Уважаемые члены Совета Республики!
Уважаемые приглашенные!
Сегодня мы подводим итоги первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Уже становится доброй традицией проводить заключительные заседания выездными, что в полной мере отвечаетпредназначению нашей палаты территориального представительства.
Начало работы восьмого созыва приходится на 2024-й год, ознаменованный целым рядом важнейших событий в судьбе белорусского народа и нашей страны.
Успешно состоялось первое заседание VII Всебелорусского народного собрания — в его новом, конституционном статусе. Наш Президент, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, избран Председателем этого высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, а все члены Совета Республики стали делегатами. В этом году мы празднуем 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 30-летие Конституции Республики Беларусь, 30-летие института президентства, 25-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства.
И все это на фоне тотальной геополитической турбулентности, напряженности и неопределенности, когда происходят необратимые процессы в само́м мировоззрении человечества, переосмысливается философия сосуществования стран и народов, происходят тектонические сдвиги его ценностного фундамента. Эпоха постглобального мира, более справедливого, сбалансированного, многополярного переживает свой решающий этап формирования.
Само время ставит перед нами высокую планку. И мы обязаны всецело посвятить себя служению нашей Родине.
Время выбрало нас!
Уважаемые коллеги!
Основное содержание первой сессии было обусловлено реализацией целевых установок Послания Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, которое впервые в истории суверенной республики прозвучало с трибуны Всебелорусского народного собрания. Мы ответственно выполняли поручения нашего Президента, непосредственно участвовали в выработке и реализации государственной социально-экономической политики, активно продвигали и защищали национальные интересы нашей страны на международных площадках.
Несмотря на непродолжительный период нашей работы — менее 3 месяцев,первая сессия стала не только насыщенной, но и очень продуктивной. Прежде всего были созданы все необходимые организационно-правовые условия для эффективного осуществления парламентских функций и полномочий, предусмотренных Конституцией, законами «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», Регламентом верхней палаты белорусского Парламента.
Избраны должностные лица и постоянно действующие органы Совета Республики — Президиум и постоянные комиссии. Сформирована база двустороннего и многостороннего межпарламентского сотрудничества. Обеспечено наше представительство в республиканских коллегиальных структурах.
Актуализированы составы действующих при Совете Республики органов — экспертного совета, экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики и Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, совета старейшин. Уточнены их основные задачи, в том числе с учетом итогов работы Совета Республики седьмого созыва.Проведено обучение помощников членов Совета Республики.
Расстановка акцентов парламентской деятельности, подготовка ключевых мероприятий в текущем году — эта работа осуществляется в тесном взаимодействии Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В рамках рабочей встречи членов Президиума Совета Республики и Совета Палаты представителей определен основополагающий принцип нашего взаимодействия: мы должны работать вместе и сегодня как никогда должны чувствоваться наши мощь и единство.
Законотворческая работа Совета Республики продолжила следовать эволюционному пути развития белорусской правовой системы, основываясь на фундаменте, заложенном парламентариями предшествующих созывов. Нам удалось осуществить«бесшовный» переход между созывами, обеспечить поступательность, планомерность и системность законодательного процесса.
Проведено 4 заседания, принято 54 постановления, рассмотрен31 законопроект, в том числе — 21 о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров. Кроме того, мы выступили с законодательной инициативой о запрете реализации несовершеннолетним электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака, нетабачных никотиносодержащих изделий и их пропаганды.
Советом Республики рассмотрен ряд социально значимых законопроектов. В частности, Закон «Об изменении законов по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» призван усилить адресность оказываемой государственной поддержки семьям с детьми, повысить социальную защищенность семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе после достижения ими возраста 18 лет.
Закон «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений» закладывает фундамент для дальнейшего развития законодательства, регламентирующего государственную защиту детей в неблагополучных семьях, и имплементирует нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». При этом особое внимание уделено совершенствованию Кодекса о браке и семье.
На усиление профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими противоправных деяний, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, иных запрещенных веществ, а также сокращение случаев безнадзорности направлен Закон «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Одобрен законопроект,совершенствующий деятельность следственных органов. Уточнены полномочия Следственного комитета, порядок приема на службу, ежегодного декларирования доходов и имущества сотрудниками Комитета.
