Уважаемые участники заседания и приглашенные!
Для Республики Беларусь, не обладающей значительными запасами природных ресурсов, стратегической задачей является последовательное развитие человеческого потенциала.
Об этом неоднократно говорил наш Президент, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию: «Человеческий капитал является для нас самой высокой ценностью. Ибо это инвестиции в будущее. Здоровая, образованная нация с богатой культурой — основа успешного государства. Образование — фундамент общества, пропуск для государства и всей нации в завтрашний день».
Исторически образование всегда выступало и выступает ресурсом новых общественных преобразований, создавая главное — интеллектуальный, научный, творческий и технологический потенциал, который становится основным активом устойчивого социально-экономического развития страны.
Сегодня в нашей стране образование обеспечивается на всех уровнях основного, специального, дополнительного образования и является приоритетным направлением государственной политики.
Граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного общего среднего образования, им предоставляется возможность выбора учреждения образования, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, образовательных программ.
В Беларуси функционируют свыше 7 тыс. учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются около 1,7 млн воспитанников, учащихся и студентов.
Белорусским государством уделяется пристальное внимание поддержке национальной системы образования, созданию комфортных условий для работы педагогических работников, повышению уровня материально-технической базы учреждений образования.
В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5 % ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых странах.
Комплекс мер, реализуемых нашим государством, позволяет поступательно развиваться отечественной системе образования, обеспечивает стабильную работу учреждений образования, социальную защиту обучающихся и работников отрасли.
По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, по возможностям, предоставляемым белорусским государством для получения образования, по количеству студентов на 10 тыс. населения Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Уровень грамотности взрослого населения составляет 99,7 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием — 98 %. В Беларуси обеспечен гендерный паритет в образовании. Реализуется концепция непрерывного образования.
В то же время происходящие в мире глобальные процессы не могут не сказаться на развитии образования Республики Беларусь как одного из участников мирового сообщества.
Очень динамично меняются мотивы и характер глобализации, растут геополитические риски, новые угрозы и вызовы. Недружественными политическими режимами расширяется практика применения международных санкций.
Именно поэтому развитие образования выступает важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики, обеспечения понимания необходимости инновационных преобразований в интересах достижения глобальных Целей устойчивого развития.
Задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере образования, механизмы их реализации отражены в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года.
Основные новации в белорусской системе образования, которые произошли за последние 10 лет, закреплены в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании.
В стране созданы условия для получения дошкольного образования представителями всех социальных групп.
Беларусь устойчиво занимает лидирующую позицию по охвату детей от года до 6 лет учреждениями дошкольного образования — 89,5 %. Норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 %.Каждому ребенку независимо от гражданства предоставлена возможность получить качественное бесплатное дошкольное образование за счет развития сети учреждений дошкольного образования в городской и сельской местности.
Система общего среднего образования Республики Беларусь последовательно развивается и совершенствуется. В республике функционируют 2865 государственных и 6 частных учреждений общего среднего образования, в которых обучается 1 млн учащихся.
В контексте Целей устойчивого развития основное внимание обращено на обеспечение доступности образования и повышении его качества.
Мы перешли к обязательному общему среднему образованию.
Особое внимание уделяем вопросам профессиональной подготовки обучающихся. В VIII — IX классах введена допрофильная подготовка, которая направлена на профессиональное самоопределение учащихся.
В целях оказания помощи молодежи в принятии решений, в осознанном выборе профессии разработан и внедрен комплекс онлайн-методик «ПрофиТест». Тестирование прошли уже более 113 тыс. учащихся.
Организовано углубленное изучение предметов на дифференцированной основе для формирования у учащихся стойкого интереса к предмету, развития их способностей.
О качестве образования говорят убедительные победы школьников в международных олимпиадах по учебным предметам. 36 школьников приняли участие в 8 международных состязаниях, в которых завоевали 28 медалей различного достоинства.
Также в 2023 году учащиеся Республики Беларусь приняли участие в Международной Жаутыковской олимпиаде по математике, физике и информатике. Из 90 учащихся 58 стали победителями: золото — 7 человек, серебро — 15 человек, бронза — 36.
Одним из ожидаемых знаковых образовательных событий станет проведение национального исследования качества образования. Это новое для страны исследование, нацеленное на получение объективной информации о состоянии системы общего среднего образования. В числе его задач — определение уровня функциональной грамотности обучающихся; выявление соответствия образовательной практики актуальным запросам обучающихся и их законных представителей; информирование общественности о качестве подготовки подрастающего поколения к полноценному участию в жизни общества, эффективному решению жизненных задач.
Одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития.
По статистическим данным, количество детей с особенностями психофизического развития составляет 179,4 тыс. человек, в том числе 15,6 тыс. лиц с инвалидностью. Обеспечивается возможность получения образования всеми детьми независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений.
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 99,9 %.
Наша страна имеет уникальный многолетний опыт функционирования интегрированного обучения и воспитания, в условиях которого обучаются более 70 % детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в получении специального образования.
И сегодня одним из достижений системы образования является сложившаяся комплексная система сопровождения детей с особенностями психофизического развития от рождения и до получения ими профессионального образования, которая обеспечивается взаимодействием систем образования, здравоохранения и социальной защиты и характеризуется практически 100-процентным охватом всех выявленных детей с особенностями психофизического развития специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью.
