Виктор Ананич, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам

Ананич Виктор Михайлович
Ананич Виктор Михайлович

Когда началась война, моему отцу, Михаилу Федоровичу, который родом из деревни Лютино, что в Кличевском районе, было 14 лет. Он рвался бить фашистов, но отец успокаивал: «Погоди, взрослые и без тебя разберутся…». И все-таки ему удалось стать и партизаном, и бойцом Красной Армии.

Город Кличев был захвачен фашистами 5 июля 1941 г. Директор местного краеведческого музея Наталья Храменкова рассказала, что в этот же день в лесу возле деревни Развадово состоялось заседание Кличевского райкома партии. На нем были созданы пять патриотических групп, которые спустя две недели объединились в первый партизанский отряд. Командиром стал кадровый офицер, старший лейтенант Бородин. Вскоре отряд вошел в состав Красной Армии, а возглавил его местный житель, директор средней школы Игнат Изох. В его отряде было 30 человек. А к началу 1944 года Кличевская зона стала одной из самых крупных в Беларуси по количеству партизан. Число народных мстителей достигало 18 000. И не случайно этот край тогда нередко называли Малой советской землей, ведь территория, контролируемая партизанами, превышала 3 000 квадратных километров.

Михаил Ананич, как свидетельствует наградной лист на сайте partizany.by, стал полноправным партизаном 10 октября 1943 г. Ему было всего 16 лет, но он, приученный с раннего детства к нелегкому крестьянскому труду, мало в чем уступал своим взрослым товарищам. Участвовал в диверсиях на железной дороге и шоссе, плечом к плечу шел в бой с уже опытными партизанами, в атаку на вражеские гарнизоны. В наградном листе есть такие строки: «2 июня 1944 г. в районе д. Орлино в бою убил 7 немецких солдат и офицеров… 22 мая 1944 г. тов. Ананич убил немецкого офицера... Достоин правительственной награды медали «Партизану Отечественной войны» 2-й степени». Подписали документ командир Кличевского соединения Игнат Изох и командир партизанского отряда Василий Ананич. Вообще фамилию Ананич можно смело относить к разряду партизанских. В отряде, где служил Михаил, было несколько Ананичей. Все они, как сегодня вспоминаю, в той или иной степени были родственниками: «Я знаю, что у моих дедов и прадедов были большие семьи. Все они вышли из деревни Лютино и далее уже расселились по всей Беларуси».

Признаюсь, что впервые наградной лист на своего отца увидел случайно. Это было некое провидение. «Беларусбанк» несколько лет подряд выступает официальным партнером передвижной выставки «Партизаны Беларуси». Мы помогали ее организовывать, а оказалось, что там есть документы по моему отцу. Когда мне показали наградной лист 1944 года с сайта partizany.by, в котором говорилось о его подвигах, появилось ощущение, будто я лично переживаю события тех лет. Я жалею только об одном: не успел подробно расспросить отца, маму, бабушку и дедушку о тех суровых днях. Тогда мне казалось, что есть время, а сегодня понимаю, что не успел... Отец был очень скромным человеком и не любил рассказывать о своих партизанских годах и службе на передовой в регулярной Красной Армии. Летом 1944 года Михаила Ананича мобилизовали и он дошел до Кенигсберга. После войны до самой пенсии работал вулканизаторщиком на Бобруйском заводе резино-технических изделий.

Вспоминая и восстанавливая эти страницы истории нашей семьи, отмечу, что моя мать, София Викторовна, находилась в 1942 году в пересыльном лагере для отправки в Германию, который был расположен на территории Бобруйской крепости. Тогда немцы хотели сжечь деревню Старинки Бобруйского района за то, что партизаны взорвали мост недалеко от деревни (за связь с партизанами). Затем молодежь погрузили в машину и отвезли в лагерь. Мама смогла бежать и спряталась у тети в деревне Сычково.


(Михаил и София Ананич, 1955 год)

Это наш долг — помнить о войне и быть благодарными нашим предкам, которые героически сражались и отстояли мир на земле. Например, мой дядя, брат мамы, Амбражевич Игнатий Викторович, прошел всю войну. Он погиб 30 января 1945 г. и похоронен на границе Польши и Германии (похоронка хранится в Бобруйском военном комиссариате).


(Игнатий Амбражевич)

Я горжусь историей моей семьи, помню ее детали и делаю все возможное, чтобы передать память детям и внукам. В Год исторической памяти и в канун Дня Победы желаю крепкого здоровья каждому ветерану и говорю им: «Спасибо, что дали нам возможность жить и процветать под мирным небом».

Все интервью