В настоящее время по поручению Главы государства проводится работа по корректировке уголовного законодательства. Межведомственной рабочей группой подготовлен соответствующий законопроект, который в ближайшее время будет внесен в Парламент. С учетом социальной значимости затрагиваемых вопросов прошу всех подключиться к работе над указанным законопроектом.
Проявлением гуманизма к оступившимся и раскаявшимся соотечественникам стал Закон «Об амнистии в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Проведение амнистии в преддверии такого важного исторического события — это очередное свидетельство тому, что белорусы — мудрый народ с большим и добрым сердцем.
Сфера ответственности Совета Республики не ограничивается исключительно законодательной деятельностью. Наша общая задача вместе с Правительством, местными органами власти — обеспечение неуклонного экономического роста и эффективной работы социальной сферы страны.
Традиционно рассмотреныотчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусьза прошедший год. Своевременно принят ряд законодательных решений, в том числе благодаря которым достигнута положительная динамика социально-экономического развития в первом полугодии 2024 года и выполняются все прогнозные показатели.
Так, рост экономики по итогам пяти месяцев составил 105,2 процента, на 8 процентов приросли промышленность и сельское хозяйство. Продолжается рост товарного экспорта как важного критерия конкурентоспособности белорусской продукции. За 4 месяца текущего года его темп составил 102,9 процента и что важнее — физические объемы экспорта растут еще быстрее — на 108,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот рост обеспечен прежде всего за счет поставок продовольствия (темп — 122,1 процента). Увеличивается реальная заработная плата, экспорт, то есть ключевые качественные показатели экономического развития. Инфляция составила 102,8 процента, что также соответствует прогнозным значениям.
Целью Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам урегулирования неплатежеспособности» является обеспечение стройной системы реализации процедур несостоятельности и банкротства. Предусмотрено взаимное согласование положений нового Закона «Об урегулировании неплатежеспособности», вступившего в силу в октябре 2023 года, с нормами законов «О хозяйственных обществах», «Об инвестиционных фондах», «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и иных.
Исходя из поступивших к нам обращений граждан инициировано внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь в части снижения ставок единого налога для граждан, осуществляющих розничную торговлю в неустановленных местах. Благодарю всех членов Совета Республики за активную работу в сфере нормотворчества, интересные инициативы, которые, безусловно, будут использованы при корректировке законодательства.
С учетом того, что треть членов Совета Республики действующего созыва представляет реальный сектор экономики, хочу ориентировать вас на внесение прежде всего таких предложений, которые бы однозначно улучшали конкурентные позиции отечественных производителей. Мы должны создать максимально комфортные условия для хозяйственной деятельности белорусских предприятий с учетом взаимных обязательств в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза.
На текущей сессии одобрены изменения в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», направленные на совершенствование порядка подготовки проектов международных договоров, проведения по ним переговоров, заключения межгосударственных и межправительственных договоров, оформления необходимых документов, а также порядка совершения заявлений к международному договору.
Ратифицирован ряд двусторонних соглашений с Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Вьетнам, Объединенными Арабскими Эмиратами, Экваториальной Гвинеей.
В качестве ответа на недружественные шаги государств — членов НАТО и их союзников по приостановлению ими действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года одобрен Закон о приостановлении выполнения обязательств по данному Договору с белорусской стороны.
Продолжил работу экспертный совет при Совете Республики в обновленном составе. С начала текущего созыва на его рассмотрение поступило порядка десяти важнейших документов, среди которых — проекты законов «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об изменении законов по вопросам ветеранов», «Об изменении законов по вопросам образования», «О лизинговой деятельности»и другие. Итоги проделанной работы подтверждают, что функционирование дополнительного экспертного «фильтра» позволяет принимать взвешенные и обдуманные решения, всесторонне рассматривать предлагаемые новации и оценивать потенциальные риски от их реализации на практике.
