Отец мой, Андрей Семёнович Ляхов, из того поколения, которому достались нелегкая судьба — довоенное детство, фронтовая юность и восстановление разрушенной войной страны.
Когда началась Великая Отечественная война, ему не было еще и 16 лет. В 17 он был направлен военкоматом в Харьковское военно-авиационное училище, эвакуированное в Сибирь. Отобрали его туда по здоровью и по итогам собеседования. Там отец прошел ускоренную подготовку на штурмана, и в конце 1944 года в звании младшего лейтенанта был направлен в действующую армию. Воевал на 3-м Белорусском фронте в ночном бомбардировочном авиационном Витебском Краснознаменном полку. Штурмовал Кёнигсберг. Именно там, в Восточной Пруссии, были самые тяжелые бои конца войны.
Отец, как и большинство настоящих фронтовиков, о боевых эпизодах рассказывать не любил. Помню, подчеркивал, что у летчиков, по крайне мере в конце войны, были порядок и дисциплина. Они в то время были элитой. Летчиков ценили, потому что их трудно подготовить, и многие гибли.
О боевом пути отца и обстоятельствах получения им боевых наград я узнал только после того, как на сайтах в открытом доступе появилась архивная информация.
В наградном листе на представление младшего лейтенанта Андрея Семеновича Ляхова к его первой награде — ордену Красной Звезды читаем: «За время нахождения на фронте Отечественной войны проявил себя отличным штурманом, в совершенстве овладевшим техникой самолетовождения ночью в любых метеоусловиях и противодействии зенитных средств противника… совершил 85 успешных боевых вылетов на бомбардирование живой силы и техники противника в районах Восточной Пруссии… Участвовал в прорыве сильно укрепленной много эшелонированной обороны противника при взятии нашими войсками городов: Пилькаллен, Куссен, Гумбинен, Инстенбург, Кёнигсберг… При выполнении боевых заданий неоднократно подвергался интенсивному обстрелу средств зенитной артиллерии противника, но несмотря ни на что он всегда отлично выполнял боевых задания, показывая при этом образцы мужества и отваги…
В ночь на 19 апреля 1945 года, выполняя боевое задание по уничтожению артминбатарей, живой силы и техники противника в районе п. Нойтиф, экипаж встретил сильное зенитное противодействие противника… Но несмотря на то, что в первом полете осколками зенитных снарядов было повреждено хвостовое оперение самолета, экипаж произвел 7 успешных боевых вылетов, уничтожил артбатарею и ряд объектов противника…».
Сред боевых наград отца — орден «Отечественной войны I степени», медали «За взятие Кёнигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»…
День Победы он встретил в Кёнигсберге.
После войны полк отца вывели в Речицу. Там он демобилизовался, женился и остался в Беларуси. На Гомельщине в дальнейшем и строилась его карьера. За труд в мирное время отец был награжден орденами Октябрьской революции, Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени.
Все интервью