площадкой, интеллектуальным полигоном для сотрудничества партнеров ЦЕИ в IT-индустрии. У нас есть для этого опыт и знания.

Информатизация является национальным приоритетом Республики Беларусь: у нас приняты Стратегия и Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы.

Подтверждая нашу приверженность принципам суверенного равенства государств, верховенства прав и свобод человека и гражданина, мы выражаем убеждённость в том, что дальнейшее развитие партнёрства стран ЦЕИ и Европы в целом, основанное на цифровых инновациях, способствует решению общих задач устойчивого развития и усиления национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

Полагаю важным усилить многосторонний трек взаимодействия на площадке ЦЕИ между национальными столицами. Мы могли бы активнее использовать эту площадку для содействия проектам, затрагивающим страны региона в транспорте и логистике, энергетике и IT-технологиях, образовании и культуре. Это укрепило бы региональную компоненту нашего партнёрства. Беларусь никогда не ассоциировала европейскую повестку дня исключительно с Брюсселем. Для нас всегда не меньшую, а зачастую ещё большую роль играли национальные парламенты и правительства. Мы предлагаем использовать и развивать потенциал этих связей на площадке ЦЕИ.

Идеи взаимосвязанности — коннективности в Европе — являются содержанием белорусского председательства, а концепция «интеграции интеграций», высказанная Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, приобретает ещё большую актуальность в свете попыток многих политиков начертить новые или вернуть старые разделительные линии в Европе. Беларусь против такого подхода. Вместе, продвигая идеи диалога и партнёрства, мы сделаем больше, чем разрозненные блоковым противостоянием, шаблонами и стереотипами в отношениях.

Государства — члены ЦЕИ совместными усилиями должны вырабатывать консолидированные решения по актуальным вопросам современности и уметь отстаивать свои интересы.

Сегодня не может не вызывать у нас обеспокоенности потеря динамизма в европейском региональном сотрудничестве. Раньше этому мешали санкции. Сейчас иная реальность, а заметной активизации сотрудничества не происходит. Беларусь закрывает образовавшиеся ниши, активно работая с Российской Федерацией, Китаем, Индией. У нас с этими странами имеются большие совместные государственные и региональные программы. Например, с Россией мы проводим уже четвёртый Форум регионов с участием глав наших государств. Очередной Форум состоится ровно через месяц в Москве. Устанавливаются прямые деловые контакты, идут дискуссии о путях повышения эффективности двустороннего и регионального сотрудничества. А можно было бы подобные мероприятия организовать с Польшей, Италией, Болгарией, Австрией и другими странами. И здесь весомую роль могут сыграть парламентарии ЦЕИ.

Республика Беларусь готова участвовать в совместной реализации глобальных мировых проектов. Китай активно развивает инициативы реализации проекта «Один пояс — один путь». Идут поиск, формирование и продвижение новой модели международного сотрудничества. Предлагаю обсудить возможность участия в нем ЦЕИ. Тогда мы сможем в полной мере говорить о бо́льшем продвижении совместимости Европы, Евразии и Китая, а не конкурировать между собой. Политика тарифных и нетарифных ограничений, санкций и других барьеров не имеет перспективы.

В целях интеграции сегодня мы можем предложить европейским странам использовать возможности созданного под Минском белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» с беспрецедентно комфортными условиями для его резидентов.

Мы рады приветствовать в Минске наших друзей и коллег, разделяющих принципы инклюзивного и устойчивого экономического развития наших стран и большой Европы в целом. Это важный краеугольный камень глобального развития и безопасности!

Спасибо вам, плодотворной работы и обмена мнениями, приятного пребывания в Беларуси!

Все новости