Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Выступление Председателя Совета Республики Мясниковича М.В. на открытии заседания Парламентского комитета парламентского измерения ЦЕИ в Минске

Уважаемые коллеги, руководители и члены делегаций парламентов государств — членов Центрально-Европейской Инициативы!

От лица Национального собрания Республики Беларусь я рад приветствовать вас в Минске, в Беларуси в год председательства нашей страны в Центрально-Европейской Инициативе.

Парламентское измерение наряду с бизнес-измерением и взаимодействием правительств является одним из трёх важнейших столпов нашей организации. Это отражено в уставных документах и позволяет на практике реализовать идею многомерного сотрудничества и максимальной вовлечённости в диалог ключевых институтов всех государств-членов. Без законодательных актов любые, даже самые прогрессивные идеи остаются лишь благими пожеланиями.

Полагаю, что нам всем вместе необходимо активизировать совместную парламентскую деятельность, особенно в области гармонизации законодательства стран — участниц ЦЕИ. Это будет конкретный вклад в политику совместимости большой Европы. Не будет гармонизации национальных законодательств — не будет и реальной интеграции наших 18 государств. Парламентское измерение ЦЕИ может использовать опыт Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств по созданию модельных законов, положения которых каждая из стран стремится учитывать при разработке национального законодательства. Тем самым у парламентского измерения ЦЕИ появится новый инструментарий для совместной деятельности.

Сегодня парламентам предстоит сыграть особую роль в деле развития ЦЕИ и достижения её главной цели — укрепления интеграции и сотрудничества в Европе, развития регионального диалога и партнёрства. Это происходит потому, что именно в политической плоскости всё больше и больше споров о выгодах и издержках глобализации и интеграции. Будущее европейского проекта, многосторонней системы правового решения торговых, инвестиционных и внешнеполитических вопросов сегодня горячо обсуждается в национальных столицах и на международных площадках. Высока неопределенность относительно будущего и мандатов многих наднациональных и международных институтов.

Идеи большой Европы, всесторонней кооперации, взаимовыгодной торговли и инвестиций со времён Аденауэр, Шумана, Моне всегда требовали мощной парламентской поддержки и законодательного обеспечения. Они никогда не давались легко, но сегодня очевидна особая ситуация. В мире быстро растут националистические и протекционистские настроения, политические риски стали присущи не только развивающимся, но и развитым странам, а глобальный экономический рост всё ещё ниже докризисного уровня. В такой обстановке велики соблазны искать односторонние простые и быстрые на первый взгляд решения насущных проблем, часто за счёт интересов партнёров и соседей. Это крайне опасная тенденция. Она требует глубокого осмысления и преодоления, сильного голоса парламентов и ответственных политиков в поддержку:

 

  • кооперации, а не изоляционизма;
  • торговли, а не протекционизма;
  • взаимовыгодного диалога, а не языка ультиматумов.

 

Я полагаю, что вклад нашего форума в такую дискуссию на национальных и международных площадках должен расти. Идеи взаимовыгодного сотрудничества центрально-европейских стран как никогда актуальны сегодня, когда мы ищем новые драйверы экономического роста и конкурентоспособности наших национальных экономик, сталкиваемся с вызовами четвёртой индустриальной революции, старения населения и экологической безопасности. Предлагаю провести серию встреч и консультаций между парламентскими группами наших стран, разделяющих идеи кооперации в регионе ЦЕИ, для «мозгового штурма» и включения в трёхлетний план действий новых мер, направленных на ускорение сотрудничества в приоритетных сферах, ответа на глобальные и региональные вызовы и угрозы. Речь идёт об обмене опытом и подходами к законотворческому процессу по таким важным вопросам, как инвестиционный климат, промышленная кооперация, цифровая экономика и кибербезопасность, инновации и технологии. Мы в этом заинтересованы, полагаю, все.

Страны Центрально-Европейской Инициативы вносят заметный вклад в формирование торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. По итогам 2016 года на их долю приходилось 15,5 % общего товарооборота внешней торговли республики и 18,3 % экспорта.

Со странами ЦЕИ белорусскими компаниями создано 1013 организаций, хотя в последние годы эта работа, в том числе по увеличению их уставных фондов, рядом стран ведется недостаточно активно.

Основными инвестиционными партнерами Республики Беларусь по Центрально-Европейской Инициативе выступают Австрия, Польша, Украина и Чехия.

В 2016 году в реальный сектор экономики Республики Беларусь из 17 стран — участниц ЦЕИ поступило иностранных инвестиций в сумме более 800 млн долларов США (9,4 % в общей сумме поступлений), в том числе прямых инвестиций — 635 млн долларов США (9,6 %).

Традиционно активными являются субъекты хозяйствования Австрии. Так, в 2016 году ими направлено организациям Республики Беларусь 290 млн долларов США инвестиций (35,7 % от всех инвестиций, поступивших из стран — участниц ЦЕИ), в том числе прямых иностранных инвестиций — 160 млн долларов США. Причем за последние 5 лет сумма прямых иностранных инвестиций из Австрии увеличилась в 3,6 раза.

За 2016 год объём поступления иностранных инвестиций от субъектов хозяйствования Польши в организации Республики Беларусь составил 210 млн долларов США (26 % от всех инвестиций, направленных странами — участницами ЦЕИ), в том числе прямых иностранных инвестиций — 190 млн долларов США. Совместная работа с польскими организациями результативна и объёмы привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых, демонстрируют уверенный рост.

