Законопроектом обеспечивается приведение Налогового кодекса в соответствие с Жилищным, Банковским и Трудовым кодексами, некоторыми законами Республики Беларусь.
В целях формирования необходимой доходной базы бюджета в 2021 году законопроектом предусматриваются:
- индексация на прогнозные темпы инфляции (5,5 процента) ставок налогов, установленных в белорусских рублях (земельного, экологического налогов, налога за добычу природных ресурсов, подоходного налога в фиксированных суммах и единого налога с индивидуальных предпринимателей, акцизов на отдельные товары);
- повышение отдельных ставок налогов опережающими темпами (акцизов на сигареты с фильтром и на вина фруктово-ягодные, сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма);
- предоставление права местным Советам депутатов увеличивать ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей до двух раз,
а также уменьшать ставки в зависимости от категории плательщиков;
- сокращение отдельных налоговых льгот и упрощение механизма их взимания.
В связи с отменой государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении законопроектом предусмотрен переход к взиманию транспортного налога с организаций и физических лиц.
Система взимания транспортного налога предусматривает:
- ежегодную уплату налога в отношении транспортных средств, находящихся в фактической собственности на основании баз данных ГАИ МВД;
- установление в течение календарного года ставок налога исходя из разрешенной массы, количества посадочных мест и единиц транспортных средств;
- снижение ставок налога в сравнении с действующими ставками государственной пошлины с учетом предполагаемого изменения размера базовой величины в 2021 году составит в среднем 25 процентов в отношении физических лиц и 15 процентов в отношении организаций;
- дифференциацию ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны с шагом 250 кг;
- установление для пенсионеров льготы в размере 50 процентов от установленной ставки налога;
- установление льготы для инвалидов III группы в размере 25 процентов от установленной ставки налога;
- предоставление органам местного управления и самоуправления права полностью или частично освобождать от транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемыми при осуществлении предпринимательской деятельности;
- зачет уплаченной государственной пошлины в счет уплаты налога.
Законопроект также предусматривает приведение норм Налогового кодекса в соответствие с решениями Главы государства, а также меры, направленные на стимулирование деловой активности и инвестиционной привлекательности, упрощение налогового администрирования:
- продление действия нулевой ставки налога на добавленную стоимость по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, выполняемым авторизованными станциями технического обслуживания для нерезидентов;
- возможность применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль по основным средствам, приобретаемым по договорам лизинга, а также по арендному жилью;
- введение временного (до 1 января 2025 г.) льготного режима налогообложения доходов, полученных от участия в инвестиционных фондах (по налогу на прибыль, подоходному налогу и налогу на доходы);
- установление нулевой ставки по налогу на доходы от оказания консультационных услуг для реализации международных договоров, направленных на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций.