2 октября 2017 года на открытии третьей сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва выступил Председатель Совета Республики Мясникович М.В.
Уважаемые члены Совета Республики!
Уважаемые приглашенные!
Сегодня «портфель» законопроектов, которые планируются к рассмотрению в ходе осенней сессии Парламента, насчитывает почти полсотни документов.
Предстоит принять решения по совершенствованию отношений в сфере государственно-частного партнерства, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, государственных закупок, государственной регистрации недвижимого имущества, защите прав потребителей. Планируется корректировка ряда кодексов Республики Беларусь по вопросам общественной безопасности, судопроизводства, законов по вопросам борьбы с терроризмом и обороны, интеллектуальной собственности, физической культуры и спорта и иным сферам законодательного регулирования. Значительная часть проектов нацелена на включение в правовую систему страны положений международных договоров Республики Беларусь.
Традиционно осень является временем для активного и широкого обсуждения пакета бюджетных законопроектов на следующий год. Это одна из ключевых задач на текущую сессию Совета Республики. Формирование бюджета будет проходить непросто. Запросов много, а средств недостаточно. Надо задействовать все резервы и обеспечить рачительное использование каждой копейки из средств налогоплательщиков.
Важная часть повестки — бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, который в последние годы, к сожалению, вынуждены подпитывать средствами госбюджета, что вызывает тревогу. Почему это происходит? Из-за падения численности занятых в экономике, а также превышения увольнений работников над приемом (а эти тенденции имеют место) уменьшается объем фонда оплаты труда, что влечет сокращение доходов бюджета фонда. Правительству, местным органам надо активнее создавать дополнительные рабочие места и ориентироваться только на их объективный прирост в регионах. Членам Совета Республики следует более детально вникать в жизненно важные вопросы занятости населения на местах и активно подключаться к выработке эффективных решений.
2018 год — третий, определяющий год текущей пятилетки. Нам крайне важно выйти на устойчивый рост экономики. Выполнение целевых задач Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, как свидетельствует наш анализ, сегодня крайне затруднительно без благоприятной институциональной среды. А эта задача, уважаемые коллеги, лежит на плечах не только Правительства, но и Парламента.
Что имеется ввиду?
Во-первых. Пакет нормативных правовых актов по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований к бизнесу, который был предметом рассмотрения у Главы государства в августе и сентябре текущего года, практически готов. Базовые нормы, предлагаемые в данных документах, должны вступать в силу уже сегодня, а значит, их следует учесть при формировании бюджетов всех уровней на 2018 год и даже, возможно, при уточнении бюджета на 2017 год.
Во-вторых. О ключевой роли инвестиций в развитии экономики. Ситуация в инвестиционной сфере очень непростая. Об этом пока только много говорится, конкретные результаты не видны.
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП сократилась с 32,1 процента в 2011 году до 19,8 процента в 2016 году, что существенно ниже рекомендуемого порога безопасности. В 2018 году надо радикально улучшить ситуацию. Иных серьезных резервов, кроме инвестиций, для сохранения и повышения конкурентоспособности экономики у нас нет. Но в этом деле нужны новые подходы. А они генерируются слишком медленно.
Как были бюджетные средства, кредиты и собственные средства предприятий основными и весьма ограниченными источниками инвестиций, так и остались. Хотя приняты прогрессивные законы.
Так, в 2015 году принят Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». Прошло почти два года. Ни одного проекта нет. Далее. В том же 2015 году мы приняли Закон Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг». Но активизации рынка не произошло. В 2017 году принят Закон Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах», призванный вовлечь внутренние инвестиционные ресурсы, сбережения населения в решение актуальных задач. Нужно сделать все возможное, чтобы со вступлением его в силу в 2018 году хорошо зарекомендовавший себя во всем мире институт коллективных инвестиций не остался лишь на бумаге.
Пока что приходится констатировать, что Правительством и Национальным банком не используются новые инструменты для активизации инвестиционной деятельности.
В целом экономический блок законопроектов, который мы будем рассматривать в эту сессию, позволит сформировать благоприятные условия для экономических агентов на перспективу и дать позитивный сигнал бизнес-сообществу.
В соответствии с планом подготовки законопроектов на 2017 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2016 г. № 520, Совет Республики впервые в своей истории определен в качестве ответственного за разработку законопроекта. Речь идет о проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».
Работа над законопроектом практически завершена. Его принятие обеспечит необходимый баланс интересов как правообладателей, так и общества в целом.
На протяжении четырех лет Совет Республики в инициативном порядке проводит мониторинг практики применения законов Республики Беларусь. Нужна обратная связь — как работают законы. Результаты в ближайшее время будут рассмотрены на заседании Президиума Совета Республики. В 2018 году постоянные комиссии определят новые объекты мониторинга. В приоритете — законы, совершенствование которых запланировано комплексом мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы. Наш вклад может послужить существенным подспорьем для разработчиков соответствующих законопроектов.
Совету Республики целесообразно активнее проводить широкое общественное обсуждение как разрабатываемых, так и действующих нормативных правовых актов. Подобная мера содействует формированию социальной лояльности населения. Обращаюсь к областным и Минскому городскому Советам депутатов: включайтесь в эту деятельность. Население, избиратели должны знать, над чем работает Парламент, через депутатов реально обеспечивать решение актуальных задач.
