О деятельности национального механизма по достижению ЦУР в Республике Беларусь

Хоменко Сергей Николаевич
Хоменко Сергей Николаевич

Уважаемые участники Форума!

В качестве Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития в Республике Беларусь разрешите приветствовать всех вас и поблагодарить за участие в этом важном для нашей страны мероприятии.

С 2015 года, когда на Саммите ООН была принята Повестка-2030 и 17 Целей устойчивого развития, Республика Беларусь проводит целенаправленную политику по достижению Целей на национальном уровне и стремится вносить посильный вклад в общие усилия в глобальном контексте.

Что особенно выделяет Беларусь в ее работе по реализации Повестки-2030, это специфический национальный механизм, или как его часто называют «национальная архитектура управления работой по достижению Целей устойчивого развития».

Отрадно, что позитивные отклики в адрес национальной архитектуры всегда звучали и продолжают звучать со стороны международного сообщества, в том числе и от руководства ООН.

Основы этого механизма были заложены с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2017 г. № 181 «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития». Этот Указ, в свою очередь, стал результатом участия Главы государства в Саммите ООН 2015 года, в ходе которого Президент Беларуси изложил видение нашей страны по реализации Повестки-2030 и достижению Целей устойчивого развития.

Таким образом, во главе национального механизма стоит Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех прежних Национальных координаторов – Марианну Акиндиновну Щеткину, Анатолия Михайловича Исаченко, Леонида Константиновича Зайца и Валерия Ивановича Бельского – за их большой и неоценимый вклад в развитие и укрепление этого механизма.

Также хотел бы выразить признательность Министерству иностранных дел Республики Беларусь, которое все эти годы эффективно выполняло функцию секретариата Национального координатора.

Не могу не высказать и слова признательности правительству Российской Федерации за финансовую поддержку функционирования механизма через проекты технической помощи.

Я бы хотел остановиться на трех важнейших компонентах функционирования этой структуры – инклюзивность, охваченность и мониторинг – которые сделали ее поистине востребованной и эффективной.

Итак, первый компонент – инклюзивность.

Как отметил в своем выступлении Министр иностранных дел Республики Беларусь Сергей Федорович Алейник, Беларусь на протяжении многих лет выступала за решение глобальных проблем через тематические партнерства, объединяющие в своих рядах правительства, международные организации, неправительственные организации, частный сектор, академическое сообщество, молодежь.

Логика такого подхода проста – взаимосвязанные и сложные вызовы современности можно успешно решать только с привлечением всех позитивных «игроков». Опыт показывает, что для каждого из них находится роль и место в общих усилиях.

Такой «инклюзивный» подход был применен и в построении национальной архитектуры управления работой по достижению Целей устойчивого развития в Республике Беларусь.

Действительно, в нашем национальном механизме есть место для всех – для органов государственного управления, парламентариев, бизнеса, гражданского общества, ученых, молодежи, партнеров из международных организаций. Все эти «игроки» успешно взаимодействуют в рамках Совета по устойчивому развитию, которым руководит Национальный координатор.

Мы работаем все вместе, ценим и уважаем друг друга, и каждый стремится вносить максимальный вклад в рамках своей компетенции в общее дело достижения Целей устойчивого развития в Республике Беларусь.

Второй компонент – охваченность.

В Повестке-2030 семнадцать целей и 169 показателей определены как «интегрированные и неделимые». Это означает, что не может быть успеха по каким-то отдельным Целям, если по другим происходит отставание. Это также значит, что Повестка-2030 может и должна быть реализована только как целостный документ.

На таком же подходе, основанном на полном охвате всех проблем устойчивого развития, функционирует и наша национальная архитектура.

Мы рассматриваем все вызовы и проблемы, характерные для нашего национального развития, и обсуждаем, например, как успехи в одних областях могут придать синергический эффект для движения вперед по другим направлениям.

Так, например, в последние годы в фокусе Совета по устойчивому развитию находились такие разные, но важные темы, как:

деятельность по развитию регионов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

организация взаимодействия белорусской стороны и международных организаций по реагированию на COVID-19;

незаконная санкционная политика западных стран и ее влияние на устойчивое развитие страны;

взаимодействие государства с организациями системы ООН по поиску альтернативных доноров технической помощи в целях развития на фоне санкционной политики стран Запада;

подготовка проекта Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года и многие другие вопросы.

Наконец, третий компонент – мониторинг.

Я не затрагиваю здесь тему мониторинга реализации Целей устойчивого развития в стране так таковых. Полагаю, что об этой работе – о Национальном перечне показателей ЦУР, о Национальной платформе отчетности по показателям ЦУР и других подобных моментах – более подробно расскажет представитель Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Я остановлюсь лишь на вопросе мониторинга нашей работы в рамках национальной архитектуры. При этом, такой мониторинг осуществляется на нескольких уровнях.

Во-первых, по итогам заседаний Совета по устойчивому развитию секретариатом Совета готовятся протоколы соответствующих поручений, которые согласовываются всеми заинтересованными и в дальнейшем в полной мере всеми ими выполняются.

Во-вторых, мониторинг нашей работы по достижению Целей устойчивого развития осуществляется на уровне Главы государства.

Действительно, Национальный координатор ежегодно подробно докладывает Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко о проделанной работе в рамках национального механизма по управлению процессом достижения ЦУР с предложениями по дальнейшим действиям. Соответствующие поручения Главы государства по итогам таких ежегодных докладов неукоснительно выполняются всеми заинтересованными.

В-третьих, мы активно представляем результаты нашей работы на международном уровне – в рамках существующих международных механизмов «мониторинга» работы по реализации Повестки-2030.

Прежде всего, это относится к представлению добровольных национальных отчетов в рамках Политического форума высокого уровня, который ежегодно проходит в Нью-Йорке в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС).

Мы гордимся тем, что уже дважды представили в ООН добровольные национальные отчеты – в 2017 и 2022 годах. Нам было приятно услышать по итогам представления национальных отчетов позитивные оценки нашей работы, в том числе в отношении функционирования национальной архитектуры по достижению ЦУР, со стороны многих государств.

Мы уже подали заявку на представление в ООН третьего добровольного национального отчета в следующем году. В оставшийся год приложим максимум усилий в рамках Совета по устойчивому развитию по подготовке качественного документа.

В международном контексте мы также участвуем и в других форумах, где обсуждаются результаты работы государств по достижению Целей устойчивого развития, например, в ежегодных региональных форумах по устойчивому развитию, проводимых в рамках Европейской экономической комиссии ООН.

Важным международным мероприятием по оценке прогресса по достижению ЦУР на полпути к 2030 году стал Саммит ООН по Целям устойчивого развития, проведенный в сентябре 2023 года в Нью-Йорке.

Белорусская делегация проводила целенаправленную работу по отражению наших национальных интересов в Итоговом документе Саммита и на самом Саммите подняла проблему незаконных санкций со стороны стран Запада как одном из самых серьезных препятствий для устойчивого развития на планете.

Уважаемые участники Форума!

Наш национальный механизм по достижению Целей устойчивого развития прошел испытание временем и доказал свою состоятельность и эффективность.

Национальная архитектура по управлению процессом работы по ЦУР готова к дальнейшей работе по реализации стоящих перед ней задач, в том числе и тех, которые возникнут по итогам работы нынешнего Форума.

При этом мы готовы активно делиться своим опытом с другими странами и заимствовать те практики, которые эффективно работают у наших иностранных партнеров.

Давайте «никого не оставим позади»!

Давайте достигнем Цели вместе!

И давайте помнить, что «время выбрало нас»!

Спасибо за внимание. Все интервью