Миграционная политика Республики Беларусь: правовые аспекты формирования и реализации
Уважаемые участники конференции!
С момента утверждения Концепции общего миграционного пространства государств – участников СНГ прошло более десяти лет. В этой связи проведение настоящей конференции, посвященной проблемам регулирования миграционных процессов, является весьма актуальным.
Учитывая современные внешнеполитические вызовы, опосредующие необходимость изменения государственной политики в области миграции, усиления ее координации на наднациональном уровне, обсуждение указанных вопросов является как никогда своевременным.
Огромное количество людей разного возраста, пола, социального статуса, вероисповедания ежегодно пересекают государственные границы, в том числе границы наднациональных интеграционных образований в поисках нового места жительства или работы по экономическим, политическим, социальным, религиозным, экологическим и иным причинам.
В настоящее время подобные миграционные процессы, носящие динамичный и сложный характер, влекут за собой как позитивные, так и негативные последствия для всех без исключения государств.
Республика Беларусь является инициатором и поддерживает важные проекты в сфере миграции на универсальном уровне, в рамках Международной организации миграции, Управления Верховного комиссара по делам беженцев. Борьба с нелегальной миграцией, торговлей людьми – это направления, которые Беларусь традиционно успешно продвигает на международной арене. Так, именно Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко в 2005 году на Саммите ООН выдвинул инициативу об активизации международных усилий по борьбе с торговлей людьми, и с тех пор международное сообщество предпринимает более решительные меры по укреплению совместных действий в этой сфере. В нашей стране эффективно функционирует Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. На базе Центра обучение, стажировки постоянно проходят представители национальных и зарубежных правоохранительных структур, в том числе из государств — участников Содружества.
В рамках интеграционных объединений Беларусь выстраивает последовательную политику расширенного сотрудничества по вопросам трудовой миграции, свободного перемещения граждан внутри объединений, миграции в сфере образования и академической мобильности, ряду других смежных вопросов создания общего гуманитарного пространства. Подчеркну, что Беларусь стремится к эффективным и действительно востребованным механизмам в том или ином объединении исходя из целей и задач такого объединения. Успешные проекты в рамках одних объединений зачастую могут восприниматься как апробация лучших практик. При этом Республика Беларусь традиционно была и остается страной, привлекательной для временной и постоянной иммиграции в рамках СНГ. Так, в КонцепцииМиграционной политики Республики Беларусь, принятой в начале текущего года, важными факторами миграционной привлекательности республики называются «сохранение исторических и культурных связей народов государств — участников Содружества Независимых Государств, с которыми установлены взаимные безвизовые поездки, членство в Евразийском экономическом союзе с гарантированными свободами перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отсутствие пограничного контроля между Республикой Беларусь и Российской Федерацией».
Опыт каждого из этих объединений уникальный и даже в определенной степени образцовый для третьих государств и организаций. Наши страны традиционно уделяют значительное внимание именно миграционной тематике и связанным с нею социальным вопросам.
На примере Содружества мы видим комплексный (нормативный и организационный) подход к вопросам миграции как проявлению взаимной помощи и поддержки в интересах граждан наших стран. Сотрудничество в сфере миграции — это уставная цель для СНГ («Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве» заявлено в ст. 2 Устава СНГ 1993 года), а ст. 4 Устава относит миграционную политику к сфере совместной деятельности.
Так, сразу после создания СНГ в ноябре 1992 года был образован Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ, а в 1994 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.В развитие этого договора в рамках Содружества принят ряд иных актов, регламентирующих вопросы сотрудничества государств по всему спектру социально-трудовых отношений: охраны труда; взаимного признания прав на возмещение вреда; расследования несчастных случаев на производстве; нормирования труда и т.д.
Следующим значимым направлением в рамках Содружества (оно и возникло немного позже в практике СНГ, с конца 1990-х) стало противодействие незаконной миграции. В 2000-х в том числе активно принимались совместные программы на основе одобренной в 2004 году Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции.
Наконец, наиболее поздние инициативы связаны с динамикой рынка труда, демографическими вызовами, а регулятивные тенденции более активно стали проявляться через модельное законодательство — были приняты модельные законы о миграции, о трудовой миграции и др.
К настоящему времени в сфере миграции и смежных вопросов МПА СНГ разработаны и приняты модельный Миграционный кодекс для стран — участниц СНГ, 24 модельных законодательных акта, ряд рекомендаций. Очевидно, назрела необходимость выйти на новый уровень гармонизации и координации подходов ввиду как внешних повышенных угроз, так и формирования устойчивых миграционных потоков между странами СНГ. Именно поэтому в соответствии с концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и планом основных мероприятий по ее реализации, а также перспективным планом модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023 — 2025 годы Межпарламентская Ассамблея приступает к разработке новой редакции концепции общего миграционного пространства стран СНГ.
Беларусь имеет практику и государства-реципиента, и государства-донора в вопросах миграции, реализует инициативы мирового масштаба в этой сфере, поэтому и тот объем, и качество нормативной проработки, о котором было сказано в начале доклада, — это наш опыт, наше знание устойчивого решения вопросов миграции, которым мы готовы делиться с нашими партнерами по Содружеству.
