Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. на 55-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств

Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги, дамы и господа!

От имени делегации Республики Беларусь искренне рада приветствовать всех участников пленарного заседания.

Прежде всего хочу поблагодарить Совет Межпарламентской Ассамблеи и лично Вас, уважаемая Валентина Ивановна, за великолепную организацию мероприятий.

С удовлетворением можно констатировать, что заседания Межпарламентской Ассамблеи являются по-настоящему знаковым событием в жизни наших стран и с каждым разом вызывает все больший интерес наших братских народов и международной общественности в целом.

Это абсолютно справедливо, поскольку деятельность данной авторитетной международной площадки способствует решению вопросов не только межгосударственного и регионального, но и глобального масштаба.

Традиционно мероприятия МПА СНГ отличаются открытостью, доброжелательностью, искренней заинтересованностью в общем результате и, что очень важно, высокой эффективностью.

Принимаемые решения всегда направлены на совершенствование наиболее актуальных и перспективных направлений дальнейшего развития государств — участников Содружества.

Очередное свидетельство тому — выбор непростой, всеобъемлющей тематики рассматриваемого блока вопросов. Ведь совершенствование нормативно-правовой базы в сфере экологии и природопользования в той или иной степени затрагивает все без исключения аспекты жизнедеятельности.

Планета Земля — наш общий дом, и сохранить ее для последующих поколений — наша обязанность.

Уважаемые коллеги!

Национальная, региональная, международная экологическая повестка, возможные резервы укрепления экологической политики и, соответственно, необходимость принятия законодательных мер диктуются главным образом общемировыми тенденциями в данной сфере.

В международных отношениях предпринимаются попытки дополнения главных смыслов глобализации — экономических и военно-политических — экологическими.

В связи с этим «экологизация» национальных экономик используется в качестве инструмента борьбы с конкурентами на мировом рынке. Набирает обороты экологический прессинг наряду с «привычными» политическими и экономическими санкциями. По сути нивелируются многолетние усилия международного сообщества в сфере экологии.

Очевидно, что государства — участники СНГ в силу своего геополитического положения и выполняемой функции в качестве ключевого звена евразийской природной системы не могут это игнорировать.

Экологическое развитие Содружества видится не в популизме, который во многом присущ США и так называемому коллективному Западу, а в реальной защите природного достояния.

Наша первостепенная задача — законодательное обеспечение внедрения на практике современных принципов экологической политики Содружества.

Принятие Ассамблеей модельных актов служит основой для дальнейшего совершенствования национального законодательства наших стран.

В связи с этим особо актуальны и важны включенные в сегодняшнюю повестку проекты профильных законов — об экологической безопасности, доступе к экологической информации, формировании экологических фондов, регулировании отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, функционировании особо охраняемых природных территорий.

Не менее значимым должен быть вклад парламентариев в выполнение последовательного, решительного и безоговорочного обеспечения экологической безопасности территории СНГ и населения наших стран. И в этих вопросах наш голос должен звучать громко и убедительно.

В данном контексте, безусловно, вызывают обеспокоенность факты размещения биолабораторий и иных экологически опасных объектов в непосредственной близости от границ наших государств, контрпродуктивная санкционная политика, нарастающий в ряде стран мира экономический, энергетический и продовольственный кризис.

Например, странами так называемого коллективного Запада нарушены все международные экологические конвенции по уникальному, мирового значения, природоохранному комплексу «Беловежская пуща» — польской стороной возведена разделительная бетонная стена. Вдоль границ с Беларусью, Латвией и Литвой установлены в три ряда «спирали Бруно».

Каждый день гибнут мигрирующие животные. А в среде весьма активных в свое время «защитников природы» на Западе — тишина, невзирая на наши неоднократные обращения.

Экология традиционно входит в число приоритетных направлений государственной политики Беларуси. Наш Президент, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, четко определил концептуальные подходы белорусского государства к природному наследию:

«Природа — это абсолютный приоритет. Это приоритет приоритетов. Есть природа — есть жизнь. Нет природы — нет жизни».

Наша страна является участницей большинства универсальных и региональных природоохранных соглашений, активно взаимодействует по вопросам создания международной правовой системы в этой области.

На национальном уровне сформирована соответствующая законодательная база, приняты стратегии в области охраны окружающей среды, развития геологической отрасли и интенсификации рационального освоения минерально-сырьевой базы.

Предпринимаемые государством четко выверенные и последовательные шаги в сфере экологии и природопользования позволяют сохранять значительную часть природных местообитаний в первозданном виде и успешно обеспечивать экологическое благополучие освоенных территорий.

В силу этого Беларусь выгодно отличается природной уникальностью в пределах, как минимум, евразийской экологической системы.

Мы по праву можем гордиться достижениями в области наведения порядка на земле, водоочистки, развития возобновляемой энергетики и электротранспорта, внедрения в экономику низкоуглеродных и энергоэффективных технологий.

Выстроена и успешно функционирует система лесоразведения и лесовосстановления. Ликвидируются дисбалансы в проведении мелиоративных мероприятий. На научной основе сохраняются и восстанавливаются болотные комплексы — легкие Европы.

У нас наработан серьезный опыт восстановления территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня они активно используются для продвижения экологического образования и науки, «зеленой» энергетики и других общественно полезных целей.

Нашей страной пройден особый путь по развитию мирного атома. Белорусская АЭС — не просто источник более дешевой и ресурсосберегающей электроэнергии. Это экологичный выбор, ориентированный на сдерживание климатических изменений и решение проблем загрязнения окружающей среды.

А сколько было критики от наших недоброжелателей! Но сегодня многие из них планируют реализовать подобные проекты.

Уважаемые коллеги!

Очевидно, что в силу комплексного характера современных вызовов в сфере экологии и природопользования усилий только профильных структур для наращивания позитивного экологического имиджа Содружества недостаточно.

Необходима межведомственная солидарность и координация деятельности каждой структуры в соответствии с ее компетенцией.

Свойственная территориям наших стран природная уникальность обязывает нас действовать на долгосрочную перспективу.

Цель построения экологического межгосударственного объединения может стать частью современной политико-идеологической платформы Содружества Независимых Государств.

Благодарю за внимание.

Все интервью