Уважаемые дамы и господа!
Направления социально-экономической стратегии Беларуси тесно коррелируют с Глобальными целями и задачами устойчивого развития. Прогресс отмечается в отношении порядка 80 процентов взятых обязательств.
Цели Повестки-2030 инкорпорированы в национальную систему планирования. При участии ООН создана эффективная структура координации работы. Функционирует Совет по устойчивому развитию, в котором широко представлены органы государственного управления и общественные организации. Действует профильная группа в Парламенте страны, институт молодежных послов, которые впоследствии избираются в молодежный парламент. Наша страна приступила к разработке очередной Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2040 года.
Новацией текущего года является создание системы мониторинга работы на региональном уровне. В настоящее время ее внедрение находится на завершающей стадии.
Формируется национальная ассоциация устойчивого развития. Вопросы достижения ЦУР изучаются в учебных заведениях, активно популяризируются, раскрываются в программах социально ответственного бизнеса. Учитывая непосредственное заинтересованное участие в координации работы Президента Беларуси А.Г.Лукашенко, это гарантирует неослабевающее внимание к глобальным проблемам.
Наша страна приветствует усилия государств и международных организаций под общим девизом «Никто не должен остаться в стороне». В условиях нарастания конфликтного потенциала в мире проблематика формирования условий стабильного улучшения благополучия человечества остается одной из немногих тем международного диалога, в процессе которого достигается взаимопонимание и удается мобилизовать всеобщие усилия.
Принимая во внимание всеобъемлющий характер Целей устойчивого развития, такой диалог может служить прологом для обсуждения любых сложных тем регионального и общемирового значения. Это наглядно продемонстрировал прошедший под эгидой Генеральной ассамблеи ООН Саммит устойчивого развития. В данном контексте, считаю, Бакинский форум является вкладом Азербайджана не только в достижение ЦУР, но и в разрядку международной напряженности, органично дополняя усилия страны в других сферах, в частности, по укреплению авторитета и активного потенциала Движения неприсоединения.
Пользуясь возможностью, которая предоставляет площадка, хотел бы на примере Беларуси заострить внимание на проблемах, ослабляющих ресурсный потенциал достижения ЦУР как моей страны, так и влекущих глобальные негативные последствия.
На протяжении более четверти века Беларусь и ее граждане подвергаются незаконному санкционному давлению. Инициаторы и последователи такой практики мотивируют ее обвинениями в нарушениях неких абстрактных норм, содержание которых доподлинно не известно никому. Зато односторонние принудительные меры грубо попирают конкретные положения юридически обязывающих документов. Например, соседняя Литва позволила себе в нарушение Конвенции об открытом море запретить с 1 февраля 2022 года перевозку белорусских калийных удобрений. При этом фактически был закрыт доступ к портовой инфраструктуре, созданной с участием белорусских инвестиций. Мотивировала интересами национальной безопасности. Сложно представить, каким образом потеря для этой страны нескольких сотен миллионов долларов повысит ее безопасность.
Это решение в совокупности с ранее принятыми США и Европейским союзом заблокировало доступ к мировому рынку калийных удобрений, на котором белорусская доля составляла более 20 процентов. Запрет вызвал эффект домино. Последовал двукратный рост цен, который стал неподъемным для беднейших стран, в итоге усугубил стрессовую ситуацию на продовольственном рынке. Белорусские горнодобывающие и сервисные предприятия лишились значительной части доходов, а это заработная плата работников, инвестиции и платежи в бюджет, 42 процента которого имеет социальную направленность.
Привел лишь один конкретный эпизод из более чем тысячи санкционных мер в отношении Беларуси и белорусских резидентов. Для нас заблокирован доступ к финансовым и товарным рынкам (экспортные ограничения оцениваются в 16 млрд долларов США), ограничены расчеты в мировых валютах, ключевые финансовые учреждения отключены от системы SWIFT, перекрыто воздушное и ограничено наземное транспортное сообщение.
Со всей очевидностью необходимо констатировать, что Повестка -2030 не стала определяющей и безусловной стратегией ответственного поведения не только государств, но и бизнес-элит, которые опираясь на риторику устойчивого развития, используют формальные поводы для вытеснения с рынка конкурентов, отказа от сотрудничества. Такие сигналы поступают и от белорусских субъектов хозяйствования.
Ситуация на грани сюрреализма. С одной стороны, по призыву Генерального секретаря ООН собирается Саммит по устойчивому развитию, чтобы мобилизовать ресурсы для срочной помощи нуждающимся странам, роста «зеленого финансирования», главы государств и правительств, парламенты изыскивают возможности увеличения донорских фондов. С другой стороны, они же принимают односторонние принудительные меры, препятствующие реализации Повестки-2030.
Не менее 20 выступающих на Саммите констатировали деструктивный характер односторонних принудительных мер, но соответствующие оценки не нашли отражения при подведении его итогов. В данной связи предлагаю внести в итоговый документ Бакинского форума положение о неприемлемости односторонних принудительных мер.
Цели устойчивого развития неделимы в своем единстве. Второстепенных нет. Одной из задач шестнадцатой цели является содействие верховенству права на национальном и, подчеркиваю, международном уровнях. Сегодня мы являемся свидетелями игнорирования этого требования западными странами.
Отмечу, что санкционеры пренебрегают не только правовыми нормами, но и морально-нравственными устоями, оказывая немотивированное давление на государства и народы с трагической судьбой, к которым вне всяких сомнений относится Беларусь. Наша страна является наиболее пострадавшей в период Второй мировой войны. Погиб каждый третий. Эти потери невосполнимы. Вместе жителями уничтожено 5,3 тысячи деревень. Репарациями компенсировано только около 5 процентов материального ущерба.
Неразорвавшиеся мины и снаряды все еще представляют угрозу. Это проблема для многих стран, не залечивших раны прошлых и современных войн. В том числе Азербайджана.
Кроме того, в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции радионуклидами было загрязнено 22 % территории Беларуси. Ущерб в ценах начала 1990-х годов превысил 200 млрд. долларов. К сожалению, сейчас с этой бедой, привнесенной извне, мы остались практически один на один.
Проблема санкций не исчерпывается нанесением экономического ущерба конкретным странам. Позволив игнорировать правовые и нравственные устои, инициаторы открыли ящик Пандоры, что привело к эрозии многих отраслей международного права, сегрегации государств и народов, расчеловечиванию этносов, не вписывающихся в западную картину мира. Односторонние принудительные меры и развитие гуманитарного кризиса на Ближнем Востоке, возобновление гонки вооружений - события, имеющие общую природу.
Мы призываем к восстановлению законности, диалогу об основах миропорядка на принципах многополярности и свободы выбора путей развития. На прошедшей в конце октября в Минске международной конференции высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире» Беларусь предложила мировому сообществу разработать Хартию многообразия для XXI века.
Наша страна всегда готова делиться опытом и использовать лучшие мировые практики устойчивого развития.
Уверен, Бакинский форум позволит нам пополнить багаж идей. Желаю всем плодотворной работы и от имени белорусских участников благодарю организаторов, которые обеспечили прекрасную возможность так необходимого сейчас диалога во имя мира и лучшего будущего.
Все интервью