Глубокоуважаемая Валентина Ивановна!
Дорогие друзья!
Сердечно приветствую всех участников XI Форума регионов Беларуси и России.
От имени всех присутствующих позвольте выразить искреннюю признательность и благодарность глубокоуважаемому Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко и глубокоуважаемому Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за постоянную всестороннюю поддержку Форума.
Исключительный уровень политического доверия, взаимопонимания, заинтересованности в общем результате, поистине образцовый характер белорусско-российского стратегического сотрудничества — прежде всего это заслуга глав наших государств.
На решающем этапе формирования многополярного мира, характеризующемся глобальной перестройкой реальности в условиях кризиса диалоговых стратегий и тектонических сдвигов ценностной сферы, историческую роль наших лидеров переоценить невозможно.
Благодаря мудрой и дальновидной политике президентов Беларуси и России Союзное государство является успешным ядром интеграции в Большой Евразии и цивилизационным флагманом для всех прогрессивных сил человечества.
Уважаемые друзья!
В нынешнем году — особом для нашей страны, ознаменованном 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, Форум принимает Витебщина — исконно славянская земля.
Города Витебск, Полоцк и Новополоцк не только олицетворяют связь поколений, историю и современный этап развития Республики Беларусь, но и наше нерушимое единство с братской Россией.
Хочу выразить искреннюю благодарность председателю Витебского областного исполнительного комитета, уважаемому Александру Михайловичу Субботину, руководству Витебска, Полоцка и Новополоцка за радушный прием и организацию мероприятий Форума.
Важность этой диалоговой площадки в истории парламентаризма, межгосударственного и межрегионального сотрудничества Беларуси и России трудно переоценить.
Очевидно, что каждый раз — это по-настоящему знаковое событие, вызывающее живой интерес не только белорусов и россиян, но и широкой мировой общественности. Это тот формат стратегического сотрудничества, которым мы гордимся и по праву можем называть достоянием наших братских народов.
Слова глубокой благодарности и признательности Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, уважаемой Валентине Ивановне Матвиенко, за неизменно доброе отношение к Беларуси и самое серьезное внимание к белорусско-российскому межпарламентскому взаимодействию.
Беспрецедентный масштаб, результативность и потенциал Форума и в целом уровень партнерства регионов наших стран были бы невозможны без Вашего непосредственного участия.
Уважаемые участники Форума!
За небольшой по историческим меркам период Форум регионов Беларуси и России стал одним из символов Союзного государства.
За десятилетие этот межрегиональный саммит, традиционно проводимый под эгидой Совета Республики и Совета Федерации с участием широкого представительства исполнительных органов власти, бизнеса, ученых, приобрел свой особенный, неповторимый стиль и продолжает прирастать новыми творческими идеями и самыми смелыми, амбициозными проектами.
Впервые в мероприятиях Форума обеспечено представительство международных структур — Содружества Независимых Государств и ее Межпарламентской Ассамблеи, Евразийской экономической комиссии, Шанхайской организации сотрудничества.
Cостоялась специальная панельная сессия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации, в Новополоцке прошел Молодежный форум городов-побратимов.
Качественное расширение функциональных направлений совместной работы — это не просто признание успешности и высокой эффективности данного формата сотрудничества, а свидетельство неуклонного повышения его роли в институциональной системе Союзного государства и углублении белорусско-российского интеграционного строительства.
Наши страны продолжают успешно развиваться, отстаивая и развивая союзную интеграцию с учетом национальных интересов, гибко адаптируются к условиям геополитической реальности и демонстрируют хорошие темпы роста.
Во многом это благодаря Форуму регионов, стимулирующему совместную последовательную работу областей Республики Беларусь и субъектов Российской Федерации в торгово-экономической, инвестиционной, гуманитарной сферах.
Так, за прошедшие десять лет подписано 588 соглашений различного уровня и заключено коммерческих контрактов на общую сумму более 20,5 млрд белорусских рублей. По сумме заключенных контрактов в этом году Форум превзошел все предыдущие рекорды: мы приблизились к отметке — более 1 млрд 100 млн белорусских рублей, или 30 млрд российских. На полях Форума подписано более 250 документов.
