Закончен второй год пятилетки. Политики и экономисты, хозяйственники и общественные деятели оценивают его результаты, сверяют достигнутое с намеченным, анализируют успехи и недочеты с тем, чтобы откорректировать дальнейшее движение вперед, определить наиболее рациональные и эффективные пути достижения целей, намеченных V Всебелорусским народным собранием.
Особая роль в этом процессе принадлежит парламентариям. От своевременности, полноты, научной обоснованности принимаемых ими законов во многом зависит успешное решение экономических и социальных задач.
Постоянная комиссия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам, которой мне выпала честь и ответственность руководить, в истекшем году приняла 96 решений, при этом каждое шестое касалось совершенствования законодательства в экономической и социальной сфере. В центре нашего внимания были вопросы инвестиционной деятельности, занятости, экспорта и др.
Принимая участие в разработке плана мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата, мы понимали, что инвестиционная привлекательность страны не исчерпывается системой льгот для инвесторов и субсидий для производителей инновационной продукции. Она включает в себя и политическую стабильность, и прозрачность хозяйственной деятельности, и наличие антикоррупционных механизмов.
Мы предложили внести в инвестиционное законодательство правовые нормы, направленные на обеспечение гарантий для инвесторов, создание механизма страхования инвестиционных рисков, изменение подходов к субсидиарной ответственности в случае банкротства. Отдельные из них уже нашли отражение в актах Главы государства. В 2017 году Советом Республики был одобрен Закон об инвестиционных фондах. В июле 2018 года он вступает в силу, и в связи с этим предстоит большая работа по корректировке целого ряда нормативных правовых актов, в том числе и Банковского кодекса.
Предметом пристального внимания постоянной комиссии были вопросы развития фондового рынка как важной составляющей инвестиционного процесса. Работа в этом направлении предстоит довольно объемная с привлечением многих государственных структур, ученых и экономистов.
Учитывая актуальность и важность инвестиционных процессов, осенью 2018 года планируется провести тематические парламентские слушания.
Еще один приоритет пятилетки — занятость.
Численность населения, занятого в экономике Беларуси, сокращается. Очевидно, что эта тенденция обусловлена не только демографическим фактором. 2 октября 2017 года на заседании постоянной комиссии мы детально обсудили предложения Федерации профсоюзов Беларуси по повышению заработной платы, улучшению условий труда, оказанию помощи молодым специалистам и иным ключевым вопросам трудозанятости. Полагаю, наши рекомендации по итогам заседания станут основанием для дальнейшей корректировки законодательства, регулирующего трудовую деятельность.
Однако к той работе следует подходить с учетом созданных в настоящее время в стране беспрецедентных правовых условий для развития предпринимательства и самозанятости. В конце прошлого года принят пакет нормативных правовых актов по либерализации бизнеса и раскрепощению деловой инициативы. Они касаются практически каждого гражданина, поэтому одной из важнейших для себя задач мы считаем разъяснение населению их прав и возможностей, предусмотренных действующим законодательством.
Следующий приоритет — экспорт.
Ситуация здесь не очень простая. Структура нашей экономики такова, что основную долю производимой продукции, практически 2/3, надо экспортировать. При этом следует иметь в виду, что сегодня все государства стараются защитить свой внутренний рынок и поддержать национальных производителей. Для успешного решения этой задачи, по мнению нашей комиссии, надлежит максимально рационально использовать бюджетные механизмы поддержки экспорта.
По-прежнему актуальным остается вопрос диверсификации поставок. В рамках международной деятельности члены комиссии всецело содействуют формированию положительного имиджа белорусской продукции. Традиционно эффективной площадкой для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией является Форум регионов Беларуси и России, в работе которого члены комиссии принимают активное участие. Надеюсь, что и V Форум регионов, который состоится в текущем году на Могилевщине, будет столь же плодотворным и экономически продуктивным.
В рамках деятельности по развитию двустороннего межпарламентского сотрудничества в 2017 году члены постоянной комиссии принимали участие во встрече с польскими, латвийскими, азербайджанскими, грузинскими парламентариями. По итогам этих встреч подписан ряд совместных заявлений о сотрудничестве в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической, культурной сферах.
В настоящее время по линии СНГ продолжается работа по созданию модельных законов «Об автономном учреждении», «О государственной собственности», «О нотариате», «О государственной промышленной политике». Особое внимание было уделено законодательству о публично-частном партнерстве. Мы совместно с нашими коллегами завершаем работу над документом, который позволит создать общие правовые условия для развития публично-частного партнерства в странах СНГ.
Традиционно базовой основополагающей была работа постоянной комиссии над бюджетными законопроектами, которая носит непрерывный характер, основывается на учете всех существующих реалий в экономике, социальной и международной сфере. Отдельные наши предложения закреплены в Законе о бюджете на 2018 год. Уже начата работа по выполнению поручения Главы государства, касающиеся комплексной корректировки Налогового кодекса, одна из целей которой — обеспечение стабильности и простоты излагаемых в кодексе правовых норм.
Законы тогда чего-нибудь стоят, когда реально влияют на общественные отношения. Поэтому для нас важно видеть, как они работают в жизни. Руководствуясь этим принципом, постоянная комиссия регулярно изучает правоприменительную практику. В частности, в истекшем году мы провели мониторинг практики применения Закона «О хозяйственных обществах». Выработанные рекомендации по совершенствованию данной сферы направлены в Правительство.
В ходе изучения действенности того либо другого закона для нас крайне важно мнение избирателей: руководителей местных органов власти, хозяйственников, рядовых граждан. Я сердечно благодарен работникам райисполкома, районного Совета депутатов, жителям района за поступающие в мой адрес предложения по совершенствованию законодательства. Должен сказать, что ни одно из них не остается без внимания и должной проработки. Даже те, которые выходят за рамки нашей нормотворческой деятельности. Уверен, что действуя сообща, мы значительно повышаем шансы построить достойное будущее.
Изменения правового ландшафта в экономике, которые сегодня происходят при непосредственном участии нашей комиссии, уже в этой пятилетке окажут позитивное влияние на экономическое развитие государства, станут надежной правовой основой для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, неуклонного движения вперед.
Важной составляющей парламентской деятельности является постоянная работа с населением.
Президент страны А.Г.Лукашенко на встрече с парламентариями сказал: «Если вы видите проблему простого человека, который не может пробиться через чиновничьи препоны, помогите ее решить». Для меня, как и для всех членов постоянной комиссии, — это важнейший принцип деятельности. У каждого из нас уже накопилась своя «копилка добрых дел». Я это говорю без какого-то пафоса и элемента самолюбования. Более того, все члены нашей комиссии не остались в стороне и принимали активное участие в акциях «Собери портфель первокласснику», «Наши дети», оказывали спонсорскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, детям-инвалидам, многодетным семьям, детским домам и домам семейного типа.
Французский писатель Альбер Камю сказал: «Щедрость по отношению к будущему — это умение отдавать все, что связано с настоящим».
Все интервью