Уважаемый Александр Григорьевич!
Уважаемые участники семинара-совещания!
Как работают принятые
парламентариями законы, как реализуются национальные проекты, стратегии и
программы развития страны, как это все воспринимается людьми — можно узнать
только из непосредственного и откровенного разговора с ними. Именно поэтому неизменным приоритетом для всех ветвей
власти и государственных органов является работа с населением. Как абсолютно
справедливо требует наш Президент, уважаемый Александр Григорьевич, мы должны
уметь слушать и, самое главное, — слышать людей.
В нашей стране работа с
населением проводится на системной
основе. Для этого задействуются самые разные формы — личные приемы граждан,
«прямые телефонные линии», встречи с трудовыми коллективами, населением по
месту жительства, диалоговые площадки, единые дни информирования, выступления в
средствах массовой информации. Пожалуй, такого внимания к народу нет ни в одном
государстве мира.
Вместе с тем в условиях высокой
геополитической турбулентности и развязанной против Беларуси гибридной войны требования
к работе с населением кратно возрастают.
На встрече с активом местной вертикали Глава государства четко установил: «Сегодня мы как никогда должны быстро и
адекватно реагировать на обращения граждан, еще важнее — предупреждать эти
обращения. И не потому, что все сказанное превращается в острый медийный повод для
недовольства. Важно, чтобы народ,
последовательно поддерживающий нас, чувствовал, что находится под
защитой государства».
Для Совета Республики —
палаты территориального представительства — работа с населением — это одно из
самых важных направлений деятельности. Мы, члены Совета Республики должны быть
максимально вовлечены в жизнь людей во всех уголках страны, знать их проблемы и
предлагать возможные решения. Особенно сейчас, когда всем — молодым и постарше,
учащимся, работающим и пенсионерам, в городе и сельской местности, приходится,
что называется, «выходить из зоны комфорта» и учиться жить в изменяющихся условиях.
Положив в основу требования
Директивы №2, Совет Республики седьмого созыва существенно пересмотрел стиль,
методы и формы своей работы в данном направлении. Основополагающая роль
отводится работе с обращениями. Достаточно привести лишь некоторые факты и
цифры: за период своей деятельности только шестью
членами Президиума Совета Республики во главе с Председателем Совета
Республики, уважаемой Натальей Ивановной Кочановой рассмотрено 8069 обращений, что
в 4 раза больше чем в прошлом созыве (шестой созыв — 1748 обращений).
Совет Республики использует как хорошо известные
формы и методы работы с населением, так и внедряет новые подходы.
Положительно зарекомендовала
себя такая форма работы с населением, как
единый день выездных личных приемов граждан. Такие приемы проведены во всех
областях страны, с охватом всех районов каждой области.
Как показала практика,
выездные приемы способствуют активизации работы местных органов власти. Порядка
30% вопросов граждан, записавшихся на прием, решалось в день приема или
непосредственно в ходе него.
Эта форма работы позволяет
выявить наиболее актуальные проблемы, существующие в конкретном регионе, а
затем на расширенных заседаниях Президиума Совета Республики с участием
депутатского корпуса, руководства местных органов власти — обсудить эти
проблемы и совместно выработать возможные пути их решения.
Непосредственное общение с людьми в
регионах способствует укреплению доверия к власти и формирует ее положительный
имидж, Возможность взглянуть на ситуацию «своими глазами» зачастую просто
необходима для ее успешного разрешения. Кроме того, это практическое обучение
специалистов на местах работе с населением.
Анализируя весь массив
поступающих обращений, к сожалению, приходится
констатировать, что в работе с населением на местном уровне есть ряд
недостатков, негативно влияющих на
восприятие власти в целом.
Государственные органы
и должностные лица обоснованно уделяют первоочередное внимание
социально-экономическим показателям развития региона, предприятия, тогда как
насущные вопросы населения нередко разрешаются по остаточному принципу. Это
приводит к формальному отношению,
даже к своим функциональным обязанностям. Как результат — недовыплаченные пенсии, несвоевременная постановка на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий, а за этим — человеческие
судьбы и жизни.
Часть обращений,
поступающих в Совет Республики, связаны с
ошибочно принятыми решениями на местах. Часто допускаются технические
ошибки землеустроительными службами при установлении границы земельного
участка. Как правило, ответственность виновных должностных лиц ограничивается
дисциплинарным взысканием, а пострадавшие люди сталкиваются с неразрешимыми,
порой даже в судебном порядке, проблемами.
Регулярно местные органы власти
ссылаются на то, что им сложно, а порой — невозможно, эффективно решать задачи
в интересах людей из-за недостаточности полномочий. Но это — не совсем так. