Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. на заключительном заседании Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва

Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные!

Сегодня знаковый деньв нашей парламентской деятельности и лично для каждого из нас. Мы подводим итоги одиннадцатой, заключительной сессии и завершаем работу Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Это был особенный период не только в современной истории белорусской государственности, но и в целом истории развития человеческой цивилизации, истории мира. Это время смены геополитических эпох: заката однополярной системы международных координат и формирования нового, более справедливого и сбалансированного, многополярного порядка, основанного на взаимном уважении, доверии и сотрудничестве равноправных независимых государств.

В этих геополитических условиях у нас была особая миссия. Вместе с депутатами всех уровней, республиканскими органами управления, местной вертикалью власти, общественными объединениями, научным и экспертно-аналитическим сообществом, средствами массовой информации необходимо было непосредственно заниматься вопросами стратегической важности, от которых напрямую зависит дальнейшее мирное безопасное и устойчивое развитие Беларуси.

Время выбрало нас: здесь и сейчас нужно было создавать реальность, реальность в которой парламентарии призваны быть мощной общественно-политической силой и играть важную роль в самых разных областях.

Мы достойно прошли этот путь. Высокую оценку нашей работе во время встречи с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва дал Президент Республики Беларусь, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко. И это очень дорогого стоит.

Позвольте от имени членов Совета Республики и себя лично выразить слова искренней признательности и благодарности Главе государства за постоянное внимание к деятельности Совета Республики и всестороннюю поддержку парламентских инициатив.

Безусловно, это подчеркивает важность проводимой парламентариями работы и мотивирует к полной самоотдаче во имя родной страны.Мыбезмерно горды быть всегда и во всем вместе с нашим Президентом.

Символично, что работа седьмого созыва завершается в год 30-летия Конституции Республики Беларусь. За это время в нашей стране были сформированы стабильные политические институты, построена современная экономика, выстроена мощная система социальной поддержки наших граждан. Беларусь стала уверенным в себе суверенным государством, которое развивается прежде всего на основе интересов своих граждан, своих традиций, своей истории.

Уважаемые коллеги!

В преддверии работы Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва Президентом была четко определена главная цель представительного и законодательного органа Республики Беларусь:

«Парламент должен стать центром прогрессивного законотворчества, а для реализации этой цели необходимо руководствоваться двумя правилами.

Первое — принятые поправки и законы прежде всего должны отражать реальные потребности наших граждан.

Второе — последствия любых изменений в законодательстве должны быть проанализированы и просчитаны на несколько лет вперед, чтобы люди понимали, куда мы идем и чего хотим».

В реалиях, в которых нам довелось работать, законотворчество прежде всего было направлено на закрепление достигнутого качества суверенитета белорусского государства. Парламентарии продолжили работу по совершенствованию национальной правовой системы, укреплению законности и правопорядка, сохранению социальной стабильности и гражданского согласия.

Новым этапом государственно-правового строительства стало внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Члены Совета Республики входили в состав Конституционной комиссии, редакционной группы и рабочей группы по доработке проекта обновленного Основного Закона, принимали активное участие в подготовке предложений, провели масштабную разъяснительную кампанию с населением.

Нами внесено около 100 предложений по проекту изменений и дополнений в Конституцию. С участием членов Совета Республики прошло порядка 120 встреч с трудовыми коллективами, 80 диалоговых и дискуссионных площадок. У нас работала специально созданная общественная приемная, в которую поступило более 500 предложений по совершенствованию проекта.

Позвольте в очередной раз выразить всем вам, уважаемые коллеги,слова признательности за высокий профессионализм, инициативность, слаженность при выполнении столь важной и ответственной задачи. Безусловно, для каждого из нас это огромная честь. Уверена, что это событие стало одним из самых ярких на жизненном пути каждого из нас и навсегда сохранится в нашей памяти.

Принятые конституционные новации в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством, местными органами управления и самоуправления направлены на то, чтобы все ветви власти работали эффективно, в полном объеме выполняли свои функции, самостоятельно принимали решения и отвечали за их реализацию. Это залог того, что наша страна не просто выстоит, но и будет успешно развиваться.

В целях реализации конституционных положений проведена системная работа по корректировке нормативно правовой базы. Все 86 законов, которые необходимо было принять согласно плану по приведению законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь,приняты. А всего за период седьмого созыва Советом Республики рассмотрены и одобрены 366 законопроектов, в том числе 146 — о ратификации международных договоров.

Принятые законы охватывают различные сферы общественных отношений и посвящены вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета, государственного строительства и местного самоуправления, правоохранительнойдеятельности, совершенствованию финансово-экономической системы, росту инвестиций, развитию регионального и международного сотрудничества.

Исходя из понимания, что укрепление экономики —это целевая задача не только Правительства, местных органов власти и руководства предприятий, но и парламентариев, мы в тесном взаимодействии с профильными государственными органами оперативно создавали необходимые правовые условия для обеспечения устойчивого экономического роста.

Принят ряд законов, нормы которых ориентированы на защиту национальных интересов Республики Беларусь, что являлось своевременной и эффективной мерой, позволившей обеспечить ритмичную работу предприятий и в итоге — способствовать укреплению экономической безопасности республики.

Пристальное внимание традиционно было уделено законам, регламентирующим наиболее волнующие большинство граждан сферы труда и заработной платы, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Одной из ключевых задач законотворчества оставалось обеспечение экологического благополучия. Принятые новации направлены на то, чтобы природные ресурсы полноценно работали на развитие экономики, гарантируя высокие стандарты жизни граждан.

В нашей нормотворческой деятельности удалось выдержать заданные темпы и сохранить сложившуюся традицию народного законотворчества. Во многом благодаря нашим подходам к работе над законопроектами — начиная с самых ранних этапов и существенно усовершенствовав свой инструментарий.

В этой работе был максимально задействован потенциал экспертного совета при Совете Республики, который служит своего рода «фильтром» важнейших для страны законодательных решений на предмет их правильности, своевременности и перспективности. Всего с июня 2021 года экспертным советом рассмотрено более 250 документов. Без замечаний поддержано только около 30 процентов из них, что свидетельствует о самом тщательном подходе экспертов к поставленной задаче.

В целях формирования позиции по важнейшим вопросам развития государства и общества, всесторонней подготовки к рассмотрению Советом Республики законопроектов, рассмотрения актуальных аспектов развития законодательства и выработки предложений по его дальнейшему совершенствованию при Совете Республики функционирует экспертно-консультативный совет.

Проведено 7 его заседаний, посвященных вопросам деятельности Новополоцкого нефтехимического кластера; подготовки кадров и развития производства с привлечением малого и среднего бизнеса;подготовки научных кадров для учреждений высшего образования;совершенствования законодательства для стимулирования инвестиций в проекты высокого технологического уклада;функционирования фармацевтической отрасли нашей страны;организации работы с отходами;легкой промышленности в Республике Беларусь.

Введен новый формат взаимодействия с исполнительной властью — проведение «правительственных часов», в ходе которых члены Совета Республики могли задать волнующие вопросы руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, по актуальным вопросам социально-экономического развития страны.

В целях выявления общественного и экспертного мнения положительно зарекомендовали себя проводимые под эгидой Парламента рабочие группы, совещания, диалоговые площадки, научно-практические конференции, форумы, семинары, круглые столы.

Усиление роли Национального собрания Республики Беларусь — представительного
и законодательного органа страны и принимаемых им законов полностью соответствует духу времени и осуществляется в общем русле эволюционного развития белорусской государственности на современном этапе.

Проведена действительномощнейшая законотворческая работа, и я искренне признательна всем членам Совета Республики, членам экспертного и экспертно-консультативного советов, приглашенным экспертам и всем, кто участвовал в этой непростой и такой интересной работе.

Уважаемые участники заседания!

Первостепенной задачей Совета Республики традиционно являлось обеспечение внутренней стабильности и благополучия наших граждан:предоставлениесоциальных гарантий, повышение реальных доходов населения, эффективную реализацию государственных проектов и, безусловно, достижение национальных приоритетов развития, которые определены шестым Всебелорусским народным собранием, ежегодными посланиями Главы государства белорусскому народу и Парламенту, Программой социально-экономического развития на текущую пятилетку, иными стратегическими и программными документами, действующими в нашей стране.

В своей работе мы ориентировались на максимальный результат. Ставили конкретные задачи по решению проблем, с которыми к нам обращаются люди, откровенно обсуждали самые острые, самые востребованные в обществе темы, вырабатывали меры по поддержке представляемого региона, в том числе посредством совершенствования законодательства в случае такой необходимости. Это наша профессиональная обязанность и прямая политическая ответственность.

Как уже неоднократно подчеркивалось, ориентиром в нашей работе с населением был определен постепенный переход от патерналистской модели к поддерживающей, когда государство не просто берет на себя решение всех проблем человека, а создает такие условия, чтобы человек самостоятельно мог их решать. При этом установлено, что помощь социально уязвимым категориям была и сохраняется в числе приоритетов нашей политики, а Беларусь неизменно остается социальным государством и по праву может быть примером в отношении к людям.

Эффективность принятых законодательных актов на практике, восприятие их нашими гражданами можно узнать только из непосредственного и откровенного общения с ними. Именно поэтому работа Совета Республики осуществлялась под девизом: «нет вопросов не наших — все, что волнует людей, — это ответственность членов Совета Республики».

Мы всегда были на связи с людьми, следили за своевременностью выплаты заработных плат, ценами на продукты и жизненно важные товары, их ассортиментом, функционированием социальных объектов в регионах, доступностью и качеством оказания медицинской помощи, фиксировали проблемы и любые чаяния граждан и, главное, — старались очень оперативно на них реагировать.

Всего за 2020 — 2023 годы членами Совета Республики проведено 1700 прямых телефонных линий, 3200 личных приемов граждан, рассмотрено более 30 000 обращений граждан. Состоялось около 8000 встреч с трудовыми коллективами, учащимися, студентами, в том числе на диалоговых площадках. Положительно зарекомендовали себя единые дни личных приемов граждан членами Совета Республики, которые проводились в областях и г. Минске.

В связи со значительным количеством поступивших в Совет Республики обращений по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития был учрежден соответствующий консультативный совет.Его целью является оказание содействия детям данной категории в их интеграции в общество путем создания условий для независимого и активного образа жизни, повышения мобильности, возможности поддерживать социальные связи.

Состоялось 5 заседаний данного совета, в ходе которых рассмотрены вопросы медицины, образования, социальной защиты, а также обращения семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Наш консультативный совет находился в постоянном контакте с родительским сообществом, мы поддерживаем обратную связь и могу сказать, что принятые рекомендации получают воплощение на практике и очень позитивно воспринимаются семьями, воспитывающими особенных деток. За каждым принятым решением — истории конкретных семей, которые получают новые реальные возможности, повышают качество жизни и обретают уверенность в будущем.

Проводимая широкомасштабная работа с населением позволяла нам четко и своевременно определять наиболее актуальные для регионов проблемы, видеть общие тенденции развития и в итоге вырабатывать взвешенные и обоснованные решения. При этом многие поступившие обращения непосредственно становились предметом обсуждения при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Отрадно, что подходы, инициируемые и практикуемые Советом Республики, сегодня успешно используются государственными органами управления и самоуправления, способствуя кристаллизации основополагающих принципов работы с населением и формированию современных отечественных стандартов в данной области.

Например, как продолжение практики Совета Республики по коммуникации с населением в г. Минске введен «Единый день депутата».

Хочу искренне поблагодарить моих коллег, членов Совета Республики, за большую проделанную работу по рассмотрению общений граждан. Множество решенных вопросов, благодарственных писем и положительных отзывов — все это говорит о том, что мы оправдали высокое звание народных представителей.

Мы признательны Правительству, министерствам и госкомитетам, председателям областных, рай- и горисполкомов, Советов депутатов, руководителям государственных органов, предприятий и всем, кто вместе с нами помогал людям, занимался проблемами, с которыми они обращались в Совет Республики.

Особые слова благодарности — членам консультативного совета, всем приглашенным на его заседания за то, что откликнулись на нашу инициативу, за активное участие в мероприятиях совета, за неравнодушие.

Особое внимание Советом Республики уделялось взаимодействию с молодежью. Во время многочисленных встреч с учащимися школ, гимназий и колледжей мы увидели: представление о том, что в основном молодые люди все время проводят в гаджетах и замыкают свою жизнь исключительно рамками социальных сетей, — это не более чем стереотип. Молодое поколение чувствует, чем живет страна, разделяет наши главные ценности, небезразлично относится к судьбе Беларуси, ее будущему, нашему суверенитету и нашей истории.

Абсолютно правильным является принятое в 2020 году решение о создании при Национальном собрании Республики БеларусьМолодежного совета (парламента). В его первый состав вошло по 10 представителей от каждого региона и столицы. В 2022 году начал работу второй созыв Молодежного совета, в основу формирования состава которого был заложен принцип представительства от каждого района и города областного подчинения, а также от г. Минска — сейчас это 138 человек (по одному кандидату от района и города областного подчинения, 10 человек от столицы).

Члены Молодежного совета регулярно приглашаются на мероприятия Совета Республики, наши молодые коллеги практически всегда рядом с нами. С тем, чтобы не просто научить их работать в Парламенте, а показать правильный пример служения государству и народу — патриотического служения, в основе которого является стремление белорусов оставаться верными избранному пути построения уникальной белорусской модели государственности.

Третий год подряд под эгидой Совета Республики и Совета Федерации проводится молодежный культурно-образовательный проект«Поезд Памяти», который расширяет свою географию и прирастает новыми участниками. Продолжена реализация таких знаковых международных детских проектов, как форум «Дети Содружества»и профориентационная школа «За безопасность!».

Важно помнить, что подрастающее поколение не терпит принуждения и неискренности. Поэтому наша работа была нацелена на то, чтобы слышать голос молодежи, учитывать ее социальные запросы и идеи, помочь увидеть себя в общей стратегии развития нашей страны. Решению этой задачи в том числе было посвящено расширенное выездное заседание Президиума Совета Республики на тему «Развитие системы профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий в контексте проекта Кодекса Республики Беларусь об образовании».

В целях использования практического опыта предыдущих созывов при Президиуме Совета Республики был создан совет старейшин.Во время состоявшихся встреч мы обсуждали актуальные вопросы развития нашей страны. Мы выслушивали наших коллег и делали все, чтобы их рекомендации были учтены в нашей работе.

В особых условиях глобализации современного мира, когда неуклонно возрастает потенциал информационного пространства как инклюзивной площадки для коммуникации с населением, а медиаресурсы служат гибким инструментом продвижения интересов личности, социальных и профессиональных групп, стран, государственных объединений и международных организаций, важной составляющей в работе парламентариев являетсямедийная активность.

В Совете Республики работа в этом направлении была выстроена системно, на высоком профессиональном и организационном уровне. Наша деятельность широко освещалась в республиканских и региональных печатных, электронных медиа, на телевидении и радио.

Активно использовались официальные информационные ресурсы верхней палаты, члены Совета Республики вели аккаунты в социальных сетях, что позволяло, в частности, оперативно доводить до общественности социально значимую информацию, разъяснять нормы принятых законопроектов, в том числе в целях упреждения обращений граждан по возникающим вопросам.