Сближая законодательство и внедряя лучшие практики, мы делаем бизнес-климат наших стран комфортнее, облегчаем взаимоотношения между компаниями и правительствами, укрепляем гражданское общество. Большие ожидания Беларусь связывает с научно-техническим сотрудничеством, используя потенциал ЦЕИ. Пока результаты более чем скромные, хотя еще в 2009 году мы открыли в Академии наук Научный центр вторичной сети ЦЕИ, выполнялись пусть эпизодические, но актуальные совместные научные исследования. К сожалению, с 2014 года эта работа прекратилась вообще в связи с проблемами Международного центра теоретической физики в Италии, на базе которого ЦЕИ было решено осуществлять научную деятельность стран ЦЕИ. Надо было бы ответственным структурам исправлять этот недостаток.

Потенциал для этого у наших стран есть. По индексу экономики знаний Беларусь, например, занимает 58-ю позицию из почти 150 стран. При проведении оценки учитываются состояние экономического стимулирования (2,5 балла), качество образования (7,4), инновации (5,7) и информационно-коммуникационные технологии (6,8). Важен также индекс знаний, характеризующий способность генерировать, воспринимать и распространять знания. Беларусь в этом рейтинге занимает 45-ю позицию (индекс KI составляет 6,62 балла). С определенной долей погрешности в корректности сравнений у нашей страны имеется «запас прочности» в 14 пунктов, поскольку индекс знаний на эту величину опережает индекс экономики знаний.

Не могу не затронуть актуальную сегодня в мире тему цифровой трансформации. Беларусь может выступить площадкой, интеллектуальным полигоном для сотрудничества партнеров ЦЕИ в IT-индустрии. У нас есть для этого опыт и знания.

Информатизация является национальным приоритетом Республики Беларусь: у нас приняты Стратегия и Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы.

Подтверждая нашу приверженность принципам суверенного равенства государств, верховенства прав и свобод человека и гражданина, мы выражаем убеждённость в том, что дальнейшее развитие партнёрства стран ЦЕИ и Европы в целом, основанное на цифровых инновациях, способствует решению общих задач устойчивого развития и усиления национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

Полагаю важным усилить многосторонний трек взаимодействия на площадке ЦЕИ между национальными столицами. Мы могли бы активнее использовать эту площадку для содействия проектам, затрагивающим страны региона в транспорте и логистике, энергетике и IT-технологиях, образовании и культуре. Это укрепило бы региональную компоненту нашего партнёрства. Беларусь никогда не ассоциировала европейскую повестку дня исключительно с Брюсселем. Для нас всегда не меньшую, а зачастую ещё большую роль играли национальные парламенты и правительства. Мы предлагаем использовать и развивать потенциал этих связей на площадке ЦЕИ.

Идеи взаимосвязанности — коннективности в Европе — являются содержанием белорусского председательства, а концепция «интеграции интеграций», высказанная Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, приобретает ещё большую актуальность в свете попыток многих политиков начертить новые или вернуть старые разделительные линии в Европе. Беларусь против такого подхода. Вместе, продвигая идеи диалога и партнёрства, мы сделаем больше, чем разрозненные блоковым противостоянием, шаблонами и стереотипами в отношениях.

Государства — члены ЦЕИ совместными усилиями должны вырабатывать консолидированные решения по актуальным вопросам современности и уметь отстаивать свои интересы.

Сегодня не может не вызывать у нас обеспокоенности потеря динамизма в европейском региональном сотрудничестве. Раньше этому мешали санкции. Сейчас иная реальность, а заметной активизации сотрудничества не происходит. Беларусь закрывает образовавшиеся ниши, активно работая с Российской Федерацией, Китаем, Индией. У нас с этими странами имеются большие совместные государственные и региональные программы. Например, с Россией мы проводим уже четвёртый Форум регионов с участием глав наших государств. Очередной Форум состоится ровно через месяц в Москве. Устанавливаются прямые деловые контакты, идут дискуссии о путях повышения эффективности двустороннего и регионального сотрудничества. А можно было бы подобные мероприятия организовать с Польшей, Италией, Болгарией, Австрией и другими странами. И здесь весомую роль могут сыграть парламентарии ЦЕИ.

Республика Беларусь готова участвовать в совместной реализации глобальных мировых проектов. Китай активно развивает инициативы реализации проекта «Один пояс — один путь». Идут поиск, формирование и продвижение новой модели международного сотрудничества. Предлагаю обсудить возможность участия в нем ЦЕИ. Тогда мы сможем в полной мере говорить о бо́льшем продвижении совместимости Европы, Евразии и Китая, а не конкурировать между собой. Политика тарифных и нетарифных ограничений, санкций и других барьеров не имеет перспективы.

В целях интеграции сегодня мы можем предложить европейским странам использовать возможности созданного под Минском белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» с беспрецедентно комфортными условиями для его резидентов.

Мы рады приветствовать в Минске наших друзей и коллег, разделяющих принципы инклюзивного и устойчивого экономического развития наших стран и большой Европы в целом. Это важный краеугольный камень глобального развития и безопасности!

Спасибо вам, плодотворной работы и обмена мнениями, приятного пребывания в Беларуси!

Все новости