Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Все об альтернативной службе

– Андрей Павлович, что такое альтернативная служба, и какая категория граждан может быть направлена на ее прохождение?

– Следует понимать, что альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.

На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию, которые лично заявили о том, что принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение военной службы.

– В каких сферах деятельности или организациях будут задействованы те, кто не будет служить в Вооруженных Силах?

– Перечень организаций для прохождения альтернативной службы устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь с учетом заявок областных и Минского городского исполнительного комитетов на основании перечня видов работ, определяемого Советом Министров Республики Беларусь. К примеру, пройти такую службу можно будет в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищнокоммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. При этом, местные исполнительные и распорядительные органы на период прохождения альтернативной службы размещают граждан в пригодных для проживания помещениях, соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

– Какова на практике процедура направления на альтернативную службу?

– Для рассмотрения вопроса о прохождении альтернативной службы гражданин имеет право не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве обратиться в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную. В заявлении должны быть указаны причины, побудившие заявить о такой замене. Для подтверждения информации, изложенной в заявлении, к нему следует приложить автобиографию и иные материалы. Данное заявление будет рассматриваться на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. В процессе рассмотрения вопроса призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать пояснения по существу заявления. Кроме того, призывная комиссия может запросить характеристику на гражданина, подавшего заявление, с места работы или учебы, а также иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. Законом определены основания для принятия решения об отказе в замене воинской службы на альтернативную. В частности, гражданин, в отношении которого было принято решение о замене воинской службы на альтернативную, вправе до дня убытия к месту прохождения альтернативной службы заявить о своем желании пройти военную службу.

– Различается ли срок прохождения альтернативной и воинской службы?

– Срок прохождения альтернативной службы отличается: для лиц, имеющих высшее образование, он составляет 24 месяца, для лиц, не имеющих высшее образование, – 36 месяцев. При этом продолжительность рабочей недели не должна превышать 48 часов. Гражданам, проходящим альтернативную службу, предусмотрен отпуск продолжительностью 30 календарных дней – за 36 месяцев и 20 календарных дней – за 24 месяца альтернативной службы. Исчисление идет за весь срок прохождения альтернативной службы. Причем отпуск предоставляется в течение каждых 12 месяцев прохождения альтернативной службы по 10 календарных дней. Продолжительность отпуска может быть увеличена в виде поощрения: при сроке альтернативной службы 36 месяцев – на срок до 10 календарных дней; при сроке альтернативной службы 24 месяца – на срок до 5 календарных дней.

– Какие еще нюансы регламентирует новый законопроект?

– В законопроекте также регламентированы вопросы медицинского обслуживания и страхования граждан, проходящих альтернативную службу, закреплены гарантии в области жилищных отношений для проходящих ее граждан, а также в сферах трудовых отношений и образования для уволенных с нее. Так, гражданам, уволенным с альтернативной службы, гарантируется: сохранение в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем увольнения с альтернативной службы, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу; предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы; предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы первого рабочего места в соответствии с законодательными актами. Кроме того, гражданам после увольнения с альтернативной службы гарантируется продолжение обучения на прежних условиях в учреждениях образования, в которых они обучались до направления на альтернативную службу.

Во время прохождения альтернативной службы будут выплачивать ежемесячное денежное содержание в размере 150% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала. Его размер будет повышаться: на 20% бюджета прожиточного минимума – с 13 месяца альтернативной службы, на 40% бюджета прожиточного минимума – с 25 месяца альтернативной службы. Законом определено, что время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы.

Предусматриваются и меры взыскания, которые могут налагаться за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возлагаемых на граждан, проходящих альтернативную службу, либо за несоблюдение ограничений, связанных с ее прохождением. Следует отметить, что граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской.

Кирилл ЛЯЩЕНКО.

Все интервью