В конце минувшего года правительство страны приняло решение о создании первой в стране университетской клиники. Пилотный проект доверили Гродненщине – в тесной связке предстоит работать медицинскому университету и областной клинической больнице. О новом направлении в здравоохранении беседа журналиста «ГП» с ректором Гродненского государственного медицинского университета, членом Совета Республики Национального собрания, профессором Виктором Снежицким.
– Создать университетскую клинику Минздраву поручил Глава государства, определив это важным шагом совершенствования медицинской помощи людям и медицинской науки в нашей стране, – подчеркивает Виктор Александрович. – Такую идею наш университет высказывал не первый год и то, что нам доверили быть первопроходцами в важном деле, неслучайно. Думаю, были учтены и высокие результаты работы вуза и в научном плане, и в организации подготовки кадров, и непосредственно в практической лечебной работе.
– Чем университетская клиника будет отличаться от других лечебных учреждений?
– Кардинальным отличием является сочетание серьезной фундаментальной подготовки специалистов и использование самых передовых медицинских технологий. Кстати, университетские клиники есть во всех развитых странах мира и их количество ежегодно увеличивается. Практически все лауреаты Нобелевской премии в области физиологии и медицины работают в университетских клиниках. Именно здесь осуществляется наиболее быстрое внедрение фундаментальных разработок в самых различных областях науки в клиническую практику.
Для нашего вуза ее значение в первую очередь в совершенствовании практикоориентированной подготовки медицинских кадров, что обеспечит более тесное объединение обучения и оказания медицинской помощи. Университетская клиника, образно говоря, это единый организм, в котором наука ведет за собой практических врачей, а практические врачи подкрепляют научные исследования реальным опытом.
– Теснейший тандем науки и практики, безусловно, положительно скажется и на уровне помощи населению.
– Предоставление высококвалифицированной и специализированной лечебно-профилактической помощи населению в числе целей создания клиники как раз и поставлено на первое место. Причем это касается не только областной больницы. В планы клиники входит подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников. Уверен, что на новый уровень поднимутся и проведение научно-исследовательской работы, разработка, апробация и внедрение новых медицинских технологий. В числе задач прописан экспорт платных образовательных и медицинских услуг.
– У вашего университета есть опыт лечебно-консультативной работы. Насколько он будет задействован в реализации нового проекта?
– Сегодня лечебно-консультативная работа ведется профессорско-преподавательским составом 25 клинических кафедр на базе 15 клинических учреждений здравоохранения и 7 поликлиник города. Сотрудники клинических кафедр, в том числе 36 докторов наук и 160 кандидатов медицинских наук, ежегодно консультируют около 250 тысяч пациентов, участвуют в порядка 20 тысячах консилиумов, проводят около 7 тысяч оперативных вмешательств, в их числе около тысячи высокотехнологичных и сложных медицинских вмешательств.
В университете плодотворно работают 10 клинических научных школ: терапевтическая, хирургическая, педиатрическая, акушерства и гинекологии, инфекционных болезней, фтизиатрии, анестезиологии и реаниматологии, патологической анатомии, медицинской реабилитации, клинической аритмологии.
– Безусловно, прежде чем университет и областная больница по-настоящему станут единым целым, предстоит серьезно поработать. И, как я понимаю, не только в организационном, но и в законодательном плане. Как члену Совета Республики вам предстоит принять в этом непосредственное участие.
– По сути, в нашей стране создается научно-лечебное учреждение нового типа. Каким конкретно оно будет, какая модель ляжет в основу его создания в других регионах республики, еще предстоит определить, и большую роль в этом сыграет наш пилотный проект. Но уже сейчас ясно, что потребуется вносить изменения в целый ряд нормативных документов, в том числе Трудовой кодекс, Закон «О здравоохранении», Кодекс об образовании и ряд других. А это невозможно без привлечения специалистов ряда министерств и ведомств, а также законодательной власти. Работая в высшей палате парламента, мне доводилось принимать участие в обсуждении ряда законопроектов, в том числе касавшихся медицины. Но в данном случае это будет особенно ответственно.