О серьезных результатах проводимой информационной работы красноречиво говорят цифры: за период с 2020 по 2023 годы только на наших официальных ресурсах количество публикаций увеличилосьболее чем в 5 раз (с 2700 до 14100). Подобные тенденции не остались незамеченными ведущими экспертами в сфере работы средств массовой информации, которые признали Совет Республики одной из самых медийных площадок государства.

Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные!

В современных реалиях, когда Беларусь находится под жестким давлением вызовов современности, когда под ударом оказалась сама сущность нашей цивилизации, когда решается будущее человечества, его судьба на многие годы вперед, совсем непросто сохранить себя как суверенное государство, как народ, как самостоятельную нацию.

Это возможно только с опорой на традиции, историко-культурное и духовное наследие, включая и подлинные ценности веры. Духовность является одним из столпов заложенного за многовековую историю белорусской государственности фундамента, на котором наше Отечество прочно стоит и сегодня.

В такие судьбоносные моменты мы традиционно обращаемся к славному прошлому белорусского государства, достижениям наших великих соотечественников. Не будет преувеличением сказать, что в геополитическом, цивилизационном плане наша страна следует своей дорогой, собственным путем, содействуя созданию мостов мира и взаимопонимания. И в этом — формула нашего успеха и гарантии нашего будущего.

Именно это определило повестку историко-тематических мероприятий Совета Республики. В частности, круглых столов на тему «День народного единства как символ консолидации белорусского общества», «Беларусь — наш общий дом: единство наций и поколений», выездного семинара«Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)», Международной парламентской конференции «Историческая память: Великая победа, добытая единством».

Члены Совета Республики принимали активное участие в праздничных мероприятиях ко Дню народного единства, Дню Победы, Дню Независимости, Дню Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь. Мы выступили в числе организаторов проекта по строительству республиканского центра патриотического воспитания молодежи на базе Кобринского укрепления Брестской крепости. Вместе с учащимися Минского суворовского училища,кадетами Министерства внутренних дел проводили митинги-реквиемы на патронируемом мемориальном комплексе «Масюковщина».

Наша задача состояла в том, чтобы понять, как уроки прошлого могут помочь нам сегодня, когда в мире происходят тектонические сдвиги, ощутимые не только на уровне государств,но и в каждой семье, душе каждого отдельного человека.

Мы ценим возможность диалога с нашим уважаемым духовенством, с которым у Совета Республики сложились многолетние дружеские и деловые отношения. И прежде всего хочу искренне поблагодарить его Высокопреосвященство, Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Вениамина, священнослужителей Белорусской православной церкви за совместную работу.

Совет Республики и Белорусскую православную церковь неизменно объединяет наше стремление всегда быть там, где трудно, всегда с людьми, которые попали в беду. Наши совместные усилия направлены в первую очередь на заботу о человеке и помощь нуждающимся, сохранение семейных и традиционных ценностей, духовно-нравственное воспитание общества, укрепление идейных основ белорусской государственности.

Забота о человеке стала лейтмотивом выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики на тему «Общественно-государственное партнерство в разрешении проблем пьянства и алкоголизма», круглого стола «Чистота слова — чистота души», «Разговора о важном: счастливая семья — сильное государство», завершившего триаду мероприятий ко Дню матери и давшего старт неделе родительской любви. И, безусловно, — недавнего выездного заседания Президиума Совета Республики «Общественно-государственное партнерство в сохранении духовно-нравственных ценностей современного общества».

Социальное благополучие, здоровье нации, преемственность поколений, вопросы родительства и детства, статус семьи — одна из ключевых сфер сотрудничества с Республиканским научно-практическим центром детской онкологии, гематологии и иммунологии, в котором по нашей инициативе был создан попечительский совет, с патронируемым Социально-педагогическим центром с приютом Ленинского района г. Минска, а также с общественными объединениями, в том числе посредством учрежденных в Совете Республики первичных организаций профсоюза, Белой Руси, Белорусского союза женщин, Белорусского республиканского союза молодежи.

Убеждена, что в соработничестве светской власти, духовенства, институтов гражданского общества кроется огромная сила Беларуси. Это взаимопонимание и взаимоуважение мы должны ценить и беречь. Ведь на протяжении всей истории оно помогало обеспечить по-настоящему всеобъемлющее и гармоничное развитие нашей Родины.

Благодарю членов Совета Республики, представителей системы образования, науки, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты, религиозных конфессий, общественных объединений, средств массовой информации, силовых структур и всех неравнодушных к истории Беларуси, обеспечению ее настоящего благополучия и светлого будущего за плодотворную совместную работу в этом, уже традиционном для нас, формате.

Уважаемые коллеги!

В числе приоритетных задач, стоящих и перед парламентариями седьмого созыва, — формирование эффективной региональной политики и усиление роли органов местного управления и самоуправления в обеспечении комплексного социально-экономического развития регионов. Это одно из ключевых направлений, определенных шестым Всебелорусским народным собранием и поручение Президента.

В той реальности, в которой мы живем сегодня, когда зачастую стандартные методы решения проблемных вопросов не подходят и надо оперативно принимать решения, особенно важно взаимодействие законодательной и исполнительной власти, республиканских и местных органов государственного управления, важна наша консолидированная работа.

