Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Время экспортерам воспользоваться «окном новых возможностей»

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков рассказал о связанных с пандемией экономических последствиях и путях их минимизации для ориентированных на экспорт предприятий, роли Совета Республики и местных органов власти в содействии созданию новых высокотехнологичных продуктов, брендов, дальнейшей диверсификации белорусского экспорта в мире, как по номенклатуре товаров, так и по его географии.

— Насколько реальны, достойны внимания прогнозы и выводы насчет очередного глобального кризиса. Мол, мы снова оказались перед угрозой как в 2008–2009 годах. Такие разговоры имеют под собой почву или это «страшилки» экстравагантных экономистов и политологов?

— Мировые экономические кризисы происходят нередко, их частота и периодичность обусловлены многими факторами. Не всегда они вызваны финансово-экономическими причинами, как, например, кризис 2008–2009 годов. Как правило, с учетом уровня развития современной экономической науки и информационных технологий многие кризисные экономические явления можно с определенной степенью вероятности предугадать и просчитать.

Теперь очевидно, что пандемия коронавирусной инфекции становится катализатором нового глобального экономического кризиса, который в целом стал неожиданным для всех стран мира и пока сложно прогнозируемым по своим последствиям. Этот кризис совпал и с частично также спровоцированным серьезным кризисом нефтяного рынка.

По моему мнению, триггером кризиса, который постепенно надвигается на планету, стала, прежде всего, реакция властей большинства государств на распространение COVІD-19. Эти страны ввели карантин, что привело к закрытию границ, прекращению авиаперелетов и транспортного сообщения, приостановке работы многих предприятий и нарушениям логистических цепочек. В результате — серьезное падение спроса и снижение предложения товаров и услуг.

Первый под удар антикоронавирусных действий, по понятным причинам, попал Китай. После трех десятилетий постоянного роста экономика КНР впервые ушла в минус — спад за первые три нынешних месяца составил 6,8 %. Негативные последствия распространения COVІD-19 испытывают и другие государства: прогнозируется рецессия крупнейших экономик мира: США, Японии, Германии, Франции.

— Насколько глубок, на ваш взгляд, будет этот кризис?

— Однозначно сказать практически невозможно. Ведь спрогнозировать все факторы, которые повлияют на мировое экономическое развитие в постэпидемиологический период, очень трудно. Однако экономических Нострадамусов сейчас много. Не исключаю также, что отдельные апокалиптические прогнозы вбрасываются крупными игроками намеренно для оказания давления на финансовые и товарные рынки с целью получения сверхприбылей. Примеры уже есть: по сведениям американского Института политических исследований (ІРЅ), на фоне потери почти 43 миллионами американцев своих рабочих мест, совокупное богатство миллиардеров США за три месяца пандемии увеличилось на 565 миллиардов долларов!

Мой личный подход к прогнозам: следует в большей степени ориентироваться на оценки ведущих международных экономических организаций, обладающих необходимыми объемами данных и где работают высококвалифицированные специалисты. По прогнозу МВФ, в 2020 году мировая экономика может снизиться на 3 %. Беларусь, к сожалению, последствия этого глобального спада стороной не обойдут. Даже несмотря на то что белорусские власти не вводили карантин и не прекращали работу предприятий. Напомню, белорусская экономика является экспортно ориентированной, имеет высокую степень открытости и, соответственно, в значительной мере включена в глобальные экономические отношения. Экспорт составляет более половины ВВП нашей страны.

— И все же в какой степени может затронуть нас экономический спад?

— Во многом развитие Беларуси будет зависеть от скорости восстановления экономической активности и внешнеторговой деятельности в наших ведущих странах-партнерах: России, Китае, Украине, странах ЕС. Одновременно нам необходимо предпринять шаги по сокращению возможного негативного воздействия внешних факторов на свою экономику, осуществлять целенаправленные меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности предприятий и компаний, сокращать издержки производства, повышать качество экспортной продукции и ее ценовую конкурентоспособность.

Важную роль в обеспечении эффективности экспорта все больше играет стоимость доставки товара: чем короче так называемое плечо, тем дешевле транспортировка груза и выше вероятность сбыта товара. Замечу, что исторически сложившаяся отечественная транспортная инфраструктура уже является недостаточной для транзита экспортных товаров через территорию нашей страны.

Чтобы активнее диверсифицировать экспортные поставки, снизить в том числе определенную логистическую зависимость от некоторых стран, важно в перспективе сформировать сильную инфраструктурную ось по линии Север — Юг, расширить пропускную способность железнодорожных и автомобильных путей в направлении крупных портов и других транспортных узлов. Это не только повысит роль и значение Беларуси как транзитного государства, но и обеспечит наших экспортеров оптимальными маршрутами транспортировки товаров.

— На недавнем заседании секции научно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики на тему поддержки экспорта белорусских товаров и услуг в условиях современных вызовов, которое было инициировано вашей постоянной комиссией, вы говорили об «окне новых возможностей» для отечественной экономики. Что конкретно вы имели в виду?

— Здесь нужно иметь в виду, что любой мировой экономический кризис как имеет негативные последствия, так и дает возможности для географической диверсификации экспорта товаров и услуг. Он также дает толчок для наращивания выпуска определенного вида продукции повышенного спроса на конкретных рынках. Такое «окно возможностей» может открыться и в отдельно взятой стране, которая временно переживает определенные экономические трудности в результате последствий, например, политической турбулентности. Как это, например, было в странах под воздействием событий «арабской весны».

В такое время многие иностранные компании, как правило, приостанавливают свою деятельность или вовсе уходят с рынка нестабильной страны из-за высоких политических и финансовых рисков. Тем самым открываются новые экспортные «ниши», которые могут и должны заполнить белорусские товары и услуги. Но здесь нашим производителям следует предпринять активные действия по продвижению своих внешнеторговых интересов. Скажем, белорусских продуктов питания.

