Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Состоялось заседание секции 5 в рамках XI Форума регионов Беларуси и России

27 июня 2024 г. в рамках XI Форума регионов Беларуси и России на площадке ОАО «Белагпромбанк» в Полоцке состоялось заседание секции 5 на тему «Сотрудничество Беларуси и России в инновационной сфере в международном контексте» под руководством председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергея Сивца и председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Григория Карасина.

В заседании приняли участие члены Совета Республики, сенаторы Российской Федерации, депутаты Палаты представителей, руководители органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, региональных органов исполнительной и представительной власти Беларуси и России, представители руководства НИУ «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», госкорпораций «Ростех» и «Росатом», технопарка Санкт-Петербурга, Белорусского института стратегических исследований, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Впервые в мероприятиях Форума обеспечено представительство международных структур — Содружества Независимых Государств и ее Межпарламентской Ассамблеи, Евразийской экономической комиссии, Шанхайской организации сотрудничества.

Во вступительном слове С.Сивец отметил, что в новых геополитических реалиях применения односторонних принудительных мер в рамках Союзного государства выстраивается инновационная экономика, предусматривающая реализацию импортозамещающих проектов, ускорение процесса цифровизации, а также активное сотрудничество с основными международными акторами формирования Большого евразийского партнерства.

В Беларуси и России идет активный процесс правовой регламентации вопросов устойчивого развития импортозамещающих производств и промышленных систем.

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об обеспечении технологического суверенитета» в целях реализации системных мер, направленных на инновационное развитие национальной экономики Беларуси, которым создан Межведомственный совет по обеспечению технологического суверенитета, закреплено понятие технологического суверенитета.

Утверждена Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года, активно ведется подготовка проекта Закона Российской Федерации «О технологической политике» в целях создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально-экономических задач.

Парламентарий подчеркнул, что кооперация в рамках Союзного государства по формированию единого научно-технологического пространства является действенной мерой по укреплению технологической независимости. Сегодня уже реализовано более 60 научно-технических программ Союзного государства по таким направлениям, как космические технологии, микроэлектроника, информационные технологии, машиностроение, медицина. Сформирована комплексная правовая база, позволяющая системно внедрять механизм взаимодействия между наукой и реальным сектором экономики Союзного государства.

«На внешнем контуре Союзного государства белорусские и российские инновационные компании должны продвигать по линии ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и АСЕАН развитие совместной исследовательской деятельности, создание совместных инновационных научно-технологических центров, разработку и реализацию совместных программ инновационного развития», — отметил член Совета Республики.

Вопросы, включенные в архитектуру заседания секции, — реализация решений восьмого Форума регионов России и Беларуси 2021 года, который был посвящен вопросам научно-технического сотрудничества двух стран в эпоху цифровизации.

В заложенной концепции и формате проведения секции реализуется поручение Главы государства, данное в ходе выступления на X Форуме регионов — о повышении статуса форума и выводе его на международный уровень, а также инициатива Главы государства о  сопряжении форматов Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.

Приоритетная цель заседания — выработать предложения по дальнейшему национальному правовому регулированию и развитию инновационного сотрудничества в новых геополитических реалиях в рамках Союзного государства по выстраиванию инновационной экономики.

При этом сделан акцент на активном инновационном сотрудничестве регионов Беларуси и России с основными международными акторами формирования Большого евразийского партнерства.

Рассмотрены конкретные примеры партнерства с госкорпорациями Ростех, Росатом, опыт Передовой инженерной школы Союзного государства (на базе Псковского государственного университета совместно с БНТУ), примеры импортозамещающих проектов Беларуси и России на примере Витебской области и Минска.

Отдельно проанализирован опыт создания и развития парка «Великий камень» как образца сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс — один путь». Предложение объединить промышленные политики Беларуси, России и Китая было озвучено Главой государства в интервью китайским СМИ.

Проектом рекомендаций по итогам заседания отмечается необходимость формирования эффективной инновационной системы Союзного государства как механизма взаимодействия между наукой и реальным сектором экономики.

В формате Союзного государства вносятся предложения завершить разработку Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства в целях скорейшего создания единого научно-исследовательского пространства, формирования передовой исследовательской и научной инфраструктуры, а также активно использовать при реализации Соглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве Беларуси и России результаты научно-исследовательских и научно-технических программ и проектов в реальном секторе экономики, осуществлять обмен технологиями, провести очередное заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства в 2024 г.

В рамках евразийской «пятерки» предлагается подключать к белорусско-российскому сотрудничеству в сфере инноваций молодежное сообщество, в том числе с использованием ресурса Евразийского сетевого университета, продолжать оказывать содействие сотрудничеству в инновационной сфере между Деловым советом ЕАЭС и аналогичными структурами в рамках других интеграционных объединений (БРИКС, ШОС и т.д.).

На площадке СНГ предлагается увеличить количество задействованных в реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2030 года научных и инновационных организаций Содружества, расширить сеть центров передового опыта и компетенций СНГ, центров коммерциализации инноваций СНГ.

Рекомендациями секции предлагается ввести практику приглашения представителей парламентов и профильных ведомств, исследовательских структур, высокотехнологичных предприятий государств — членов БРИКС, ШОС, АСЕАН для участия в тематических научных и бизнес-мероприятиях в регионах Беларуси и России для аккумулирования интеллектуальных ресурсов и продвижения совместной работы.

Итоговым документом также рекомендуется использовать форматы заседания Форума глав регионов государств — членов ШОС, встречи руководителей администраций специальных экономических зон стран ШОС для представления инновационного потенциала регионов Беларуси и России, укрепления сетевой научной дипломатии.

По итогам заседания принято Заявление участников секции о негативном влиянии односторонних принудительных мер на развитие инновационного сотрудничества.

В документе отмечается, что серьезным препятствием продвижения процесса развития инновационного партнерства является существующая практика применения односторонних принудительных мер в отношении суверенных государств, которые противоречат Уставу ООН, наносят урон экономикам целых стран и регионов.

Системное применение рестрикций влияет на национальные стратегии развития, привнося в них фактор долгосрочного сокращения кооперационных связей и инновационного взаимодействия. Таким образом нивелируются достижения по созданию эффективной инновационной системы как механизма взаимодействия между наукой и реальным сектором экономики государств.

В целях противостояния данным вызовам в заявлении содержится призыв ко всем государствам и международным организациям солидарно выступить против неприемлемой и неправомерной санкционной политики в целях обеспечения прогрессивного развития новых отраслей экономики с использованием передовых технологий, расширения промышленной кооперации и трансфера технологий.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ  >>>

Все новости