Действительно, многие рассмотренные Советом Республики вопросы находились на стыке экономики, социальной сферы и региональной политики. И необходимо было удерживать баланс, обеспечивающий наши ключевые принципы — справедливость, ответственность государства и забота о людях. Это наглядно продемонстрировала работа Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики.

За период седьмого созы́ва проведено 8 его заседаний, большинство из которых — с выездом в разные регионы нашей страны. Рассмотрены такие актуальные темы, как устойчивое развитие территорий; создание комфортных условий для проживания людей; реабилитации пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС территорий; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества; повышение экономического потенциала регионов; земельно-имущественные отношения и наведение порядка на земле; сохранение исторической памяти; эффективное использование и охрана природных ресурсов.

Принятые СВОМС рекомендации упрощают решение многих насущных проблем, придают импульс развитию инициативы, предоставляют местным органам власти дополнительные инструменты в работе с населением.

Благодарю уважаемых министров, руководителей республиканских органов, председателей исполнительных комитетов, местных Советов депутатов за серьезное, ответственное отношение к организации
и проведению заседаний Совета, которое позволило нам вместе сформировать такой мощный инструмент выработки эффективных подходов по реализации государственной региональной политики, координации действий республиканского уровня и регионов в самых разных сферах.

Владеть информацией о состоянии дел в регионах, своевременно выявлять «узкие места» и вырабатывать конкретные механизмы разрешения имеющихся проблем позволило постоянное тесное взаимодействие с местными органами власти.Это самый близкий и понятный для граждан уровень власти, от которого напрямую зависит качество повседневной жизни в наших городах и сельской местности.

В рамках выполнения поручения Президента о координационной ролиСоветом Республики работы местных Советов депутатовмы старались сделать все, чтобы их возможности соответствовали тем ожиданиям, которые на них возлагали люди, чтобы они работали четко, эффективно и с пользой для населения. По сути, осуществляли методическое руководство их деятельностью.

Члены Совета Республики принимали участие в сессиях Советов депутатов, заседаниях исполнительных и распорядительных органов, мероприятиях по различным направлениям развития регионов. Новой формой сотрудничества стало регулярноеприглашение должностных лиц из регионов на заседания сессий, экспертных советов и другие мероприятияСовета Республики, а также проведение выставок местных Советов депутатов на нашей площадке.

Данный формат позволяет местным органам управления и самоуправления не только знакомиться с законодательной практикой, но и участвовать в этой работе и делиться накопленным опытом.

В свою очередь мы имели возможность получать предложения с мест, которые учитывались при подготовке законопроектов.

Важными критериями оценки эффективности работы в данном направлении являются оперативность и решительность реагирования на резонансные проблемы, поднимаемые в регионах. Поэтому мы стремились опережать возросший социальный запрос к открытости власти и степени вовлеченности граждан в принятие решений, распространяя при этом успешный опыт взаимодействия с отдельным гражданином на социальные и профессиональные группы и общество в целом.

Работе с населением и в регионах мы уделяли самое пристальное внимание. События последних лет в Беларуси и за рубежом научили нас быть едиными, никогда не забывать о пройденных испытаниях и беречь все то хорошее, что было достигнуто. Ведь только так мы сможем сохранить собственную государственность и дать возможность последующим поколениям белорусов жить в мире и согласии на родной земле.

Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

К сожалению, современный мир все глубже погружается в перманентное состояние тревожности, турбулентности, тотальной неопределенности. Этот процесс стал закономерным результатом обострения межгосударственных противоречий, расшатывания традиционных представлений о международном праве и попыток подменить его сомнительными правилами, которые применяются в интересах одной малой группы стран так называемого коллективного Запада. В международных отношениях продолжается использование двойных и даже тройных стандартов, суверенным государствам насаждаются чуждые им модели развития.

Беларусь всегда выступала против такой политики. Мы исходим из принципа единой и неделимой безопасности на всем пространстве Евразии, с осуждением относимся к введению незаконных и нелегитимных санкций. Первостепенная задача парламентариев в таких условиях — выстраивание сотрудничества, которое не зависело бы от воли внерегиональных сил.

Мы на деле убедились, что у Беларуси в мире много надежных и добрых партнеров, которые разделяют наши взгляды и готовы к развитию реального, наполненного конкретным содержанием сотрудничества в самых разных сферах.

Свидетельство тому — состоявшиеся в Совете Республики 64 международные встречи, 17 визитов иностранных парламентских делегаций. В свою очередь, наши представители приняли участие более чем в 100 международных мероприятиях за рубежом. Проведены встречи с послами более чем 20 стран различных регионов мира, и интерес дипломатических представителей к сотрудничеству с верхней палатой белорусского Парламента продолжает неуклонно возрастать.

Хотя многое в мире меняется, наш исторический выбор неизменен. Союзное строительство с братской Россией было, есть и остается главным стратегическим направлением для нашей транспарентной ответственной многовекторной внешней политики.

Поддерживается тесное дружественное сотрудничество между законодательными органами Беларуси и России. Развитию новых направлений и форм взаимодействия способствовали обмены визитами парламентских делегаций обоих государств на уровне руководителей палат парламентов. Обеспечивалась реализация межпарламентского соглашения 2022 года.