Заявленная тематика XI Форума регионов Беларуси и России «Роль межрегионального сотрудничества в построении инновационной экономики Союзного государства» чрезвычайно актуальна и востребована. Это важная целевая задача, ключевое условие обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности наших стран.
Эпоха прорывных научных решений, инноваций и высокотехнологичных достижений диктует свои жесткие правила конкуренции и борьбы за передовые позиции в системе международных координат. И только того ждет успех, кто идет в ногу со временем, предвосхищает прогресс и не боится возглавить неотъемлемые и неизбежные процессы современности. Историческая миссия нынешних поколений — обеспечить неотвратимость инновационного развития Союзного государства на благо наших стран и народов.
За последние годы Беларусь и Россия реализовали целый ряд стратегически важных решений, благодаря чему добились прорывных успехов, а союзная интеграция вступила на новый этап развития. Однако сама суть нынешней эпохи состоит в том, чтобы не останавливаться на достигнутом.
О готовности наших стран взаимодействовать еще интенсивнее свидетельствуют Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства до 2026 года, где сделан акцент на совместном развитии отраслей реального сектора экономики. Это означает, что ближайшие годы станут прорывными по целому ряду направлений, таких как станкостроение, машиностроение, самолетостроение.
Вместе с тем еще требует глубокого осмысления и совместной практической проработки ряд концептуальных вопросов, от решения которых напрямую зависит успешность инновационного развития Союзного государства.
Первое. Создание инновационной продукции — многосложный непрерывный процесс, который требует глубокой вовлеченности всех заинтересованных — государственных органов и организаций, бизнеса, научных и экспертных учреждений, общественных объединений, средств массовой информации.
Благоприятствовать этому должно прежде всего формируемое единое научно-технологическое пространство Беларуси и России, предполагающее обеспечение взаимного доступа к исследовательской инфраструктуре, формирование эффективной системы коммуникации между научными коллективами, гармонизацию нормативной правовой базы. Стратегию научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года следует наполнить конкретными мероприятиями, обеспеченными необходимыми правовыми, организационными, финансовыми инструментами.
Несомненно, определение в качестве головных научных организаций по реализации стратегии — Национальной академии наук Беларуси и научно-исследовательского центра «Курчатовский институт», где сконцентрированы основные научные компетенции наших стран, — даст свой результат.
В целях повышения уровня скоординированности совместной работы в целом предлагаю ввести традицию объявления тематического года Союзного государства. Так, следующий, 2025 год обоснованно посвятить теме науки, инноваций и технологий, что позволит синхронизировать устремления не только Беларуси и России в данном направлении, но и Союзного государства с ключевыми геополитическими игроками и всеми странами, с которыми у нас общее видение будущего.
Второе. Мы должны больше знать инновационный потенциал и фактические возможности друг друга, объединять наши преимущества и вместе создавать эксклюзивные, востребованные рынком товары и услуги, передовые ресурсосберегающие и экологичные промышленные технологии, повышающие конкурентоспособность союзной экономики.
Прекрасным примером демонстрации инновационных достижений служат выставки и презентации, организованные в дни проведения Форума. Уверена, что Международный выставочный центр, который возводится в рамках концепции «Умный город» в новом районе белорусской столицы, сможет достойно представить совместные разработки ученых и промышленников Беларуси и России.
Для повышения эффективности вовлечения в экономический оборот высокотехнологичных разработок и решений, недопущения излишнего дублирования производственных мощностей в наших странах и более взвешенного планирования при строительстве новых предприятий на территории Союзного государства и других интеграционных объединений с нашим участием целесообразно провести инвентаризацию разрабатываемых, произведенных и применяемых в Беларуси и России инноваций. Многофункциональная цифровая платформа будет оптимальным практическим решением этой задачи.
Целесообразно активнее подключать к белорусско-российскому сотрудничеству в сфере инноваций молодежное, студенческое и научно-экспертное сообщества, в том числе с использованием ресурса Евразийского сетевого университета.