В декабре 2017 года планируется проведение II Съезда ученых Беларуси. Предстоит рассмотреть вопросы совершенствования научной и инновационной деятельности со всем комплексом сопутствующих задач. Члены Совета Республики Бодак А.Н., Рахманов С.К., Руммо О.О., Дулова Е.Н., Старовойтова И.А. являются членами межведомственной рабочей группы, возглавить которую поручено мне. Я обращаюсь ко всем членам Совета Республики — вносите предложения. Ожидания от Съезда велики. Надо не только обозначить имеющиеся проблемы, но и решить, как сделать науку и инновации катализаторами социально-экономического развития страны.
В соответствии с законодательством в ноябре 2017 года будет дан старт проведению избирательной кампании по выборам депутатов местных Советов депутатов двадцать восьмого созыва. Напомню, выборы в местные Советы должны состояться не позднее 20 февраля 2018 года.
Члены Совета Республики, как палаты территориального представительства, должны активно включиться в эту политическую кампанию — участвовать в мероприятиях по подготовке и проведению выборов, встречаться с трудовыми коллективами и населением, выходить на открытый диалог с людьми. Опыт, навыки у вас есть. Более половины из нынешнего состава членов Совета Республики являются или являлись депутатами местных Советов депутатов (23 — являются, еще у 9 имеется опыт депутатской работы). Выборы должны пройти организованно и в четком соответствии с нормами избирательного законодательства.
Уважаемые члены Совета Республики!
В межсессионный период Советом Республики проведен ряд мероприятий, о которых я хочу еще раз напомнить.
На совместном расширенном заседании Президиума Совета Республики и Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики в августе текущего года рассмотрен вопрос «О совершенствовании правовых, организационных и экономических основ развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по созданию благоприятных условий жизнеобеспечения населения». Принято и направлено в Совет Министров, Администрацию Президента Республики Беларусь и на места конкретное решение.
В текущем году в нашей стране впервые проведены важные международные мероприятия — заседание Парламентского комитета парламентского измерения Центрально-Европейской Инициативы (30 мая) и 26-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (5 — 9 июля).
В качестве основного лозунга председательства Республики Беларусь в ЦЕИ, а эти вопросы ведет Совет Республики, выдвинута тема «Интеллектуализация экономики в регионе ЦЕИ: инновационное производство, управление и человеческий капитал». Выбор темы обусловлен тенденциями в современной экономике — интеллектуализация используемых технологий, рост наукоемкости товаров, существенное повышение значения деятельности, связанной с производством, передачей, хранением и использованием знаний, жесткая конкуренция, приводящая к необходимости постоянного внедрения инноваций. По сути — это глобальные вызовы, своевременный ответ на которые является важным условием сохранения конкурентоспособности экономик всего мира.
28 ноября в Минске планируется рассмотреть эти ключевые вопросы на заседании Парламентской ассамблеи ЦЕИ с участием руководителей парламентов 18 государств — членов ЦЕИ.
Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития в нашей стране, заместитель Председателя Совета Республики Щёткина М.А. в июле текущего года в Нью-Йорке на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию на период до 2030 года представила национальный доклад на тему «Искоренение нищеты и содействие процветанию в меняющемся мире». Участниками данного мероприятия было поддержано предложение белорусской стороны о проведении в 2018 году в Минске регионального форума для координаторов по достижению Целей устойчивого развития ООН для стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Работа в этом направлении нами уже ведется.
В целях сохранения необходимого уровня динамики двусторонних связей прорабатываются визиты в Республику Беларусь парламентских делегаций Азербайджана, Грузии, Италии, Латвии, белорусских парламентариев — в Китай, Польшу и Сербию.
Несколько идей о работе с молодежью. Молодежь — это огромная социальная сила, которая всегда стремится к переменам.
Мы с уважением относимся к работе молодежных парламентов (палат, советов), созданных у нас в стране. Их у нас в республике порядка 40, различных уровней — областных, районных и городских. У каждого из них свой опыт и различные названия — молодежный совет, молодежный парламент, детский парламент, парламент детей и учащейся молодежи, студенческий парламент и др.
26 мая 2017 года Глава государства на встрече с учащимися «Молодежь. Взгляд в будущее» поддержал инициативу о создании республиканского молодежного парламента.
Молодежный парламент может быть реальным механизмом связи власти и молодежи, позволит молодым людям обсуждать законопроекты и актуальные проблемы, вести дискуссию не только с представителями власти, но и между собой: равные с равными, что позволит вырабатывать креативные решения.
Постоянным комиссиям необходимо максимально сконцентрировать усилия на воплощении в жизнь этой перспективной идеи и выполнении поручения Президента страны.
Это только часть задач, которые необходимо решить Совету Республики в оставшемся периоде 2017 года и в 2018 году. Перечень мероприятий будет расширен и конкретизирован в планах работы Совета Республики и постоянных комиссий на соответствующие периоды.
Хочу пожелать всем нам плодотворной и успешной работы.
Благодарю за внимание.
Все новости