Проведена серьезная работа, направленная на укрепление Союзного государства и повышение авторитета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В центре внимания находились вопросы выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 — 2023 годы и 28 союзных отраслевых программ. К слову, Национальным собранием Республики Беларусь принято 24 закона. Наша общая конечная цель — неуклонное повышение качества жизни белорусов и россиян, благосостояния двух стран.

Весомый вклад в общем результате по праву принадлежит ежегодно проводимым под патронажем глав наших государств форумам регионов Беларуси и России. За период нашей работы успешно состоялись VII, VIII, IX и X форумы — и с каждым разом этот формат наращивал свой потенциал как по численности участников, так и по количеству и суммам подписанных соглашений и контрактов, все увереннее подтверждая свой особый статус в институциональной системе Союзного государства.

Нам удалось охватить максимально широкий круг вопросов, наполнить конкретными рекомендациями итоговые документы, принятие которых стало дополнительной дорожной картой для дальнейшего укрепления связей между двумя государствами. Соглашения между регионами, городами-побратимами вносят значимый вклад в раскрытие торгово-экономического потенциала и других сфер сотрудничества. Для повышения эффективности принятых на форумах решений усилен контроль за их исполнением.

Вместе с тем в межрегиональном сотрудничестве сохраняется большой неиспользованный потенциал, свидетельством чего является растущий интерес субъектов Российской Федерации к расширению взаимодействия с областями Беларуси. Реализации взаимных перспектив будет способствовать очередной форум в Витебске, Полоцке и Новополоцке, к которому уже активно идет подготовка.

Благодарю Администрацию Президента Республики Беларусь, Правительство, министерства, органы местного управления и самоуправления, субъекты хозяйствования за помощь в организации и проведении этих важных международных мероприятий. Спасибо всем участникам за ваши идеи и предложения, за активную работу на полях Форума регионов Беларуси и России.

Китай —наш ключевой торгово-инвестиционный партнер по Азиатскому континенту. В связи с этим продвижение реализации межгосударственных договоренностей с Китайской Народной Республикой об установлении отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства являлось одним из приоритетов международной деятельности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

За это время сотрудничество законодательных органов Беларуси и Китая существенно усилилось и стало более предметным. Подписано межпарламентское соглашение, в дополнение к рабочей группе создан Комитет высокого уровня по сотрудничеству. Введена практика встреч с китайскими коллегами на межпарламентских мероприятиях для координации позиций, онлайн-встреч в целях обмена опытом парламентской деятельности.

Системно выстроена совместная работа в сфере гуманитарного сотрудничества. После успешного проведения первого семинара женщин-парламентариев Беларуси и Китая состоялся круглый стол по вопросам молодежной политики. Продолжилась координация активного партнерства женских движений двух государств.

Мы последовательно реализовывали курс на углубление интеграционного сотрудничества со всеми странамиЕвразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств. Нас объединяет общее славное прошлое, общие победы, общие достижения. Мы прекрасно понимаем друг друга, разделяем одни и те же идеалы и ценности. И конечно, нас связывают миллионы семейных, дружеских нитей между нашими гражданами, которые складывались на протяжении многих десятилетий. Это, безусловно, дает опору для по-настоящему продуктивных открытых взаимоотношений.

За прошедшие три десятилетия дипломатических отношений мы не только сохранили наши связи, но и продолжили укреплять их в атмосфере дружбы и добрососедства. Сегодня отношения Беларуси со странами евразийского региона носят характер стратегического партнерства, важным элементом которого выступает межпарламентское взаимодействие, основанное на принципах уважения и равноправия.

Сотрудничество с парламентами Республики Узбекистан иКыргызской Республики вышло на качественно новый уровень. Состоялись официальные визиты в Минск руководителей Сената Узбекистана и Парламента Кыргызстана, по итогам которых подписаны межпарламентские соглашения. Успешно проведен первый белорусско-узбекский женский бизнес-форум, позволивший нашим странам открыть новые горизонты для практического взаимодействия не только в области предпринимательства, но и по широкому спектру двусторонних отношений.

Продолжен системный диалог высокого уровня с Милли Меджлисом Азербайджанской Республики в форме участия в парламентских мероприятиях, прорабатывается официальный визит парламентской делегации Азербайджана в нашу страну. Проведено 13-е заседание Межпарламентской комиссии Национального собрания Республики Беларусь и Национального Собрания Республики Армения.

Бывшие советские республики остались близкими партнерами, сумели сохранить взаимопонимание и доверие во многом благодаря деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Успех сотрудничества на этих площадках состоит главным образом в том, что мы видим общие цели, общие ориентиры и последовательно, шаг за шагом в духе взаимного уважения, объединяя усилия парламентов и государств, продвигаемся к их достижению.

Одна из важнейших задач этих структур — сближение, гармонизация национальных законодательств. Члены Совета Республики принимали содержательное участие в разработке модельных правовых актов и рекомендаций, большая часть которых нашла отражение в законодательствах стран-участниц. Весом наш вклад в общий результат — многие важные законы в государствах Содружества основаны на единых правовых принципах и концептуально близки, что на деле способствует укреплению межгосударственного взаимодействия по самым разным направлениях, развитию интеграции в экономической и гуманитарной сферах.