– Какие еще новшества в университет уже внедрены или на подходе в ближайшее время?
– Одно из самых приятных и значимых для вуза – завершение строительства общежития более чем на тысячу мест. Здание уже построено, завершается внутренняя отделка. Благодаря поддержке из государственного инвестиционного фонда работы идут быстрыми темпами, к осени общежитие планируем ввести в строй. А это для нас очень важно, особенно с учетом расширения набора в вуз в этом году. Практически удвоится число первокурсников на педиатрическом и медико-психологическом факультетах, на треть увеличится на медико-диагностическом. В итоге набираем 670 человек. Больше будет и иностранных студентов. В прошлом году на первый курс зачислили 240, в этом году уже заявлено 300. Семь лет назад у нас было три группы иностранных студентов, сейчас более тридцати. Практически четверть всех, кто получает врачебную профессию в нашем вузе. К примеру, мы единственные из белорусских вузов имеем аккредитацию в Шри-Ланке. Популярен наш вуз и в Индии, которая славится своей медициной, в ряде европейских стран.
– В чем, по-вашему, секрет такой привлекательности?
– Думаю, в первую очередь это качество образования. Кстати, наш университет дважды отмечен премией правительства Беларуси в области качества. Оценили его и на уровне стран СНГ – премию мы получили в прошлом году. А в ближайшее время приглашены в Москву для получения награды «Лидер Союзного государства». Недавно университет награжден золотой медалью Российской академии наук за вклад в подготовку врачей восстановительной медицины.
Над повышением качества образования работаем постоянно. Огромное значение, к примеру, придаем симуляционному обучению. В таких лабораториях студенты на практике отрабатывают навыки в различных направлениях медицины. И кстати, их демонстрацию на практике в симуляционном центре предполагает и сдача экзамена. Покажи, чему научился, хотя бы на манекене. Но в перспективе студентам придется еще более приблизить свои знания к практике – ситуацию с пошатнувшимся здоровьем будут моделировать специально подготовленные люди, образно говоря – «актеры болезни». Готовим к открытию за счет кредита, выделенного Министерству здравоохранения Международным банком реконструкции и развития, еще одну симуляционную лабораторию. Она разместится на улице Свердлова после ремонта в учебном корпусе.
– Сегодня обучение немыслимо без новых информационных технологий. Что сделано в ГрГМУ?
– Наиболее перспективной для нашего вуза является интегрированная информационная образовательная среда на платформе Moodle. Одной из главных особенностей такого рода педагогической технологии, разработанной и активно применяемой нашими преподавателями, является круглосуточный доступ для работы с системой и автоматическая регистрация пользователей. Таким образом студенты имеют доступ всем ресурсам нашего курса в любое время дня и ночи. Это повышает личную мотивацию обучаемых в самостоятельной работе, усиливает индивидуализацию обучения, его процесс приобретает черты активной педагогики.
В вузе зарегистрировано свыше полусотни актов внедрения информационных технологий в учебный процесс. Это, к примеру, дистанционные интерактивные олимпиады, дистанционные конференции и консультации на интернет-форуме, тестирование online, телеконференции, образовательные форумы по ряду дисциплин.
Не так давно появилась возможность во время занятий иметь доступ с компьютеров кафедр или стационара в базы демонстрационных методов исследования (МРТ, спиральная КТ, эндоскопия, УЗИ) через компьютерную программу 4D клиент областной клинической больницы. Использование результатов диагностики реальных пациентов позволяет проводить обсуждения конкретных патологических клинических ситуаций на современном научно-практическом уровне.
Такое соединение науки и практики в образовании поможет молодым медикам в век бурного развития технологий не только не затеряться на рынке труда, но и принести максимальную пользу людям, стать достойным представителям самой гуманной профессии.
Елена ГУЗЕНЬ
Все интервью