Татьяна Абель, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию

Абель Татьяна Валерьевна
Абель Татьяна Валерьевна

Мой дед Воеводов Иван Авдеевич родился в 1901 году на Гомельщине в дер. Скепня Жлобинского района. Участвовал в советско-финской войне, а в сентябре 1941 г. в возрасте 40 лет был призван в ряды Красной Армии и отправлен на фронт Великой Отечественной войны, прошел всю войну, дошел до Берлина и участвовал в его взятии.

Дедушка не любил говорить о том времени. Очень мало что нам удалось узнать о войне с его слов. Но некоторые короткие воспоминания особо запали в душу. Так, по рассказам дедушки, во время перерывов между боями он чинил обувь простых солдат. Тогда сапоги были в цене, ведь в военное время достать новые было невозможно и, конечно, призванные юные 18 — 20-летние мальчики не всегда умели это делать. Много лет спустя, в мирное время мы порою видели дедушку за этим занятием, молчаливого и сосредоточенного. Пойдя на фронт в более зрелом возрасте, 40-летним мужчиной, он относился к солдатам по-отечески, учил их рыть окопы, рассказывал о грозящей опасности. Дедушка был старшиной, а потому осознавал, что фактически в военное время он заменяет солдатам и отца, и мать.

Когда рассказываешь о войне через историю своей семьи, то все знаковые исторические события воспринимаешь совсем по-другому. Например, одно из решающих сражений Великой Отечественной войны — битва под Курской дугой. Она занимает особое место во всех учебниках даже о Второй мировой войне. Но за сухими фактами — жизни и судьбы живых людей.

В 1943 году в боях под Курской дугой принимал участие и мой дед. Для моей семьи это сражение запомнилось не только как кульминационная точка Великой Отечественной и Второй мировой войны, где советские войска окончательно взяли наступательную инициативу в свои руки. Еще будучи маленькими, мы все время спрашивали у мамы, почему на ногах у дедушки какие-то многочисленные выступы. В том сражении мой дедушка был ранен. Медикаментов катастрофически не хватало, поэтому операцию по удалению множественных осколков из ног проводили по-живому, просто давая зажать деревянную палку зубами. А на ногах дедушки мы видели следы той самой полевой операции... Тогда мы еще не осознавали, каких усилий и невероятного мужества стоила победа в этом грандиозном сражении.

Во время службы он также попал и в блокаду в Ленинграде. Там дедушка тяжело заболел и после блокады был фактически отправлен домой доживать свой век. Врачи не верили, что он выживет. Однако дома он поправился и даже смог вернуться на фронт. Мама вспоминала, что после блокады он строго-настрого запретил давать ему больше, чем одну ложку молока. Даже если он будет умолять. Не удивительно, ведь после пережитого голода и нечеловеческих условий большее количество молока могло просто убить ослабленный, отвыкший от нормального питания организм.

Воля к жизни, а также желание принести мир своей Родине вернули деда на фронт, где он проявил героизм, свойственный людям той эпохи.

Он был минометчиком. В августе 1944 г. он был награжден медалью «За боевые заслуги» за то, что в бою под артиллерийским обстрелом противника огнем своего миномета уничтожил станковый пулемет и пулеметчиков врага, что дало возможность продвижения нашей пехоте.

Второй раз дедушка отличился в боях за город Данциг. Армейская сводка гласит: «Во время артиллерийского налета противника на боевые порядки батареи возник пожар, огонь которого перебросился на склад боеприпасов, угрожая взрывом таковых. Товарищ Воеводов, рискуя жизнью, выносил из пожара боеприпасы, тем самым предотвратил созданную опасность для личного состава батареи, также для окружающих воинских частей». Тогда дедушка не просто спас боеприпасы, он спас жителей военного городка. За это в апреле 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды.

Память о моем дедушке Иване Воеводове мы храним в своей семье. Сегодня уже мои внуки знают своего героического прадеда, и, я уверена, расскажут о нем и своим внукам. Ведь пока жива память народа — жив и сам народ. Все интервью