Расширенное заседание Президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на тему «Пути совершенствования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь» прошло в Белорусском государственном университете 20 февраля 2019 г.
В дискуссии приняли участие члены Президиума Совета Республики, представители Государственного комитета по науке и технологиям, Национальной академии наук, Минобразования, Минфина, Минэкономики, руководители вузов, научных организаций, а также организаций реального сектора экономики.
Выступая перед участниками заседания, Председатель Совета Республики обратил внимание на необходимость ускорения реализации решений, принятых по итогам II Cъезда ученых. Выступление Главы государства и принятые Cъездом решения ориентированы на выполнение задач социально-экономического развития. «Целевая установка для всей вертикали власти — достижение к концу следующей пятилетки ВВП в объеме 100 млрд долларов США. Речь идет почти об удвоении данного показателя за 8 лет. Это стратегическая комплексная задача, — напомнил он. — Обеспечить высокие темпы роста экономики можно только за счет инвестиций и эффективных инноваций. «На старом багаже» желаемого результата не будет». Для успешного развития стране нужны открытия «на грани невозможного», коммерциализация которых позволит создать новый востребованный конкурентоспособный товар. Для ускоренного обновления промышленности следует также заимствовать лучшие мировые технологии и не только адаптировать их к нашим условиям, но и совершенствовать, чтобы всегда иметь высоколиквидную продукцию.
Задача, поставленная Главой государства, решается неэффективно, отметил Председатель Совета Республики. Он остановился на вопросах инвестиционной деятельности, экспорта высокотехнологичной продукции. Серьезным вызовом для устойчивого развития является«вымывание» человеческого капитала. «Именно человеческий капитал в комплексе с продовольственной и энергетической самодостаточностью будут обеспечивать в будущем устойчивое социально-экономическое развитие», подчеркнул Михаил Мясникович.
Актуальным в этой связи является развитие такого института как биржа патентов на объекты интеллектуальной собственности. Отчасти это позволит решить вопрос коммерциализации новых идей. «Сегодня сотни тысяч изобретений «остаются на полках» и не конвертируются в инновации. Кроме инвестиций нужны новые подходы в управлении», — продолжил Председатель Совета Республики.
При наличии многочисленных экспертных советов и комиссий на различных уровнях управления, механизм глубокой и объективной оценки эффективности предлагаемых к реализации инвестиционных и инновационных проектов не совершенен. Целесообразно, чтобы экспертизу проектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, проводили аттестованные на государственном уровне эксперты, внесенные в соответствующий реестр и несущие вместе с заказчиками и финансирующими банками ответственность за ее объективность, отметил Михаил Мясникович. В нормативных правовых актах, определяющих механизм экспертизы, должны быть определены требования к экспертам, включая их стажировку за рубежом, а также области экспертизы, являющиеся критическими для принятия решения о финансировании. Председатель Совета Республики предложил обсудить этот вопрос. Он также обратил внимание на то, что по-прежнему низким остается процент освоения средств местных инновационных фондов.
Национальная экономика находится перед рядом серьезных вызовов в промышленной сфере, ответом на которые должны стать совместные региональные проекты, продолжил Председатель Совета Республики. Без совместных компаний и проектов в сфере машиностроения, большой химии, электроники, фармакологии, биотехнологий, военно-промышленном комплексе Евразийский экономический Союз не будет полноценно работать, сказал он. «Полагаю, что назрела необходимость формировать общий бюджет Евразийского союза, за счет которого финансировать НИОКР и технико-экономическое обоснования прорывных проектов по аналогии с бюджетом Союзного государства Беларуси и России, где больше 50 процентов средств выделяется на финансирование союзных программ»,— заявил он.
Беларусь — промышленно развитая страна. Удельный вес обрабатывающей промышленности в экономике составляет больше 20 процентов. «Это хороший показатель. Но он достигнут на старой, пусть и несколько модернизированной базе. А где предложения науки — академической, вузовской по новым крупным производствам? Нет их. Научное сообщество в последние годы не предложило ни одного национального проекта. А потребность в таковых имеется в химпроме, машиностроении, биологии и других сферах»,— констатировал Михаил Мясникович.
Для реализации национальных проектов нужны особые управленческие и организационные условия. «Если поручить это министерству или НИИ — ничего не получится. Нужен назначаемый Президентом Генеральный конструктор, обладающий высокой компетенцией, к нему должно быть особое доверие. Под национальную проблему должна быть небольшая структура с очерченными правами и возможностями», — пояснил он. К финансированию целесообразно подключить Банк развития, который при поддержке Национального банка в части снижения требований по резервированию и согласованию участия банка в акционерном капитале инновационных проектов создал бы финансовый инструментарий фабрики проектного финансирования. «В принципе — это мог бы быть системный и очень важный проект Союзного государства Беларуси и России», — добавил он. Крупные инновационные проекты должны создаваться в ЕАЭС. За три года работы Евразийская комиссия не предложила ни одного, констатировал Председатель Совета Республики. Он предложил присутствующим обсудить все эти вопросы.
По итогам заседания приняты рекомендации, которые будут направлены заинтересованным госорганам и организациям. В них обозначено, что информатизация, инвестиции, занятость, молодежь и экспорт должны считаться базовыми направлениями для совершенствования законодательства в сфере научной, научно-технической, инновационной и образовательной деятельности. Участники заседания считают целесообразным утвердить единые приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021—2025 годы. Предлагается продолжить совершенствование условий для развития инновационного молодежного предпринимательства, в том числе путем создания в ведущих научных организациях страны стартап-центров.
Идеи и предложения, отмеченные в ходе заседания Президиума НКС, будут проработаны для дальнейшего использования в работе над проектами законов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании», «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Совместно с Министерством образования планируется организовать круглый стол по вопросам эффективности реализации модели «Университет 3.0» в части совершенствования образовательных программ высшего образования I и II ступени, дополнительного образования взрослых, создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры для принятия решения о дальнейшем распространении данного опыта.