Нам необходимо продолжить выполнение в полном объеме плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год, действенно отвечать на вызовы современности, предвосхищая их. Каждый наш закон должен быть законом развития, и во многом это зависит от правильности сделанных выводов, анализа текущей ситуации и прогноза будущего.
Чрезвычайно важно сохранить сложившуюся традицию подлинно народного законотворчества и уверенно двигаться к стратегической цели — Парламент должен быть центром прогрессивного законотворчества, всецело воплощающего прежде всего суть реальной общественной жизни и исходящего из общей стратегии развития белорусской государственности.
Уважаемые коллеги!
За годы суверенного пути в Беларуси созданасобственная уникальная модель общественного развития. В основе нашей государственной политики — человек с его проблемами, потребностями и интересами. Справедливость, ответственность, забота о людях — простые и понятные принципы, которые выкристаллизовались за прошедшие три десятилетия и на которых воспитывается белорусское общество.
Одним из устоявшихся и проверенных временем инструментов государства является работа с населением. Здесь — широкое поле для деятельности всех государственных органов и должностных лиц и прежде всего для тех, кто носит высокое звание народных представителей, — для нас с вами.
В период седьмого созыва Совета Республики эта работа была выстроена на достойном уровне. Проведено 1688 прямых телефонных линий, 3287 личных приемов, 7981 встреча с трудовыми коллективами и населением по месту жительства. Рассмотрено более 30 тысяч обращений. Масштабная работа членов Совета Республики с населением получила высокую оценку Главы государства, и ей надо соответствовать.
Члены Совета Республики восьмого созыва незамедлительно включились в работу в этом направлении. Уже проведено 77 личных приемов, 27 прямых телефонных линий, более 220 встреч с трудовыми коллективами и населением по месту жительства. Рассмотрено свыше 1 тысячи обращений.
Однако темп данной работы надо наращивать. Граждане должны быть уверены, что они могут обратиться к любому члену Совета Республики — и их вопрос обязательно будет самым внимательным образом рассмотрен и доведен до логического завершения.
Мы продолжим хорошо зарекомендовавшую себя практику единых дней приема граждан. Мы уже провели такой прием в Гомельской области, и он показал, чтонезначительное число обращений из определенного региона не является гарантом отсутствия у местных жителей злободневных проблем. Так, за первый квартал текущего года в Совет Республики от жителей данного региона поступило 171 обращение. За один день единого приема граждан к нам поступило 75 обращений.
Тематический спектр обращений существенно не меняется. Традиционно значителен удельный вес вопросов жилищно-коммунального хозяйства, обустройства населенных пунктов, ремонта дорог, улиц (около 24%), здравоохранения (9%), землепользования (6%), практически столько же обращений посвящено проблематике труда и занятости, социальному и пенсионному обеспечению (5%).
Важные критерии оценки работы с населением — использование механизмов прямой коммуникации, взаимодействие в удобном для граждан формате, а также результативность рассмотрения обращений. Нужно постоянно держать на контроле ход разрешения поступивших вопросов. Ведь зачастую граждане обращаются за содействием в Совет Республики, ссылаясь именно на поверхностный подход на местах, перенос сроков, данные им пустые обещания. Реакция людей на подобный стиль работы однозначна — жалобы-возмущения в вышестоящие инстанции, в ряде случаев с негативной оценкой всей вертикали власти, приобретающей политический окрас.
Членам Совета Республики необходимо иметь четкое представление о социальном благополучии и карте рисков подведомственных районов. Чтобы иметь возможность действовать системно, на устранение непосредственно первопричин возможного социального недовольства, а не его последствий, рекомендую пристально изучить географию, структуру и динамику обращений населения, направленных в местные и республиканские органы власти из вашего региона.
Каналами связи с социальными и профессиональными группами могут быть и политические партии, профсоюз, другие общественные организации, а также Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь,внимание к деятельности которого со стороны молодежи и широкой общественности неуклонно возрастает. У молодых парламентариев есть весомые достижения в участии в законотворческой работе, рассмотрении обращений граждан, реализации республиканских проектов, выстраивании международных контактов.
