Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

«Миграционная политика Союзного государства: вызовы, задачи, предложения»

Выступление в рамках форума «Рубежи Союзного государства»

Уважаемые участники форума и приглашенные!

Беларусь и Россия в рамках Союзного государства формируют не только единое экономическое пространство, но и единое пространство безопасности, важной составляющей которого является безопасность в сфере миграции. Это особенно актуально сегодня в современных международных реалиях, когда продолжается разнонаправленная гибридная атака на Беларусь и Россию со стороны коллективного Запада. Из-за санкционной политики США и ЕС ожидается серьезный мировой продовольственный кризис, который может спровоцировать новый всплеск миграционной активности и связанных с ней рисков в области обеспечения безопасности Союзного государства. Наше межгосударственное объединение должно быть готово к такому развитию ситуации.

В классическом понимании миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы жизнедеятельности человека и государства.

По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.

Любое государство, осуществляя выбор инструментов регулирования миграционных процессов, ориентируется на стратегические цели и задачи государственной политики, особенности миграционных потоков, проходящих через его территорию, а также характерные для них угрозы и риски. При этом каждое государство учитывает воздействующие геополитические, социально-экономические, культурные и иные факторы.

И Беларусь, и Россия рассматривают миграцию как вспомогательное средство для решения своих социально-экономических задач.

При этом важным представляется создание такого механизма государственного управления процессом миграции, который четко отвечал бы требованиям безопасности, законности и упорядоченности, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия.

Страны, между которыми сформировались тесные взаимосвязи, в том числе в рамках интеграционных объединений, могут принять решение о проведении согласованной миграционной политики, ввести безвизовый режим перемещений, использовать в том или ином объеме идентичные средства и способы регулирующего воздействия.

Россия входит в пятерку мировых лидеров как по числу мигрантов, так и по числу граждан страны, проживающих за рубежом. В связи с этим вопросы государственного регулирования миграции для России особенно актуальны.

Немало проблем возникает в результате миграции населения и в Республике Беларусь. Достаточно вспомнить кризис 2021 года, связанный с массовым притоком вынужденных мигрантов на границу Беларуси и ЕС.

Изначально при создании Союзного государства было принято решение, что к совместному ведению Союзного государства и государств-участников будут относиться в том числе вопросы миграции.

Важным шагом в союзном строительстве стало принятие в ноябре 2021 г. Концепции миграционной политики Союзного государства, которую можно рассматривать в качестве отраслевой союзной программы. Реализация документа на период до 2025 года станет ключевым условием формирования единого миграционного пространства Союзного государства.

Концепция миграционной политики предусматривает совместное противодействие угрозам безопасности и обеспечивает партнерство в интересах граждан в сфере труда и занятости.

В соответствии с Постановлением ВГС об утверждении Концепции министерствами внутренних дел Беларуси и России разработан План мероприятий по ее реализации.

План включает в себя мероприятия, направленные на реализацию прав и свобод граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, граждан третьих государств и лиц без гражданства; разработку и осуществление общих подходов по вопросам государственного регулирования в сфере миграции; обеспечение безопасности в миграционной сфере, а также информационное и кадровое обеспечение реализации миграционной политики Союзного государства.

Последовательное выполнение мероприятий Плана будет способствовать достижению целей создания Союзного государства в сфере осуществления единой миграционной политики нашими странами.

Следует отметить, что на сегодняшний день миграционное законодательство Беларуси и России в своей основе сформировано.

За последние годы органами государственной власти двух стран проведена планомерная работа по обновлению действующего правового регулирования в этой области.

При этом можно констатировать направленность на усиление контрольных механизмов, внедрение новых технологий и инструментов, позволяющих повысить эффективность государственного управления в сфере миграции.

Белорусские парламентарии при проведении работы по совершенствованию законодательства учитывают правоприменительную практику, меняющиеся внешние факторы (пандемия, санкции), передовой международный опыт и модельные акты, разработанные в данной сфере парламентскими ассамблеями СНГ и ОДКБ.

