В.Ананич: обеспечение кибербезопасности платежей — актуальный вопрос для всего общества

Вопросы развития платежного рынка Беларуси в контексте обеспечения кибербезопасности платежей впервые обсудили во время ноябрьского заседания Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам. Онлайн-мероприятие прошло с участием сенаторов, представителей Национального банка, крупных банков Беларуси и Министерства внутренних дел.

По мнению члена Совета Республики, председателя Правления открытого акционерного общества «АСБ Беларусбанк» Виктора Ананича, сегодня важно, чтобы все заинтересованные стороны шли в ногу со временем и более пристально следили за внедрением технологичных новинок. Учитывая масштаб и актуальность темы, необходимо внести существенные изменения в законодательные акты в части предотвращения различных уловок кибермошенников на ближайшие 3 — 5 лет. Это позволит сделать и банковскую систему, и систему всех платежей в целом более безопасной. По словам сенатора, клиенты банков зачастую лишаются денежных средств по незнанию или наивности.

Сейчас, как отметил В.Ананич, редко можно встретить человека, у которого нет или не было хотя бы одной банковской платежной карточки. Несомненно, «пластик» удобен в обращении — не нужно носить с собой крупные суммы наличных, платеж можно совершить не на почте или в банке, а через интернет-банкинг или даже по QR-коду.

Во время дискуссии на мерах по противодействию мошенничеству, принимаемых крупнейшим банком страны, детально остановился заместитель председателя Правления Александр Егоров. Он подчеркнул, что с распространением безналичной оплаты у обладателей «пластика» появились свои риски. В виртуальном пространстве стали укореняться такие новые явления, как «скимминг», «вишинг» и «фишинг», и, следовательно, стало расти число тех, кто по незнанию либо наивности лишился своих сбережений.

Свои намерения киберворы маскируют — представляются работниками банков, пишут со взломанных аккаунтов друзей владельца карточки в социальных сетях. Для чего им это нужно? Все просто — ключом к лицевому счету является карточка и ее реквизиты: номер карты, срок действия и CVV-код с обратной стороны, при необходимости код подтверждения из SMS-уведомления. Эти данные, как правило, запрашивают при платежах и расчетах в интернете.

В свою очередь, банк на постоянной основе информирует клиентов посредством передач на телевидении, радио, размещения материалов в печатных изданиях и социальных сетях о безусловном соблюдении Правил безопасного использования банковской платежной карточки.

«Беларусбанк» также осуществляет доработку сервисов Интернет-банкинг и М-банкинг в целях внедрения правил, позволяющих выявлять подозрительные действия в каналах дистанционного банковского обслуживания, блокировать их до хищения денежных средств.

В целом, сегодня мошенники используют разные предлоги, чтобы получить сведения о реквизитах платежных карт и остатках по счетам, узнать коды из SMS-сообщений от банка, выманить паспортные данные. А чтобы усыпить бдительность, обращаются по имени и отчеству или называют номер карты клиента.

В таких ситуациях стоит помнить, что сотрудникам банка нет необходимости уточнять у клиентов какие-либо персональные данные — финансовые учреждения располагают ими в полном объеме с самого начала обслуживания. При малейшем подозрении на недобросовестность собеседника сошлитесь на занятость, прервите разговор и сами наберите в банк, чтобы удостовериться в своей безопасности.

По итогам онлайн-мероприятия участники выразили надежду, что все ключевые предложения найдут отражение в проекте указа о противодействии киберугрозам в банковской сфере, который разрабатывается Национальным банком.

Список членов Совета Республики:
Все новости