В конечном итоге урегулированная миграция в рамках Содружества, основанная на общей согласованной стратегии, — это стимул и ресурс для развития экономик, повышения благосостояния граждан, это всестороннее укрепление безопасности в регионе, это устойчивый прогресс государств — участников СНГ.
Среди позитивных результатов этой деятельности можно назвать улучшение демографической ситуации и выравнивание рынка труда, особенно за счет привлечения высококвалифицированных специалистов. Так, например, в Республике Беларусь благодаря принятию Главой государства нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Парка высоких технологий, резидентам ПВТ не нужно получать специальные разрешения, связанные с приемом на работу иностранцев. Иностранный сотрудник компании-резидента может получать разрешение на временное проживание в упрощенном порядке. Отменены визы для иностранных работников и учредителей резидентов ПВТ. Увеличен максимально допустимый срок их временного пребывания — до 180 дней.
Негативные же последствия выражаются в росте правонарушений, порожденных как незаконным перемещением иностранных граждан в отдельных случаях, так и их последующим противоправным поведением ввиду сложностей с адаптацией к трудовым, социальным и иным реалиям государств пребывания. Процессы подобного характера оказывают негативное влияние как на экономику и иные сферы жизни общества в государствах СНГ, так и на положение самих иммигрантов.
Незаконная миграция определена в качестве одной из угроз национальной безопасности Республики Беларусь, что нашло свое отражение в действующей редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной 9 ноября 2010 г. Так, в соответствии с пунктом 41 названной Концепции в демографической сфере основным внешним источником угроз национальной безопасности является рост потока незаконных мигрантов в Беларусь или через ее территорию.
Полагаем, что вопросы, связанные реализацией миграционной политики, также найдут свое отражение в новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая планируется к рассмотрению на заседании Всебелорусского народного собрания в самое ближайшее время.
В опубликованном проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение положительного сальдо миграции включено в число основных национальных интересов в демографической сфере. Одновременно, активизация эмиграционных процессов и нерегулируемая иммиграция в страну отнесено к категории основных угроз национальной безопасности.
Проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь также определяет, что меры по защите от внешних угроз национальной безопасности сосредотачиваются на развитии международного сотрудничества в вопросах борьбы со всеми видами транснациональной организованной преступности, в первую очередь связанной с терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом, киберпреступностью.
Также важнейшими направлениями защиты от внешних угроз в демографической сфере являются оптимизация миграционных процессов, создание условий для уменьшения эмиграции, сохранение интеллектуального и трудового потенциала республики, привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа, а также активное противодействие незаконной миграции.
Миграционный прирост в проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь также идентифицирован как один из основных индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности.
Таким образом, очевидным является тот факт, что процессы внутренней и внешней миграции населения играют значительную роль в демографическом развитии страны. Демографический потенциал государств находится в высокой зависимости от происходящих в них миграционных процессов. Особенности миграционных процессов являются предпосылкой для разработки комплекса мер, ограничивающих или же стимулирующих перемещения людей.
Необходимо отметить, что целью миграционной политики Республики Беларусь является создание условий, обеспечивающих национальную безопасность, устойчивый экономический рост и повышение качества жизни граждан, демографическое развитие, защиту рынка труда и интеграцию в рынок труда мигрантов.
В уже упомянутой выше КонцепцииМиграционной политики Республики Беларусь обозначены основные направления миграционной политики, по которым будет осуществляться международное сотрудничество в данной сфере. Предполагается формирование единого миграционного пространства Беларуси и России для достижения целей Союзного государства; углубление международного регионального сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств с учетом обеспечения национальных интересов в сфере миграции.
Заложены основные направления миграционной политики Республики Беларусь в сфере оптимизации внутренних и внешних миграционных потоков, обеспечения положительного сальдо внешней миграции, среди которых создание условий для адаптации и интеграции мигрантов; формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом; содействие миграции, связанной с осуществлением инвестиций, предпринимательской и инновационной деятельности; содействие миграции в сфере образования и поддержки академической мобильности; выполнение международных обязательств по защите прав вынужденных мигрантов, а также другие.
Основные механизмы реализации и мониторинга настоящей Концепции включают реализацию целого комплекса мероприятий, среди которых совершенствование законодательства в сфере миграции, развитие международного сотрудничества; формирование республиканского бюджета с учетом необходимости решения задач миграционной политики; реализация государственными органами и организациями основных направлений миграционной политики с учетом особенностей демографической и социально-экономической ситуации; постоянный мониторинг миграционной ситуации в Республике Беларусь и анализ влияния миграционных потоков на ее территории на демографические, социально-экономические и иные аспекты развития страны в целях корректировки мер, принимаемых по реализации миграционной политики; проведение научных исследований по проблемам совершенствования теории и практики государственного управления в сфере миграции; применение современных информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации миграционной политики и другие.
В связи с изложенным полагаем, что опыт Республики Беларусь в области формирования миграционной политики может быть использован в том числе при подготовке программных документов, затрагивающих вопросы миграции, на уровне Содружества Независимых Государств.
Благодарю за внимание!
Все интервью