Как известно, наша страна в лидерах производителей сельскохозяйственной продукции среди стран СНГ. Поэтому текущий момент на мировом продовольственном рынке, когда во многих странах наблюдается сокращение сельскохозяйственного производства из-за пандемии, важно использовать как для расширения географии поставок, так и для наращивания объемов экспорта пищевой продукции.

Беларусь имеет разработки важных лекарств и медикаментов, включая антибиотики и препараты для лечения онкологических заболеваний. К ним проявляют большой интерес некоторые страны «дальней дуги». Это еще одно «окно возможностей» для наших участников внешнеэкономической деятельности.

Введенные многими странами ограничения стимулировали развитие рынка отдельных видов услуг. Мы должны активнее задействовать наш ИТ-сектор и тем самым существенно увеличить экспорт тех цифровых услуг, спрос на которые вызвала эпидемия. Почему бы не создать национальную полнофункциональную цифровую интегрированную платформу внешнеторговой деятельности? Она помогла бы продвигать наши товары на зарубежные рынки современными методами.

Характерная особенность экспорта Беларуси — относительно недорогие транспортные, строительные и другие услуги, которые связаны с поездками в нашу страну. Наблюдается рост интереса к нашим телекоммуникационным, компьютерным и информационным услугам. Их основными потребителями являются платежеспособные страны ЕС.

— А если вскоре снова грянет глобальный кризис, то что он снесет у нас в первую очередь? Видимо, те предприятия, которые выпускают устаревшую и неконкурентоспособную продукцию. Отсюда и вопрос: что сегодня может и должна делать в регионах местная власть, чтобы стимулировать экспортную активность средних и малых предприятий?

— Если ответить лаконично и в стилистике вашего вопроса, то каждый мировой кризис может снести неэффективные производства и неэффективных менеджеров. Скорее всего, это может произойти и без глобального кризиса в силу развертывания жесткой конкуренции за рынки. Вызовом для наших производителей являются не только последствия пандемии, но и нарастание конкурентной борьбы за рынки сбыта. Чтобы не проиграть, важно задействовать все возможные ресурсы как большого, так и среднего и малого бизнеса для производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сегодня важно активизировать региональную экспортную деятельность. Поддерживаю мнение председателя Совета Республики Натальи Кочановой о необходимости работать над равномерным развитием регионов нашей страны. В целом этому вопросу нужно отдать особое внимание в следующей пятилетке. Наращивание внешнеторговой деятельности может и должно способствовать решению этой задачи и стать одним из драйверов экономического развития регионов. Однако пока основной вклад в экспорт Беларуси вносят столица и Минская область.

Возможно, следует усилить международную специализацию регионов и городов с учетом их конкурентных преимуществ, прежде всего в части экспорта наукоемкой и сложной технической продукции, деловых, туристических и образовательных услуг. Положительный опыт регионов уже приобретен в экспорте высокотехнологичных товаров: оптической и измерительной аппаратуры, фармацевтической и электротехнической продукции.

Очень важно исключить конкуренцию на внешних рынках между белорусскими производителями однотипной продукции, например, троллейбусами МАЗа и «Белкоммунмаша», трамваями «Штадлер-Беларусь» и «Белкоммунмаша», сельскохозяйственным навесным и прицепным оборудованием некоторых предприятий. Местные органы власти могут сосредоточиться на информационно-организационной поддержке малого и среднего бизнеса, поскольку главная проблема экспорта их продукции — небольшие партии поставок, недостаток информации и слабые финансовые возможности для организации изучения конъюнктуры рынка.

— Развитие экспортного потенциала страны в новых условиях потребует и новых подходов, в том числе, возможно, и законодательных инициатив со стороны парламента. Чего можно, в этом случае, ожидать от членов Совета Республики?

— Успешность экспортной деятельности во многом определяется условиями, обеспечиваемыми законами и нормативными правовыми актами — они регулируют порядок экспорта товаров и услуг. В нашей стране в целом создана благоприятная правовая среда для развития экспортного потенциала предприятий, она постоянно совершенствуется и улучшается.

В ходе дискуссии экспертов в Совете Республики было предложено, например, продлить срок действия Указа Президента от 24 сентября 2009 года № 466 на 2021–2025 годы и увеличить размер компенсации части процентов по кредитам и лизинговым платежам за счет средств бюджета до уровня ставок рефинансирования, установленных в государствах, на территории которых реализуется продукция белорусских производителей.

На регулярной основе принимаются изменения в нормативно-правовые акты, дающие больше возможностей «Банку развития Республики Беларусь» для поддержки экспорта белорусских товаров и услуг.

Приведу пример. В апреле-мае этого года Советом Республики было одобрено 37 законопроектов, 17 из которых способствуют развитию внешней торговли и экспорту белорусских товаров и услуг. Будем продолжать оптимизировать законодательство в сфере поддержки экспорта с учетом мировой практики и функционирования белорусской модели экономики.

Кроме традиционных форм экономической дипломатии, целесообразно максимально задействовать потенциал парламентариев для реализации межгосударственных договоренностей, достигнутых на высшем и высоком уровнях в части продвижения внешнеэкономических интересов Беларуси в странах «дальней дуги». В рамках различных визитов белорусских сенаторов за рубеж, заседаний межпарламентских комиссий ведется постоянный мониторинг выполнения планов, протоколов и «дорожных карт» экономического сотрудничества.

В Совете Республики созданы рабочие группы по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, руководители которых регулярно участвуют в заседаниях двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и по возможности содействуют продвижению белорусских товаров и услуг в страны-партнеры.

Леонид Лахманенко

Все интервью