Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Знать и соблюдать законы своей страны

— Нина Федоровна, Совет Республики 20 мая большинством голосов поддержал Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Данный документ вызвал много шума в прессе. Мы о нем также писали. Однако некоторых наших читателей волнует вопрос о том, будут ли считаться социальными иждивенцами те, кто, например, из-за пристрастия к алкоголю не имеет источника дохода, а значит, и не сможет заплатить. То есть неужели, говоря по-простому, с таких категорий как с гуся вода? Что предусмотрено Декретом в подобных случаях?

— Основная цель Декрета — стимулирование трудоспособных граждан и трудовой деятельности, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения и предупреждение социального иждивенчества. Все права и обязанности наших граждан прописаны в Конституции Республики Беларусь, поэтому каждый из нас должен участвовать в финансировании государственных расходов, уплате пошлин, налогов и т. п.

Декрет нацелен на трудоспособных граждан, постоянно проживающих на территории нашей страны. Освобождаются от уплаты сбора те граждане, которые фактически находились за пределами страны свыше 183 дней в году, а также те, кто прибыл на постоянное место жительства после 31 марта 2015 года или убыл из страны на постоянное место жительства в другие страны.

В Декрете четко указаны периоды участия граждан в финансировании государственных расходов. Лица, которые из-за пристрастия к алкоголю не имеют определенного законодательством источника дохода, в соответствии с Декретом не освобождаются от уплаты сбора. Они будут привлекаться к определенным мерам воздействия местными исполнительными и распорядительными органами вплоть до выполнения общественных работ.

— Еще одним из обсуждаемых в белорусском обществе стал законопроект «О борьбе с коррупцией». Летом прошлого года Александр Лукашенко поручил подготовить единый законопроект о борьбе с коррупцией с учетом нововведений и вынести его на рассмотрение общественности. В результате было организовано всенародное обсуждение этого законопроекта. Некоторые белорусы предлагали использовать китайский опыт, где за коррупционное преступление нередко расстреливают. Конечно, при работе над этим законодательным проектом столь радикальные меры не рассматривались, но все же на мировой опыт при работе парламентарии опирались. Какие изменения вы выделили особо?

— Закон направлен не только на предупреждение коррупции, но и на принятие мер по противодействию ей. Я бы выделила меры, принимаемые в отношении должностных лиц, т. е. запрет на прием на государственную службу тех, кто совершил тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы. Такие должностные лица теряют право на пенсию по выслуге лет. Усиливается и совершенствуется порядок декларирования имущества. Расширяются критерии приема на работу по совместительству для ряда лиц, трудовая деятельность которых не влечет существенных последствий.

— Нина Федоровна, во время обсуждения поправок в закон «О государственных символах Республики Беларусь» председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович высказался за то, чтобы поддержать желание белорусов вывешивать флаг на частных домах в дни важнейших праздников. Как вы относитесь к этому новому для наших граждан веянию?

— Мое отношение положительное. Если гражданин своей страны уважительно относится к государственным символам, содержит их в хорошем состоянии, он вправе вывешивать флаг на своем доме во время праздников. При этом он должен учитывать, что полотнище Государственного флага Республики Беларусь должно находиться на высоте не менее 2,5 метров от уровня земли, под углом не более 45 градусов к фасаду здания.

 Государственные символы в то же время требуют особого к себе отношения. Содержит ли новый закон стандарты, обязательные для всех?

— Во-первых, белорусский Государственный флаг не может одновременно устанавливаться ниже других флагов. Во-вторых, его размеры не могут быть меньше размеров других флагов. В-третьих, пропорции цветового решения на флаге должны соблюдаться.

— Есть ли в одобренном законопроекте нововведения, касающиеся использования изображения герба?

— Запрет изображения Государственного герба вводится на бланки и печати негосударственных организаций, а также на угловые штампы и бланки государственных нотариальных контор. Помимо этого, государственные нотариальные конторы исключены из перечня объектов, на которых поднимается или устанавливается Государственный флаг и помещается изображение Государственного герба.

— 14 апреля законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по совершенствованию государственных наград» был единогласно одобрен в ходе второго заседания девятой сессии верхней палаты белорусского парламента. В нем прописан запрет на сбыт и приобретение государственных наград не только Республики Беларусь, но и СССР, а также БССР. Какие новшества содержит этот закон?

— Цель самого Закона — совершенствование правового регулирования использования государственных наград. Законом определены дополнения установленного перечня государственных наград новыми наградами, такими как звания «Народный учитель Беларуси», «Народный врач Беларуси», орден Трудовой славы, медаль «За спасенную жизнь».

Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться юбилейные медали, которые вручаются не только в связи с важными юбилейными датами, но и за заслуги в решении важнейших народнохозяйственных задач.

— На совместных заседаниях палат парламента члены правительства осветили актуальные проблемы социально-экономического развития страны и ответили на вопросы парламентариев. Так, 29 мая заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А.Н. Калинин проинформировал о развитии строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, а также услугах в сфере транспорта и связи. Я знаю, вы в числе других членов Совета Республики обратились к докладчику и руководителям министерств по поводу возможности удешевления строительства. Расскажите нашим читателям, каков был получен ответ.

— Заместителю Премьер-министра Республики Беларусь А.Н. Калинину 29 мая было направлено мое обращение по внесению изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности и возврате предприятий единого государственного заказчика крупных городов в городскую коммунальную собственность с подчинением местным исполнительным органам власти для более эффективной работы строительного комплекса крупных городов». Вопрос касался осуществлений полномочий собственника. В соответствии с Указом полномочия Бобруйского унитарного коммунального предприятия «Управление капитального строительства» были переданы в областную собственность. Это, в свою очередь, неэффективно сказывается на исполнении программ строительства в Бобруйске и вводе в эксплуатацию общей площади жилых домов. В ответе было озвучено, что, учитывая незначительную правоприменительную практику и время работы управлений по капитальному строительству в новых условиях, не усматривается оснований для изменения их структуры и возврата к прежней. Направлялись также вопросы в другие министерства по оплате за текущие ремонты жилых домов, о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, о совершенствовании Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 года №100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности». На все вопросы получены ответы, которые направлены в местные органы власти и управления, а также в организации.

— Спасибо за беседу.

Ольга ГРЕК

Все интервью