В августе 2024 года истекает срок полномочий Молодежного совета — следует в полной мере задействовать потенциал наиболее активно проявивших себя молодых парламентариев. Кроме того, сегодня необходимо тесно взаимодействовать с ребятами, делегированными от регионов, активизировать работу молодежных советов и парламентов на региональном уровне. Надо выстроить системный диалог с молодежью.
Межсессионный период необходимо максимально использовать для выездных мероприятий, встреч с трудовыми коллективами, гражданами по месту жительства, молодежью, участия в диалоговых площадках и работе информационных групп, выступлений в средствах массовой информации. Главное — не допускать формализма, равнодушия и гореть искренним желанием помочь людям.
Совет Республики продолжит и далее использовать в своей деятельности положительно зарекомендовавшие себя формы и методы работы с населением, будет постоянно их совершенствовать, вырабатывать новые подходы, востребованные временем и людьми. Для нас это не только профессиональная обязанность, но и дело чести, моральный долг перед Президентом, белорусским народом и нашей страной.
Уважаемые участники заседания!
Одно из приоритетных направлений деятельности Совета Республики — формирование эффективной региональной политики, усиление роли местного управления и самоуправления в обеспечении социально-экономического развитиярегионов, непосредственное включение их в выполнение поручений Главы государства, касающихся экономики и социальной сферы.
Значимые результаты сотрудничества Совета Республики с местными органами власти наглядно продемонстрироваливыездные заседания экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики — по решению проблемных вопросов в области земельно-имущественных отношений и Совета по взаимодействию органов местного самоуправления— по вопросу практики применения законодательства и реализации мероприятий в области мелиорации земель и их использования.Уверена, что принятые по итогам указанных мероприятий рекомендации придадут импульс региональному развитию, предоставят местным органам власти дополнительные инструменты для повышенияэффективности этой работы.
Владеть объективной информацией о состоянии дел в регионах, своевременно выявлять узкие места и вырабатывать конкретные механизмы разрешения имеющихся проблем позволяет постоянное тесное взаимодействие с местными органами власти. Мы приглашаем их представителей на мероприятия Совета Республики, в свою очередь члены Совета Республики принимают участие в заседаниях исполнительных и распорядительных органов, мероприятиях по различным направлениям развития регионов.
Сегодня мы должны своевременно и решительно реагировать на резонансные проблемы, поднимаемые в регионах. В связи с этим не утрачивает своей актуальности поставленная мною задача каждому члену Совета Республики стать своего рода координатором работы местных Советов депутатов в своем регионе, считать себя персонально ответственными за результаты их деятельности. Призываю вас делиться друг с другом опытом и лучшими практиками работы в этом направлении.
Безусловно, важнейший маркер социальной стабильности — своевременная выплата заработной платыв организациях. Данный вопрос находится на особом контроле Совета Республики. И наша работа приносит свои результаты — количество таких организаций за 2 года уменьшилось почти вдвое.
Кроме того, парламентский корпус продолжаетмониторинг потребительского рынка и контроль за ценовой ситуацией во всех регионах. С учетом текущей стабильности цен акцент сделан на насыщение рынка товарами, удовлетворение потребительского спроса населения. Сегодня такая работа проводится в 30 населенных пунктах, мониторингом охвачены объекты всех крупных торговых сетей.
Искренне признательна членам Совета Республики за оперативное представление информации. Прошу всех включиться в эту работу — каждый житель нашей страны, где бы он ни проживал, должен иметь возможность приобрести качественные товары.
Совет Республики принимает активное участие в реализации мероприятий, приуроченных к Году качества. На уровне Правительства утвержден соответствующий план, в котором учтены наши предложения. Мы определены ответственным исполнителем по 7 мероприятиям. Прошу всех ознакомиться с этими планами и принять к безусловному исполнению. В течение оставшихся 6 месяцев все запланированные меры должны быть выполнены в полном объеме.
Работе с населением и в регионах необходимо уделять самое пристальное внимание. События последних лет в Беларуси и за рубежом учат нас никогда не забывать прошлое и беречь все хорошее, что было достигнуто. Только так мы сможем сохранить собственную государственность и дать возможность последующим поколениям жить в мире и согласии на родной земле.
Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные!
Глава государства в ходе встречи с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва позитивно охарактеризовал проделанную работу по усилению сотрудничества с парламентариями России и других стран ЕАЭС, расширению контактов с коллегами Латиноамериканского, Дальневосточного и Африканского регионов. Президент подчеркнул, что «несмотря на все усилия коллективного Запада, Беларусь не удалось изолировать на международной арене. Более того, международные позиции страны даже упрочились».
Восьмому созыву необходимо, сохраняя преемственность, наращивать опыт и достижения предыдущих созывов и средствами парламентской дипломатии делать все возможное для решения внешнеполитических задач, создания атмосферы доверия и согласия в условиях кризиса современного миропорядка и формирования многополярного мироустройства.
Стратегическим приоритетом в работе Совета Республики продолжает оставаться продвижение интеграционного сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. В условиях усиления западного давления наши страны наращивают скоординированные меры по защите экономической безопасности и технологического суверенитета.
29 января текущего года в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства под председательством Президентов Беларуси и России, на котором были комплексно рассмотрены вопросы реализации положений Договора о создании Союзного государства и союзных программ, определены ключевые направления на предстоящие годы.
Верхние палаты парламентов двух стран осуществляют мониторинг реализации принятого Декрета № 2 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 — 2026 годы». Важным направлением является мониторинг эффективности выполнения совместных программ и мероприятий, финансируемых из бюджета Союзного государства.
В контексте повестки ВГС была определена тема XI Форума регионов Беларуси и России «Роль межрегионального сотрудничества в построении инновационной экономики Союзного государства», который традиционно собрал широкое представительство парламентского корпуса двух стран, исполнительных республиканских и федеральных органов, местных органов власти, бизнеса и научного сообщества. Впервые в мероприятиях Форума обеспечено участие международных структур — Содружества Независимых Государств и его Межпарламентской Ассамблеи, Евразийской экономической комиссии, Шанхайской организации сотрудничества.
В этом году обновлены все предыдущие рекорды: подписано порядка 170 документов различного уровня, заключено коммерческих контрактов на общую сумму более 1 млрд 130 млн белорусских рублей, или более 30 млрдроссийских рублей. Мониторинг реализации принятых решений, соглашений о сотрудничестве в конкретных регионах будет продолжен в рамках работы Межпарламентской комиссии Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству.
Динамично развиваются межпарламентские контакты с регионами России. В Совете Республики прошли встречи с делегациями Воронежской области и Республики Татарстан. Прорабатываются визиты делегаций Волгоградской и Самарской областей Российской Федерации в Минск.
Знаковым событием в международной деятельности Совета Республики стал официальный визит делегации Национального собрания Республики Беларусь под руководством Председателя Совета Республики в Китайскую Народную Республику по приглашению Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики Чжао Лэцзи.
Состоявшийся визит стал закономерным результатом целенаправленной работы, проводимой Советом Республики с 2021 года, по активизации межпарламентского диалога с Китаем. Это планомерное продолжение серии совместных мероприятий и свидетельство оперативной и эффективной реализации Межпарламентского соглашения о сотрудничестве между Национальным собранием Республики Беларусь и Всекитайским собранием народных представителей Китайской Народной Республики, подписанного в октябре 2023 года.
Создание в соответствии с этим Соглашением Комитета высокого уровня по сотрудничеству между законодательными органами Беларуси и Китая — знаковое событие для белорусско-китайского сотрудничества, отвечающее нынешнему высокому уровню политических отношений и взаимного доверия.
Стороны обязались оказывать друг другу политическую поддержку по вопросам защиты суверенитета, независимости и территориальной целостности, выступать солидарно против вмешательства во внутренние дела, за равноправный, упорядоченный, многополярный мир и общедоступную, инклюзивную экономическую глобализацию. Ввиду того, что сегодня правовая сфера является новым «полем боя» Запада против развивающихся стран, особая значимость придается договоренностям об обмене опытом и сотрудничеству по этому вопросу в целях усиления потенциала национальных правовых систем.