Обеспечено высокое представительство Совета Республики во всех заседаниях Совета и пленарных заседаниях Ассамблеи, крупных экономических и гуманитарных проектах, в том числе — в III Евразийском женском форуме, X Невском международном экологическом конгрессе, двух международных форумах «Содружество моды». Всего члены Совета Республики приняли участие более чем в 30 международных мероприятиях Ассамблеи.

Особого внимания требовали вызовы в сфере региональной безопасности. Речь в первую очередь идет о комплексной работе по противодействию международному терроризму, экстремизму, насильственному свержению власти, попыткам государственных переворотов. Наши тесные парламентские связи служили хорошей поддержкой безопасности как каждого государства, так и региона в целом, важным элементом купирования возможных новых угроз. Мы продвигали позицию о необходимости государств-членов выступать с идентичныхи согласованных позиций, поддерживать друг друга в международных структурах и последовательно отстаивать общие интересы в целях повышения политического веса ассамблей.

Хочу отметить, что при подготовке предложений в проекты решений члены Совета Республики традиционно сотрудничали с отраслевыми органами, ведущими научными центрами Беларуси, что способствовало обеспечению высокого качества разрабатываемых документов. Глубокая экспертная проработка вопросов повестки МПА СНГ и ПА ОДКБ позволяла теснее увязывать эту работу с новыми вызовами и задачами, а приобретенные здесь компетенции — выдвигать инициативы. Например, связанные с внедрением новых форм работы Межпарламентской Ассамблеи Содружества — рабочей группы по вопросам легкой промышленности, парламентских слушаний, экспертных советов высокого уровня, аналитических сессий, совместных заявлений и обращений к мировой общественности.

Важным направлением нашей международной деятельности стало участие в мониторинге избирательных процессов в государствах — членах ОДКБ и СНГ. В составе международных миссий члены Совета Республики осуществляли наблюдение за 10 электоральными кампаниями: в Азербайджане, Армении, Казахстане, России, Сербии, Таджикистане, Узбекистане. Проведенная работа способствовала прочному закреплению за белорусским Парламентом репутации инстанции, которая активно борется с применением множества стандартов при оценке избирательных процессов, выступает с объективными, основанными на тщательном анализе фактов выводами, оказывает методическую помощь в организации избирательных кампаний.

Опыт наблюдения за выборами выявил целесообразность выработки и реализации стратегии по недопущению вмешательства извне во внутренние дела на основе общего видения будущего глобального развития. Исходя из этого, в ходе международной научно-практической конференции «Теория и практика избирательного процесса» Советом Республики была выдвинута инициатива о правовом закреплении института электорального суверенитета, а также об учреждении особой международной инстанции по защите национальных избирательных процессов.

Республика Беларусь выстраивает свои отношения со всеми странами на принципах открытого и равноправного диалога,выражает заинтересованность в комплексном развитии всех государств, повышении уровня всеобщего благополучия и безопасности. Особо хочу подчеркнуть, что мы никогда не рассматривали и не рассматриваем ни один регион, ни одну страну в качестве арены для геополитического противоборства, традиционно уважаем право государств на суверенное развитие.

Мы солидарно движемся вперед с теми странами, которые протягивают нам руку дружбы и готовы противостоять глобалистскому диктатуусилением взаимной кооперации и сотрудничества на основе единых идеологических принципов и стремления к более сбалансированному справедливому многополярному мироустройству. В этом ключе продолжена работа по развитию двусторонних контактов со странами «дальней дуги» —Азии, Африки и Латинской Америки.

За последние годы системно выстроено взаимодействие парламентов Беларуси и Кубы. Подписано соглашение о межпарламентском сотрудничестве, введен новый формат совместной работы — Межпарламентская комиссия высокого уровня. Интенсифицировано двустороннее взаимодействие с Венесуэлой, Ираном, Никарагуа, Монголией, другими странами, проявляющимивысокий интерес к сотрудничеству с Республикой Беларусь.

Значительная деятельность осуществлялась по вопросам достижения Целей устойчивого развития. Впервые парламентская делегация Республики Беларусь приняла участие в Саммите Организации Объединенных Наций по ЦУР в Нью-Йорке и во втором глобальном форуме межпарламентского сотрудничества в реализации ЦУР в Ташкенте.

Мы настойчиво доводили позицию Беларуси о неприемлемости искусственного нагнетания внешнеполитической напряженности, дезинформации, применения рычагов экономического давления, которые служат триггером для развязывания кровопролитных вооруженных конфликтов. Информировали о миролюбивых объединительных устремлениях нашей страны и призывали присоединиться к инициативе Главы государства о возобновлении широкого диалога о мире и глобальной безопасности.

Члены Совета Республики последовательно выступали за сохранение и развитие потенциала Межпарламентского союза как площадки для содействия налаживанию межгосударственного диалога и формирования конструктивной повестки взаимовыгодного сотрудничества. Национальной делегацией обеспечено содержательное участие в пятой Всемирной конференции спикеров парламентов, двух саммитах женщин-спикеров МПС, пяти ассамблеях МПС, его тематических сессиях и онлайн-мероприятиях. Белорусские парламентарии впервые были избраны в состав выборных органов Межпарламентского союза, наш представитель возглавил геополитическую группу «Евразия» (Рачков С.А.).

