М.Мясникович: «Законопроектная деятельность в Беларуси требует совершенствования»

2 апреля 2018 г. состоялось открытие четвертой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Совета Республики Михаил Мясникович обозначил основные задачи Совета Республики по совершенствованию социально-экономического развития и государственного строительства.

В своем выступлении Руководитель верхней палаты Парламента отметил важность совершенствования законопроектной деятельности: «Нельзя откладывать подготовку и принятие законов на конец пятилетки». При этом он указал на необходимость более активной работы с Правительством по совершенствованию условий инвестиционной деятельности. «Пока не все предложения Совета Республики нашли должную поддержку, — констатировал он. — Одной из наиболее востребованных законодательных мер является консолидация нормативных правовых актов по данным вопросам в единый комплексный документ, возможно, закон Республики Беларусь об инвестициях». Это обеспечивает для потенциальных и действующих инвесторов полную картину нормативного правого регулирования инвестиционного процесса.

Системный и комплексный подход необходим и при разработке других законопроектов, способствующих социально-экономическому развитию страны и созданию комфортных условий для бизнеса. «Предстоит очень большая работа. Для реализации Декрета № 7 потребуется корректировка, по нашим оценкам, 6 кодексов, 21 закона, 13 указов Президента, 34 постановлений Совета Министров, — уточнил Михаил Мясникович. — Организационно мы приступили к этому ответственному делу».

22 января 2018 г принято постановление Президиума Совета Республики об участии Совета Республики в реализации Декрета № 7. «Члены Совета Республики должны принять документ к неукоснительному исполнению», — подчеркнул он.

Особое внимание Председатель Совета Республики уделил новым подходам к законопроектной деятельности. «Если, например, сделать сравнение с экономическими проектами, где наличие бизнес-плана, научно-технической экспертизы, оценки воздействия, к примеру, на окружающую среду и ряда других документов обязательны, то уместны вопросы: почему не все законопроекты проходят научную экспертизу? Почему не составляется документ по оценке регулирующего воздействия, прогнозированию иных последствий предлагаемого нормативного правового акта? — продолжил Михаил Мясникович. — Почему не в полной мере работает пакетный принцип, когда наряду с законом должны разрабатываться и иные нормативные правовые акты, развивающие и детализирующие его положения? Данные недостатки надо оперативно устранять в нашей парламентской работе».

Как следует из практики законопроектной деятельности многих государств, при рассмотрении законопроектов необходимо иметь документально оформленную оценку регулирующего воздействия на условия ведения бизнеса как стандартный метод измерения и сопоставления издержек и выгод различных вариантов правого регулирования и выбора на этой основе наиболее оптимальных вариантов.

Оценка регулирующего воздействия и прогнозирование социальных, экономических и иных последствий нормотворчества должны помочь выявить и оценить вероятные последствия и побочные эффекты нормотворческих инициатив, а правовой мониторинг — проверить действующие законодательные нормы на предмет их эффективности, подчеркнул Руководитель верхней палаты Парламента.

Он также добавил, что парламентарии недостаточно активны в принятии новых системных нормативных правовых актов, на что справедливо указывает Президент. «Почему мы ждали замечаний и поручений Главы государства по срочной доработке Налогового и Гражданского кодексов? Несколько лет идет работа по корректировке Кодекса об образовании, — напомнил он. — Дело не в отсутствии у сенаторов идей. Они есть. Дело в том, что эти системные и проработанные предложения месяцами, а иногда и годами кочуют из одной инстанции в другую, по различным рабочим группам, комиссиям и так далее». В связи с этим Михаил Мясникович призвал членов Совета Республики быть более активными, предлагать смелые и системные решения и добиваться их принятия, менять стиль и методы работы.

На необходимость слаженной работы всех органов государственного управления для достижения целей и задач социально-экономического развития Беларуси указал Президент страны при отчете госорганов о работе в 2017 году, напомнил Председатель Совета Республики.

Он также поручил председателям постоянных комиссий подготовить и внести предложения по наполнению проекта плана законопроектов на 2019 год.

Отдельно Михаил Мясникович остановился на вопросах союзной интеграции. Совет Республики убедил коллег из России и Посткома Союзного государства в целесообразности серьезного мониторинга состояния союзных отношений Беларуси и России и их соответствия нормам Договора от 8 декабря 1999 года. «Объективный анализ будет рассмотрен на V Форуме регионов, который пройдет осенью. Мы рассчитываем на то, что на Форуме, особенно в процессе его подготовки, будут выработаны рекомендации по углублению союзной интеграции на взаимовыгодных условиях, — подчеркнул Михаил Мясникович. — Не Договор надо менять или цели пересматривать, как заявляют некоторые скептики союзных отношений, а добиваться безусловной реализации поставленных почти 20 лет назад задач, которые являются актуальными и сегодня. Это общий рынок без изъятий и ограничений, равные права граждан».

Все новости