Основой функционирования большинства современных государств являются конституции. Это особого рода законы, закрепляющие самые главные, фундаментальные для государства нормы.
Некоторые государства имеют так называемые «неписанные конституции», когда конституционные нормы сосредоточены в нескольких правовых актах.
Но в мировой практике превалирующим все-таки является вариант, реализованный в Республике Беларусь.
Наша Конституция в той или иной степени касается важнейших сфер как социальной жизни, так и государственного строительства. Она цементирует всю систему законодательства, является главным критерием правильности (законности) иных видов нормативных правовых актов.
История белорусской Конституции насчитывает менее тридцати лет. И пусть это совсем небольшой срок по меркам зрелых конституционных республик, но он весьма значителен для нашего государства, которое само немного старше Конституции. Настало ли время для изменения Основного Закона Беларуси?
Этот вопрос вправе и должен задавать себе каждый гражданин страны и находить свой собственный ответ. Но очевидно одно, изменения как внутри белорусского общества, так и в окружающем нас мире происходят с такой скоростью, что «подтягивание» к ним старых правил и старых подходов становится все более сложным.
Именно поэтому так динамично изменяется белорусское законодательство в целом.
Все законотворческие органы работают в большом напряжении и имеют перед собой сложные и масштабные задачи. Но Конституция — это основа и самого государства, и всей системы законодательства! Если мы реализуем значительные изменения законодательства, ждем осовременивания всего механизма государства, то может, настало время для корректировки Основного Закона?
Референдум — это квинтэссенция взаимодействия общества и государства. Механизм прямого волеизъявления позволяет каждому человеку, каждому субъекту общественных отношений влиять на формирование нормативной базы функционирования государства. На референдуме граждане могут не через депутатов и Президента, а сами и непосредственно проголосовать за правила, которые в силу воли большинства станут законом. Участие в конституционном референдуме — это возможность и высказать мнение, и внести вклад в формирование системы ценностей белорусского общества.
Конституционный референдум — это время принятия решения и решения не на срок депутатских или президентских полномочий, а решения, возможно, навсегда или очень надолго. Может ли разумный человек относиться безразлично к тому, что кто-то ему неизвестный решит за него на каких фундаментальных основаниях будет строиться государство и какие возьмет на себя обязательства в отношении общества?
Наша Конституция, равно как и предлагаемые в нее изменения, написана простым и доступным языком. Ее текст последователен, логичен и понятен. Она читается не как юридическая заумь, а своеобразный рассказ о том, каковы обязательства государства перед белорусским обществом, как строятся органы государства, какова их компетенция.
Очень важной особенностью Конституции является то, что она — акт прямого действия. Это значит, что ее нормы можно непосредственно применять на практике (в судебных спорах, при принятии решений уполномоченными органами), на них можно ссылаться в сложных ситуациях, ими можно обосновывать свои действия.
Участие в референдуме — это долг каждого гражданина. Но не долг перед государством или обществом. Это долг перед собой, перед предыдущими поколениями белорусов, многие из которых отдали жизни за существование страны, перед будущими поколениями, которые хотят жить мире, спокойствии и достатке.
Все интервью