Проект Закона направлен на реализацию решения
республиканского референдума от 27 февраля 2022 г., которым приняты изменения и
дополнения в Конституцию Республики Беларусь. В частности, раздел IV Основного
Закона дополнен главой 31, устанавливающей правовой статус
Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа
народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и
государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя,
преемственность поколений и гражданское согласие.
Во исполнение статьи 896 Конституции проектом
Закона определяются компетенция, порядок формирования и деятельности
Всебелорусского народного собрания. Так, предусматривается, что Всебелорусское
народное собрание утверждает основные направления внутренней и внешней
политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы
социально-экономического развития; заслушивает ежегодные послания Президента
Республики Беларусь к Парламенту Республики Беларусь; обладает правом
законодательной инициативы; и др.
В качестве форм деятельности Всебелорусского народного
собрания определяются заседания Всебелорусского народного собрания, заседания
Президиума Всебелорусского народного собрания, решения Всебелорусского
народного собрания, а также постановления Президиума Всебелорусского народного
собрания.
В проекте Закона устанавливается, что Президиум
Всебелорусского народного собрания будет являться постоянно действующим
коллегиальным органом, подотчетным Всебелорусскому народному собранию и
обеспечивающим оперативное решение вопросов, входящих в его компетенцию.
Закрепляется правовой статус делегата Всебелорусского
народного собрания, в том числе его права и обязанности, основания для прекращения
полномочий.