Следует внедрить практику создания и наполнения банка инновационных идей евразийского пространства, включая опыт лучших практик, перечень партнеров для взаимодействия, инициативы и проекты, заслуживающие внимания в контексте развития регионального сотрудничества.
Отдельной проработки, в том числе на законодательном уровне, требуют вопросы обеспечения трансфера технологий между Беларусью и Россией, а также с третьими государствами.
Нужна гибкая система экспертизы, максимально упрощенный и понятный процесс комплексной оценки инновационного продукта. Обоснованно рассмотреть вопрос о создании белорусско-российского экспертного совета по промышленности при Группе высокого уровня Совета Министров Союзного Государства.
Третье. Сфера науки и высоких технологий не может существовать сама по себе, а должна быть хорошо интегрирована в реальный сектор экономики. Но и промышленность в свою очередь обязана формировать четкий запрос на конкретные новшества, наращивать инвестиции в исследования и разработки, задавать вектор технологического развития. Бизнес и государство должны нести солидарную ответственность за поддержку прикладной науки.
У наших стран огромные перспективы сотрудничества в сфере развития атомной энергетики, производства накопителей энергии, микроэлектроники, лазерной техники, ядерной медицины, биотехнологий, генной инженерии, разработки вакцин. Большие перспективы у нас в сфере создания космического оборудования и кораблестроения, искусственного интеллекта и информационных технологий, больших данных, виртуальной дополненной реальности и по многим другим направлениям, где у нас уже есть серьезный задел и мы обязаны его в полной мере использовать на благо прогресса.
Четвертое. Инфраструктурная система создания, внедрения, реализации и утилизации инновационной продукции нуждается в постоянном совершенствовании.
Сегодня сотрудничество между регионами Беларуси и России развивается весьма продуктивно. Активно поддерживаются контакты.
Проактивность руководителей на местах может служить примером для многих органов республиканского и федерального уровня, министерств и комитетов. Непосредственно заинтересованными напрямую решаются вопросы заключения соглашений, подписания коммерческих контрактов, реализации совместных проектов в самых различных сферах.
Более весомой в обеспечении инновационного развития может и должна быть доля союзного бюджета. В том числе необходимо активнее использовать такой инструмент, как компенсация части расходов на обслуживание кредитов, выделенных на финансирование программ и проектов в сфере импортозамещения и укрепления технологического суверенитета. Видится, что координатором в этой работе должен выступать Постоянный Комитет Союзного государства.
При этом ни в коем случае нельзя умалять роль регионов в обеспечении экономического роста на основе инноваций. Местные власти всегда должны поддерживать интеллектуальные высокотехнологичные предприятия и отрасли, которые являются наиболее перспективными и устойчивыми точками роста экономики, обеспечивая ее диверсификацию. Следует усиливать позиции региональных технопарков в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и потенциальных источников инвестиций.
Пятое. Очевидно, что инновационная экономика является достаточно капиталоемкой, требует значительных инвестиционных вложений. Однако наряду с финансовой составляющей для их успешной реализации не менее важен человеческий потенциал. В наших странах сохранены сильные научные школы, имеется серьезный задел для расширенного воспроизводства знаний, которые впоследствии будут трансформированы в инновации.
Надо уделять приоритетное внимание подготовке специалистов, сохранению и усилению кадрового потенциала, поставив стратегическое предвидение и инновационность мышления в приоритет во имя прогресса.
Решающее значение имеет союзная система продвижения новых компетенций и оригинальных идей, поддержки и стимулирования инновационной деятельности, способствующая рождению современных отечественных героев-новаторов и побуждающая их на новые свершения.
Уверена: наследники Великой Победы еще не раз заявят о себе на весь мир, продолжая славное дело Петра Капицы, Жореса Алферова, Михаила Высоцкого, Павла Сухого и многих других выдающихся ученых, инженеров, конструкторов и пополняя доблестную плеяду талантов наших стран.
Шестое. Инновационное развитие надо развернуть лицом к обычным людям, сделать инновационную экономику по-настоящему народной, не потеряв за инновациями самого человека.
При этом под инновациями следует понимать не только и не столько новые товары и услуги, но и технологии, управленческие и бизнес-практики, подходы в социальной политике, благодаря которым благосостояние и качество жизни наших граждан будут неуклонно повышаться.
Следует шире популяризировать отечественные открытия и разработки, особенно среди молодежи, которая сегодня массово стремится в IТ-сферу; через повсеместное внедрение инноваций проявлять заботу государства о людях; повышать привлекательность Беларуси и России, Союзного государства как места для жизни, трудовой деятельности, всестороннего саморазвития.
Например, «умные экосистемы» способны придать новое дыхание малонаселенным городам, возродить моральный облик села (такими успешными примерами в Беларуси могут служить «деревни будущего»).
Следует максимально ориентировать инновационный потенциал наших стран для принципиального ответа на общие вызовы.
Прежде всего — это вопросы демографической безопасности, вовлечения трудоспособного населения в экономику, продления активного долголетия, создания инклюзивной среды, профилактики и борьбы с вирусными инфекциями, природными и техногенными катаклизмами.
Не менее важно объединять усилия в вопросах формирования у населения информационного иммунитета, обеспечения преемственности поколений, сохранения исторической памяти и защиты правды о событиях прошлого, социокультурной адаптации мигрантов и их интеграции в повседневный уклад жизни белорусов и россиян. Мы должны вместе укреплять классический статус семьи и брака, сохранять и защищать традиционные ценности, воспитывать настоящих патриотов.
Седьмое. Мы должны четко понимать глобальные тенденции инновационного развития, современные социальные запросы и требования к инновационной продукции, а также знать, где сконцентрированы наиболее перспективные ниши для экспорта произведенных в наших странах товаров, услуг, технологий и каковы условия работы на этих рынках. Необходимо объединять наши усилия в поиске и освоении новых направлений повышения экспортного потенциала.
На внешнем контуре Союзного государства основными задачами инновационных белорусских и российских компаний в сотрудничестве с зарубежными организациями, прежде всего по линии ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН, являются развитие многосторонней научной дипломатии, содействие исследовательской деятельности, обеспечение реализации межправительственных соглашений, создание совместных инновационных научно-технологических центров, разработка и реализация совместных программ инновационного развития.
И главное — нам следует осмысленно, целенаправленно, планомерно формировать союзную культуру инновационного развития в условиях постглобального мира.
Инновации должны неизбежно служить цели укрепления идеологических позиций Союзного государства как оплота здравого смысла, справедливости, добродетели, исключительного качества социальных стандартов, устойчивости мировоззренческого фундамента, высокой духовности и нравственности.
Наш неизменный ориентир — прежде всего человек и человечность, и если эти непреходящие ценности будут всегда впереди инноваций и инновационного развития, то технологический прорыв неизбежен.
При этом, безусловно, любые предпринимаемые шаги на таком непростом, но абсолютно праведном пути должны отвечать общей стратегии белорусско-российского сотрудничества и увязываться с логикой цивилизационного развития.
Дорогие друзья!
Нам надо вместе идти вперед, вырабатывать действенные решения в отношении вызовов современности, предвосхищать будущее. Необходимо постоянно совершенствовать собственную стратегическую модель межрегионального взаимодействия как непреходящую ценность и базовое условие интеграционного строительства. Союзная повестка — это достижение национальных приоритетов, общих долгосрочных целей и совместное прогрессивное развитие.
Не сомневаюсь: работая такой большой и компетентной командой, мы выйдем на конкретные решения, направленные на дальнейшее поступательное развитие наших отношений в духе всестороннего стратегического партнерства, нерушимого союзничества и настоящей братской дружбы.
Желаю всем участникам пленарного заседания Форума продуктивной работы.
Уверена, что сегодня в ходе выступлений будут предложены решения актуальных вопросов в сфере построения инновационной экономики и дальнейшего развития союзной интеграции, сформулированные рекомендации найдут свое применение на практике, а идеи и инициативы — конвертированы в совместные проекты.
Благодарю за внимание.
Все интервью