Наша система образования отвечает современным вызовам и требованиям, закладывает долгосрочную перспективу формирования будущего кадрового потенциала нашей страны: специалиста, компетентного в своей области знаний, эрудированного, творческого, активного, который не останавливается на достигнутом образовательном уровне, а способен воспринимать современные мировые достижения науки и техники, разрабатывать новые технологии.
В стране функционирует развитая сеть учрежденийпрофессионально-технического и среднего специального образования: 264 учреждения образования, в которых обучаются около 170тыс. чел.
В целях расширения доступа обучающихся к современному, высокотехнологичному, энергоэффективному учебному оборудованию созданы 52 центра компетенций, которые осуществляют тесное взаимодействие с заказчиками кадров по разработке профессиональных и образовательных стандартов по востребованным и перспективным профессиям для экономики страны. В условиях совершенствования Национальной системы квалификаций создаются секторальные советы квалификаций, разрабатываются профессиональные стандарты.
В сфере профессионального образования предусматривается опережающая подготовка кадров для инновационных высокотехнологичных производств, в том числе путем открытия новых специальностей.
Важным фактором развития профессионального образования является постоянное взаимодействие с организациями — заказчиками кадров. Во всех регионах республики проходят ярмарки целевой подготовки, в которых приняли участие более 40 тыс. обучающихся и 1100 организаций — заказчиков кадров.
Учреждениями высшего образования обеспечивается подготовка специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы с учетом структуры и потребностей рынка труда.
В республике функционируют 42 государственных учреждения высшего образования (далее — УВО) (31 университет, 9 академий, 2 института), которые находятся в подчинении 12 министерств и ведомств, а также 7 учреждений высшего образования частной формы собственности.
В современных условиях главным драйвером роста становится способность экономики к производству и управлению интеллектуальной собственностью, а ключевым звеном этой новой реальности выступают университеты. Именно они стали платформой экономики знаний.
В настоящее время быть только научными и образовательными учреждениями уже недостаточно. Университеты призваны не только генерировать инновационные идеи, но и давать им «путевку в жизнь».
12 белорусских университетов реализуют концепцию «Университет 3.0», а в целях совершенствования инфраструктуры и инструментов доступа к информационным ресурсам, применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, расширения дистанционного образования, цифровизации процессов управления университетом (бизнес-процессов) в УВО реализуется проект «Цифровой университет».
УВО осуществляют тесное взаимодействие с организациями — заказчиками кадров для реального сектора экономики. На высокотехнологичных предприятиях республики, в организацияхПарка высоких технологий, институтах Национальной академии наук Беларуси функционирует 80 филиалов кафедр УВО. Всего в организациях экономики и социальной сферы функционирует 1069 филиалов кафедр. В УВО совместно с ведущими мировыми компаниями работает 71 лаборатория и 10 образовательных центров.
К особенностям системы высшего образования Республики Беларусь следует отнести гарантированное предоставление выпускникам первого рабочего места, развитие системы поддержки молодых специалистов, создание условий для их адаптации на рабочем месте, в том числе посредством формирования института наставничества.
Результаты этих преобразований, стабильность и уникальность, отсутствие каких-либо столкновений и конфликтов на этнической основе привлекают иностранных студентов. Беларусь является одной из немногих европейских стран, в которой не декларативно, а на практике реализованы ведущие идеи и принципы гуманизма, веротерпимости, многоконфессиональности.
В 2010 году в республике обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, в прошлом учебном году в учреждениях образования Республики Беларусь — более 28 тыс. иностранных граждан из 110 стран мира.
Для придания большей устойчивости государству требуются не только грамотные, обученные, предприимчивые и компетентные кадры, но и высоконравственные личности, обладающие развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу страны.
Государством созданы все условия для успешной самореализации и социализации молодого человека во всех сферах общественной жизни. Национальная модель конкурентоспособного многоуровневого образования направлена на активное содействие личностному становлению гражданина своей страны, профессионала-труженика, семьянина, что в свою очередь в полной мере отвечает национальным интересам Республики Беларусь.
Основной приоритет молодежной политики — воспитание в молодом поколении чувства преданности независимой Беларуси и любви к родной земле. Этому способствует вовлечению молодежи в социально значимую деятельность через органы самоуправления, общественные объединения молодежной направленности, волонтерское движение.
Именно молодое поколение граждан Беларуси должно сыграть решающую роль в переходе нашей страны к инновационному пути развития.
Вместе с тем система образования нашей страны открыта и доступна для людей любого возраста.
Созданы институты дополнительного образования взрослых (в том числе «университеты третьего возраста»), внедрены современные методики и инструменты обучения по программам дополнительного образования, включая цифровые образовательные средства и форматы удаленного образования.
Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему, которая решает задачи по обеспечению различных отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, а также удовлетворения потребностей граждан в профессиональном совершенствовании и развитии интеллектуально-творческого потенциала.
Уважаемые коллеги, национальная система образования рассматривается как институт социализации молодежи, обеспечивающий обучение и воспитание личности, формирующий ее мировоззрение и широкую эрудицию, а развитие системы образования нацелено на повышение конкурентоспособности доступного и качественного образования с учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства, отвечающего национальным интересам и потребностям инновационной экономики, принципам устойчивого развития страны и направлено на усиление профессионального потенциала молодежи, ее вовлечение в общественно полезную деятельность.
Сегодня для Республики Беларусь объективная потребность — сохранить лучшие приобретения белорусского образования (национальные черты, государственную поддержку, доступность, бесплатность, справедливость, высокое качество, стабильность) и реализовать меры по противостоянию внешним вызовам, нивелированию их влияния на устойчивое развитие страны.
Все интервью