Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Вопросы совершенствования законодательства о банкротстве обсудили в Совете Республики

Заседание научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития на тему «Актуальные вопросы развития института несостоятельности и банкротства» прошло в Совете Республики под руководством председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимира Пантюхова.

Рассмотрены основные положения новой редакции законопроекта «О несостоятельности и банкротстве».

Документ должен соблюдать баланс интересов всех участников рынка, подчеркнул Владимир Пантюхов. По его мнению, одним из главных недостатков действующего закона является его направленность прежде всего на ликвидацию предприятий, а не на смену собственника или дальнейшее развитие. «Ключевое требование Главы государства — банкротство в первую очередь должно проходить через смену собственника, а не ликвидацию, — напомнил он. — Безусловно, в любой стране возникают ситуации, когда предприятие, в том числе и государственное, больше не в состоянии продолжать работу по разным причинам. Законодательство о банкротстве должно обеспечивать плавный и бесшоковый вывод таких предприятий из экономической среды».

В свою очередь директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Александр Мирониченко проинформировал о планах по созданию единой республиканской саморегулируемой организации антикризисных управляющих. Вопрос о создании института саморегулирования в наибольшей степени отвечает требованиям по улучшению условий для бизнеса, подчеркнул он. «Институт создает возможности для регулирования  профессиональной деятельности самими субъектами этой деятельности посредством разработки и принятия обязательных для соблюдения стандартов, организации постоянного контроля за соблюдением этих правил и законодательства, а также применения санкций за их нарушение», — сказал представитель Министерства экономики.

Речь идет о том, чтобы наделить антикризисных управляющих гораздо большим количеством обязанностей. «В частности, существенно повышается роль антикризисных управляющих и кредиторов в принятии решений, которые в настоящее время требуют участия суда. Планируется, что около 33 функций суд передает антикризисным управляющим. Например, начальная цена продажи имущества, ее снижение, реализация скоропортящихся товаров и так далее», — уточнил директор Департамента.

По его словам, новый институт может и должен консолидировать ту часть управляющих, которые проявляют свою активность в сфере рыночных отношений и стремится к оптимальному регулированию деятельности. «Передача отдельных функций объединению управляющих упростит и удешевит механизм разрешения споров по сравнению с судебным разбирательством, обеспечит экономию бюджетных средств, затрачиваемых госаппаратом на регулирование и контроль», — добавил он.

Предполагается, что новая организация органично интегрируется в систему управления сферой. Эта интеграция позволит существенно повысить эффективность регулирования в целом и обеспечить баланс публичных и частных интересов на рынке. «Планируется вырастить антикризисного управляющего, имеющего надежное обеспечение и опыт, который дорожит своим именем. Это будет действительно независимое процессуальное лицо. Мы хотим, чтобы слова «знаменитый управляющий» звучали так же, как знаменитый ученый, артист или спортсмен», — добавил Александр Мирониченко.

Раскрывая суть основных нововведения законопроекта, особое внимание он обратил на предстоящую цифровизацию многих процедур. «Мы готовы вводить электронные торги, делать их обязательными, переносить все системы информатизации управляющих в ITcферу. Это позволит в значительной мере удешевить процедуру несостоятельности», — подчеркнул он. В целом рынок электронных торговых площадок имуществом банкротов будет функционировать исключительно на конкурентной основе без преференций кому-то ни было.

Законопроектом также вводится новый критерий добровольного объявления несостоятельности самим предприятием-должником. «Сегодня для того, чтобы возбудить дело, требуется четыре квартала не выполнять определенные показатели. В соответствии с проектом закона право должника на подачу будет более либерально. Рассмотрение дела о банкротстве не будет зависеть, как сейчас, от необходимости накопления неплатежеспособности в течение года», — пояснил директор Департамента.

Кроме того, кредитор с должником получают право инициировать дело о банкротстве независимо от действий судебного исполнителя и сразу на ликвидацию предприятия. Вводится возможность оспаривания решений органов управления должниками. «Что касается самой процедуры, мы сокращаем сроки почти по всем этапам», — добавил Александр Мирониченко.

Он также подчеркнул, что жесткая пропускная система несостоятельности, детальное урегулирование выхода на рынок антикризисного управления выполнили свою задачу: недопущен импорт в республику искусственного банкротства, нет случаев ложного банкротства, подготовлен корпус управляющих.

По ключевым индикаторам рейтинга Doingbusiness для банкротства Беларусь занимает 72-е место. «Это неплохое место, но нам надо двигаться дальше. В этой работе мы стараемся использовать международный опыт, но, безусловно, с учетом нашей специфики», — подытожил он.

Все новости