Состоялся официальный визит Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Сагибы Гафаровой в Республику Беларусь в целях углубления межгосударственного диалога в политической, торгово-экономической и других сферах, представляющих взаимный интерес. По итогам переговоров определены конкретные формы и методы совместной работы, направления парламентского содействия межгосударственным и межправительственным структурам, реализации мероприятий дорожной карты по развитию сотрудничества.
Выражена готовность продолжить эффективную работу на площадке МПА СНГ по вопросам гармонизации и унификации законодательств, электоральной тематики, взаимодействия в рамках Парламентской сети Движения неприсоединения. Обозначены намерения проводить совместные мероприятия в сфере молодежной политики, развивать культурно-образовательный патриотический проект «Поезд Памяти», прилагать обоюдные усилия по продвижению национальной, региональной и глобальной женской повестки дня.
На регулярной основе проводятся встречи Председателя Совета Республики с представителями дипломатического корпуса.В этом созыве такие встречи уже состоялись с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Куба, Чрезвычайным и Полномочным Послом Китайской Народной Республики в Республике Беларусь.
Как отмечалось ранее, для эффективной реализации функций парламентской дипломатии Советом Республики восьмого созыва были сформированы двусторонние и многосторонние структуры взаимодействия: 42 рабочие группы, 5 межпарламентских комиссий и комитетов по сотрудничеству с парламентами зарубежных государств, в том числе комитеты высокого уровня с Китаем и Кубой, 10 делегаций в межпарламентских организациях.
В рамках выполнения поставленной Главой государства задачи по всестороннему укреплению сотрудничества стран постсоветского пространства продолжена работа членов Совета Республики на площадкахПарламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.Белорусская сторона вносит содержательный вклад в развитие базы модельных законодательных актов, плодотворно взаимодействует с коллегами в экспертных советах.
Члены Совета Республики приняли участие в международной научно-практической конференции «Институт президентской власти в странах СНГ», Петербургском международном экономическом форуме, III Форуме парламентариев государств-членов Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, заседании круглого стола по вопросам гармонизации национальных законодательств, регулирующих налоговую политику в странах СНГ, XV Международном форуме «Экология», открытииряда международных выставоки проектов.
Совет Республики активно продвигает на национальном, региональном и международном уровнях актуальныевопросы женской повестки дня. Мы участвовали в XV Международном экономическом форуме «Россия — Исламский мир: KazanForum 2024», форуме «Роль женщины в политике» трека «Женский взгляд», III Международном женском форуме «Роль женщин в развитии промышленных регионов в современных условиях», первом в мировой истории Азиатском форуме женщин.
Эти форумы гармонично вплетаются в цепочку содержательной подготовки Совета Республики к участию в IV Евразийском женском форуме в сентябре в Санкт-Петербурге. Совместно с коллегами, представляющими женские платформы ШОС, БРИКС, АТЭС, «Женской двадцатки», будут выработаны новые подходы к консолидации международной женской общественности во имя укрепления доверия и глобального сотрудничества.
В фокусе нашего внимания неизменно находится развитие сотрудничества по вопросам молодежной политики. Международный культурно-образовательныйпроект «Поезд Памяти» масштабирован до уровня пространства СНГ. Форум регионов приросновым проектом — профориентационная школа «За безопасность!».Совет Республики координирует подготовку и оказывает содействие участию белорусской детской делегации в Международном культурно-образовательном форуме государств — участников СНГ «Дети Содружества».
В 2024 году Беларусь председательствует в Молодежной межпарламентской ассамблее СНГ. Молодежная парламентская делегация от нашей страны приняла участие в XXII заседании ассамблеи в Санкт-Петербурге.
Необходимо выдвигать и реализовывать как можно больше интересных инициатив, способных объединять молодежь, учить их выстраивать взаимоуважительный и равноправный диалог. Ведь дружба ребят — это залог дружбы и сотрудничества между нашими странами и народами.
