Ольга Новогран, помощник члена Совета Республики Эльвиры Сороко

Ольга Новогран, помощник члена Совета Республики Эльвиры Сороко

До войны Когда я была маленькой, бабушка часто рассказывала мне про войну. Эти воспоминания были самой важной и самой трагичной частью ее жизни. Вернуть бы детство да записать ее искренние рассказы, восстановить по крупицам все годы, проведенные в немецкой оккупации, да только не у кого теперь спросить…

Бабушка говорила, что партизаны часто заходили в деревню. Им помогали, как могли: хлебом, овощами, одеждой. Немцы приезжали редко, но каждого их появления ожидали с ужасом, прятали детей и долго молились перед иконами. И беда обходила деревню стороной, но не обошла семью моей бабушки. Однажды темной осенней ночью 1943 года, когда все уже спали, в дом постучали. Вошли двое с оружием в руках и потребовали разбудить дедушку Алексея. Это были местные полицаи. Дедушка вышел из комнаты, даже не успев одеться. Прозвучал выстрел — и в это мгновенье бабушка стала вдовой.

Ей одной было очень тяжело растить и поднимать на ноги троих своих дочерей и рано осиротевшего племянника. Недоедали, недосыпали, трудились. Но так в то время жили многие. Мне хорошо запомнилось, как бабушка всегда повторяла: «Все можно пережить, лишь бы не было войны…».

А вот бабушкины братья — Капацевич Николай Григорьевич и Капацевич Алексей Григорьевич из дер. Сулятичи Новогрудского района — воевали с фашистами на фронте.

Николай Капацевич в первые дни войны был мобилизован в армию. Служил в кавалерийских войсках. В одном из боев был серьезно ранен — возле окопа, в котором находились солдаты, разорвалась немецкая мина. Ее осколками дедушке оторвало пальцы на правой руке. Сохранился только один палец, которым дедушка в ту минуту нажимал на курок винтовки.

После ранения Николай Капацевич воевал с фашистами в партизанском отряде имени Щорса, командиром которого был Петр Миронович Машеров. К слову, вместе с Машеровым дедушка Николай потом лечился в госпитале после очередного ранения.

После войны, когда Петр Машеров был первым секретарем ЦК КПБ, дедушка ездил к нему на прием и они долго разговаривали, вспоминая военные годы.

Алексей Капацевич также воевал на фронте. Служил в заградительном отряде. Задачей этого воинского формирования являлось поддержание воинской дисциплин на передовой, поиски диверсантов и шпионов, возвращение в часть дезертиров. В одном из боев дедушка Алексей был ранен: осколком ему выбило глаз.

После госпиталя Алексей Капацевич продолжил службу в войсках НКВД. А после освобождения от блокады Ленинграда служил мичманом в Ленинградской военно-медицинской академии.

Николай и Алексей Капацевичи были демобилизованы в званиях «старшина». У них много военных наград. Оба награждены орденами и медалями. После войны Николай Григорьевич и Алексей Григорьевич жили в Новогрудском районе, работали в сельском хозяйстве. Все интервью