Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Узбекистану надо ориентироваться на Союзное государство, ОДКБ и ЕАЭС

Запад усиливает давление на постсоветское пространство: Беларусь, Казахстан, Украина. Сейчас ситуация накаляется в Узбекистане, что не стало неожиданностью. Президент Беларуси Александр Лукашенко не единожды предупреждал, что следующей мишенью Запада станет Центральная Азия.

Ситуацию БЕЛТА прокомментировал председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков.

«Еще 30 лет тому назад звучали такие мнения, что распад Советского Союза якобы прошел достаточно мирно и бескровно. Хотя на самом деле это было не так, если вспомнить события, например, в Таджикистане. Поэтому это все продолжаются отголоски от распада супердержавы под названием Советский Союз. Вопрос заключается в том, сумели ли бывшие союзные республики действительно стать независимыми и суверенными государствами, сумели ли их элиты выбрать правильную стратегию развития, — сказал Сергей Рачков. — Пример Республики Беларусь показывает, что мы смогли впервые в истории создать свое независимое, суверенное белорусское государство».

Конечно, на этом пути было много сложностей, преград, но в силу своего трудолюбия, стратегического мышления Президента мы выбрали правильный путь, отметил сенатор. «Что касается других государств, там периодически происходили политические катаклизмы. Звучали утверждения о том, что Центральная Азия — это регион стабильности, но мы понимали, что это не совсем так. События в январе этого года в Казахстане — тому подтверждение. Только благодаря вмешательству ОДКБ там был остановлен фактически государственный переворот. Вполне можно было ожидать и предполагать, и об этом говорил наш Глава государства, что и другим странам Центральной Азии необходимо быть очень внимательными, думать о своем развитии, о том, кто является их настоящими друзьями, а кто — недругами, — подчеркнул он. — Те иностранные неправительственные организации, которые существуют, которых десятки тысяч в этих азиатских республиках, играют роль проводников западной политики, что может привести к тем негативным событиям, которые начинались, например, в Казахстане».

Сергей Рачков особо остановился на ситуации в Узбекистане. «Необходимо подчеркнуть, что Узбекистан также решил обновить свою Конституцию и принять ее на референдуме. Но в отличие от Республики Беларусь он это делает очень быстро и, по всей видимости, без просчета определенных стратегических вопросов. Решили лишить суверенных прав очень важный регион — Каракалпакстан, который имеет глубокую историю. Эта часть Узбекистана в разные годы была частью РСФСР, потом Казахстана, затем Узбекистана. Это суверенная автономная республика Узбекистана, которая имеет свою Конституцию, флаг, гимн, герб. Руководителем является председатель парламента, есть Совет Министров. И вот в одночасье решили внести изменения в Конституцию Узбекистана и лишить эту автономную республику ее прав. А это, между прочим, 40 % территории Узбекистана — 2 млн человек проживает в этой части, — пояснил парламентарий. — Поэтому, с одной стороны, это стратегическая, политическая ошибка тех, кто замышлял изменение Конституции Узбекистана. Не исключаю и возможного влияния на это агентов Запада для того, чтобы создать имевшую место в Каракалпакстане ситуацию. С другой стороны, есть все основания предположить, что этим могли воспользоваться те, кто не желает Узбекистану стабильности и безопасности».

«Наш Президент, когда говорил об Узбекистане и высказывал свои советы, действовал как настоящий друг этой страны и друг Президента Мирзиёева. Глава нашего государства подсказывал Узбекистану быть крайне внимательным, осторожным и думать о том, кто враг, а кто настоящий друг. Конечно же, на мой взгляд, намек делался на то, чтобы Узбекистан становился ближе к СНГ, ЕАЭС и ОДКБ. Потому что, еще раз подчеркну, только ОДКБ помогла Казахстану выстоять в январе 2022 года. Александр Лукашенко еще раз продемонстрировал и свою всестороннюю информированность, и прогностические возможности как опытного политика и стратега, — дополнил сенатор. — Союзное государство — это хороший пример настоящей партнерской экономической интеграции. Конечно, нам сообща проще выстоять в тех гибридных атаках, которые осуществляются сейчас коллективным Западом против постсоветского пространства с целью затормозить сближение Беларуси и стран Центральной Азии с Россией. Конечно, коллективный Запад — это не весь мир. Поэтому и предпринята попытка расширять НАТО не только на восток, но и на север, оказывать влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Арктике. Это все вещи одного порядка. Идет очень серьезная борьба за глобальное лидерство, формируются различные центры влияния. Набирает силу БРИКС, уже есть страны, желающие присоединиться к этому межгосударственному объединению. Республика Беларусь заявила о своем стремлении повысить свой статус в Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому, если говорить об Узбекистане, то этой стране, на мой взгляд, в сложившихся геополитических реалиях важно развивать свои отношения с Союзным государством, ОДКБ и ЕАЭС, в которые входят страны — настоящие друзья Узбекистана».

Все интервью