Татьяна Абель, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию

Абель Татьяна Валерьевна
Абель Татьяна Валерьевна

Фамилия Абель известна далеко за пределами Беларуси как известная цирковая фамилия. Именно с моего дедушки — Абеля Александра Адамовича — началась цирковая история моей семьи. Дедушка родился в 1908 году в г. Гомеле. Окончил в 1932 году Московский техникум циркового искусства, возглавил группу цирковых акробатов и вместе с женой исполнял трюки как «человек-резина». Его безусловная любовь к воздуху, к авиации привела в военные годы к тому, что служил он авиационным техником. Даже своего младшего сына он назвал в честь Валерия Чкалова — Валерием.

В армию дедушка был призван из Орши, где семья находилась на гастролях. Примечательно, что железный характер и творческую жилку он сохранял даже в нелегких военных условиях.

В нашей семье сохранилось множество писем дедушки Александра, которые он писал моей бабушке, оказавшейся с детьми в эвакуации в Башкирии. Их переписку сегодня мы читаем как какой-то роман со множеством неожиданных деталей. Находясь далеко на фронте, дедушка оставался главой семьи — даже по незначительным бытовым поводам бабушка советовалась в письмах с мужем, а он отвечал ей стихами.

Его безусловная любовь к семье и детям, а также ненависть к врагу, который разрушал и уничтожал родную землю, передавалась в его стихах. Будучи маленькой, я наизусть знала его стих «Письмо к детям» и каждый раз, цитируя его, я плакала. Меня, маленькую девчонку, которая, наверное, даже не особо еще понимала, что такое война, до глубины души трогали эти строчки, мне было невероятно жалко дедушку и бабушку, которые терпели все эти невзгоды и лишения, которые воочию видели ужасы войны.

Только бы здоровы, живы дети были.
Помогали маме, в зиму не остыли.
Хорошо чтоб ели, хорошо чтоб пили,
Хорошо бы только — снова вместе были.
Чтоб опять кататься на велосипеде,
Чтобы рассмеяться на большом обеде,
Чтоб на стадионе бегать по дорожке,
Что бы у детишек укреплялись ножки.

Чтобы нас не смели разлучить, обидеть —
Научитесь, детки, фрицев ненавидеть!
Помнить, как без крова, в дни войны суровой,
Враг лишил вас хищный и отцов и пищи.
Вот что папа хочет, вот о чем мечтает,
Знаю папу детки любят, ожидают.

В этой выдержке из дедушкиного стихотворения заключаются вся трагедия народа, подвергшегося нападению фашистских захватчиков, переживания за семью, стремление защитить Родину, желание обрести мир. Именно благодаря письмам дедушки ненависть к нацистам навсегда впечатана в генетический код моей семьи.

Письма с фронта — это отдельный вид военной истории. Там солдаты — не герои, идущие в атаку, а чьи-то мужья, отцы, сыновья и братья. Мой дедушка, находясь на передовой, тем не менее всегда старался поддержать бабушку. Ведь он понимал, что, оказавшись в эвакуации, в деревне, она одна с тремя маленькими детьми вынуждена была не только стараться выжить, но также работать, чтобы обеспечить фронт всем необходимым.

Пригодились на фронте и артистические навыки моего деда. В перерывах между боями он устраивал для солдат небольшие выступления «человека-каучука», чтобы как-то отвлечь их от тягот военной жизни и хоть немного напомнить о той мирной жизни, за которую они сражаются.

Старания его и тысяч советских граждан увенчались успехом. Дедушка дошел до Берлина и исполнил свой долг — освободил Родину от врага, завоевал мир для своих детей и для миллионов детей нашей планеты.

В память о военном прошлом дедушки у нас хранятся его медали: «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг». А в благодарность ему мы сохраняем цирковую династию и продолжаем начатое им дело — прославляем фамилию Абель.

Все интервью