Мы участвовали в мероприятиях Межпарламентской ассамблеи православия, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи АСЕАН, Латиноамериканского парламента. Впервые была сформирована наша делегация для работы в новой межпарламентской структуре — Движении неприсоединения.

Все большую значимость приобретает эффективное взаимодействие с БРИКС, Совещанием по мерам доверия в Азии, Африканским союзом. Ратификацией Меморандума об обязательствах Республики Беларусь в целях получения статуса государства — члена Шанхайской организации сотрудничества на завершающую стадию выведен важнейший исторический процесс вступления нашей страны в эту Организацию.

Всего за период работы седьмого созыва по приглашению Национального собрания Республики Беларусь нашу страну с визитами посетили парламентские делегации Вьетнама, Германии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Кубы, Лаоса, Молдовы, Омана, России и ряд других. Белорусские парламентарии посетили более 20 стран, включая Бахрейн, Израиль, Индонезию, Иран, Испанию, Камбоджу, Кубу, Панаму, Руанду, Турцию, Францию, государства Содружества.

Мы настойчиво несли в мировое сообщество образ Беларуси как суверенной, самодостаточной страны, которая готова протянуть людям руку помощи, как бы ей ни угрожали и какбы на нее ни пытались надавить. Разъясняли реальную позицию и, конечно, активно боролись за правду, за справедливость, за честь и достоинство белорусского народа, развенчивая те мифы и фейки, которые распространялись о нашей стране.

За период седьмого созыва по инициативе Совета Республики принято 33 заявления и обращения к международному сообществу, которые были опубликованы в средствах массовой информации, направлены в международные организации.

Особый акцент — на критическом реагировании в отношении резолюций Европейского парламента и Парламентской ассамблеи Совета Европы.

В ходе международных визитов, встреч, форумов и при любой возможности члены Совета Республики всегда подчеркивали, что каждое государство имеет право на независимую политику, на принятие решений исходя из собственных интересов, на основе опыта самостоятельного культурного, политического и экономического развития. И важно, чтобы этот опыт был востребован, вносил вклад в общие дело по поддержанию мира и стабильности.

Благодарю всех вас за активную работу на международном треке. От имени Совета Республики и себя лично хочу выразить слова глубокой признательности нашим стратегическим партнерам, всем зарубежным коллегам, организаторам межпарламентских мероприятий за радушный прием белорусских делегаций, за плодотворное сотрудничество, за стремление к достижению всеобщего мира и согласия. Дружба, взаимопомощь и поддержка открывают нашим странам бескрайние возможности для реализации всех намеченных планов во имя процветания народов наших государств, на благо всего человечества.

Уважаемые друзья!

Вне всякого сомнения, самое главное достижение белорусского народа — это то, что в столь рекордно короткие по историческим меркам сроки мы смогли построить свое суверенное, подлинно народное государство. Страну возможностей для каждого человека, для достойного настоящего и благополучного, безопасного и комфортного будущего. В этом есть заслуга и нас с вами — тех, кому народ доверил право представлять свои интересы, принимать решения, определять судьбу Отечества.

Завершение полномочий Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва вовсе не означает окончания нашей совместной работы. Уверена, мы продолжим поддерживать тесные связи, будем вместе обсуждать новые задачи и решать новые вопросы. Работая каждый на своем месте, мы остаемся частью большой белорусской парламентской семьи, которая не знает ни территориальных, ни временных границ.

Еще раз хочу поблагодарить всех вас и каждого из вас за высокий профессионализм, исключительную преданность нашей стране и белорусскому народу, за ваше гражданское неравнодушие.

Слова признательности — Администрации Президента Республики Беларусь, Правительству, министерствам и ведомствам, органам местного управления и самоуправления, всем нашим зарубежным коллегам, представителям духовенства, общественных объединений, бизнеса, экспертного сообщества и средств массовой информации, Секретариату Совета Республики, который на протяжении всего этого периода обеспечивал нашу деятельность.

И, конечно, от всех нас — слова безмерной благодарности и признательности нашему Президенту, глубокоуважаемому Александру Григорьевичу Лукашенко.

Сердечно поздравляю наших коллег с избранием в состав Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Все мы — единомышленники. Не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном, — о нашей Беларуси, о дальнейшей судьбе белорусской государственности. Пусть все начинания нашего созыва продолжат воплощаться, прирастут новыми созидательными инициативами и проектами на благо нашей страны и белорусского народа.

Желаю всем крепкого здоровья, успехов, благополучия и всего самого наилучшего. А нашей любимой Беларуси — мира и добра.

Благодарю за внимание.

Уважаемые коллеги!

Нам действительно немало удалось сделать благодаря слаженной командной работе вместе со всеми государственными структурами и искренней нацеленности на максимальную пользу нашей стране и белорусскому народу.

Многие должностные лица стали для нас настоящими соратниками и надежными партнерами. Позвольте отметить весомый вклад наших уважаемых коллег в общий результат и вручить высокие награды.


Все новости