Большая работа в этом направлении проводилась МПА СНГ — принято около 20 документов в сфере миграции, от глоссария до рекомендаций по противодействию незаконной миграции.

Недавно принят Миграционный кодекс для государств — участников СНГ — интегрированный документ, учитывающий как основные вопросы, касающиеся регулирования миграции, так и смежные, которые могут гарантировать защиту прав мигрантов и их семей. Это инновационный документ, аналогов которому нет. Существующие нормы международного права касаются только прав мигрантов, но не вопросов регулирования процессов миграции.

Законодатели Беларуси продолжают совершенствование правового регулирования. Так, на заключительной стадии подготовки в белорусском Парламенте находится новая редакция Закона «О внешней трудовой миграции».

Предлагаемые дополнения и изменения в Закон касаются обновления понятийного аппарата, совершенствования порядка выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, корректировки полномочий государственных органов, участвующих в государственном регулировании и управлении в области внешней трудовой миграции, а также условий осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами в Республике Беларусь, прав и обязанностей трудящихся-иммигрантов и нанимателей Республики Беларусь и другие.

Проектом Закона планируется расширить перечень иностранцев, на которых не распространяются его действия. В данный перечень предлагается включить иностранцев, желающих трудоустроиться в нашей стране, будучи участниками студенческих отрядов, сезонными работниками в сельском хозяйстве, на срок не более шести месяцев в календарном году, победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов либо отмеченными наградами в сфере их профессиональной деятельности, причем только в случае их трудоустройства по специальности, входящей в сферу их профессиональной деятельности, в которой они являлись победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов либо отмечены наградами и другое.

Важным дополнением проекта Закона являются положения, предусматривающие полномочия Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь как государственного органа, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости.

Полагаю, что и после принятия указанного законопроекта нам необходимо продолжать работу в этом направлении.

Уважаемые коллеги!

Повышение миграционного давления, имевшие место миграционные кризисы, сложности в борьбе со злоупотреблениями со стороны мигрантов, изменение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности, а также иные факторы обусловливают необходимость корректировки государственной миграционной политики, обновления инструментария противодействия незаконной миграции как в России, так и в Беларуси.

Считаю важным на площадках Союзного государства с привлечением международных экспертов детально обсуждать проблемы цифровой трансформации документооборота в сфере миграционных услуг и совершенствование системы внутренней миграции.

Чрезвычайно важным представляется вопрос изыскания собственных трудовых ресурсов для их замещения в тех сферах, где раньше трудились иностранные граждане, которые из-за пандемии или санкционных ограничений не имеют возможности вернуться на свои рабочие места.

В целях постоянного обмена оперативной информацией предлагаю ввести практику участия парламентариев Беларуси и России в заседаниях отраслевых органов Союзного государства по вопросам миграции. Нами уже формируется практика мониторинга реализации отраслевых программ — 15 сентября на заседании Комиссии Парламентского Собрания по международным делам, миграционной политики и связям с соотечественниками мы с участием представителей министерств внутренних дел, МИДов и Постоянного Комитета Союзного государства рассматривали вопросы реализации Концепции миграционной политики. В ходе заседания отмечен высокий уровень взаимодействия профильных ведомств наших стран в области единой миграционной политики. Актуальные вопросы формирования единого миграционного пространства и перспективы законодательного регулирования предложено рассмотреть в рамках парламентских слушаний в 2023 году.

Считаю целесообразным продолжить практику участия международных экспертов и представителей национальных миграционных ведомств в заседаниях комиссий Парламентского Собрания и их выступления по наиболее актуальным вопросам современной миграционной повестки дня.

Уверен, что мы и в дальнейшем должны уделять внимание вопросам миграции в контексте обеспечения безопасности Союзного государства, обобщать опыт государств-участников в этой сфере, использовать прогрессивные экспертные предложения и активно взаимодействовать с профильными международными структурами.

Благодарю за внимание.

Все интервью