Значительная международная деятельность осуществлялась в решении задач по достижению Целей устойчивого развития. Заместитель Председателя Совета Республики, Национальный координатор ЦУР принял участие во II Национальном форуме по достижению Целей устойчивого развития, заседании Совета по устойчивому развитию, посвященном Международному дню памяти о чернобыльской катастрофе.
Обеспечено наше представительство на семинаре, посвященном Международному дню интеллектуальной собственности, на тему «Реализация Целей устойчивого развития как ключевого элемента Повестки дня — 2030:глобальный и национальный контекст», международной конференции и b2b-сессии на тему «Укрепление потенциала Республики Беларусь для достижения Целей устойчивого развития: стратегии и партнерства в контексте современных вызовов и климатической повестки».
По приглашению российской стороны, председательствующей в БРИКС, парламентская делегация Беларуси примет участие в юбилейном, XПарламентском форуме БРИКС в Санкт-Петербурге. Планируем обсудить роль парламентов в противодействии фрагментации многосторонней торговой системы и преодолении угроз, связанных с последствиями глобальных кризисов. Особо актуальна заявленная тема по обмену законотворческим опытом в сфере противодействия введению односторонних ограничительных мер третьими странами.
Кроме того, на полях этого мероприятия нами было предложено провести встречу парламентариев Беларуси и Китая для сближения позиций и продолжения ритмичности прямых контактов высокого уровня.
Новые внешнеполитические условия, высокая интенсивность конфронтационного информационного и идеологического дискурса со стороны таких европейских структур, как Европарламент, Парламентская ассамблея ОБСЕ, вынуждают нас пересмотреть свое отношение к парламентской дипломатии в формате региональных европейских парламентских структур. В частности, вызывает откровенное недоумение поведение наших коллег, которые сначала пригласили нас принять участие в 31-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ, а накануне мероприятий направили письменный отказ под предлогом надуманных ими же обвинений.
В целом итоги международной деятельности Совета Республики восьмого созыва свидетельствуют о неуклонном повышении роли Национальногособрания Республики Беларусь в проведении внешней политики нашей страны. Мы продолжим выполнение поставленных перед парламентариями задач по реализации суверенного внешнеполитического курса, продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Республики Беларусь в рамках законодательной и международной деятельности. Наш голос должен звучать громко и ярко.
Уважаемые члены Совета Республики!
Впереди у нас очень важные и ответственные задачи. Эффективность нашей совместной работы во многом будет определяться сплоченностью парламентского корпуса, единым пониманием поставленных перед нами целей и общей решимостью в полной мере их реализовывать. Мы должны быть абсолютными единомышленниками, как монолит, единым фронтом отвечать на вызовы современности и обеспечивать дальнейшее построение сильной, независимой и процветающей Республики Беларусь.
В преддверии Дня Независимости и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков искренне поздравляю всех с этими великими государственными праздниками. К своей независимости белорусы шли через войны, самоотверженные подвиги и усердный труд. Поколение героев-освободителей подарило нам свободу и мир ценой собственных жизней, миллионов жизней. Мы будем помнить об этом вечно. Это священные праздники в сердце каждого истинного белоруса.
Хочу поздравить вас также с предстоящим Международным днем парламентаризма, который в соответствии с принятой 2 мая 2018 года резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ежегодно отмечают 30 июня. Пусть этот праздник напомнит международным парламентским организациям и парламентам зарубежных стран, всем силам доброй воли о непреложной ценности мира и призовет к совместной работе по укреплению цивилизованного диалога между народами и государствами.
Убеждена, что институт отечественного парламентаризма с его уникальной историей становления и развития, исключительной значимостью в формировании национальной и международной правовых систем, огромным потенциалом заслуживает учреждения особой памятной даты в государственном календаре — Дня белорусского парламентаризма, призванного популяризировать деятельность Национального собрания Республики Беларусь и местных представительных органов власти.
Вместе — мы реальная мощь. Вместе мы сохраним нашу страну сильной и сделаем ее еще сильнее. Вместе мы гарантируем будущее суверенной и независимой Беларуси.
От всей души желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, успехов. А нашей любимой Родине — только мира и добра!
Благодарю за внимание.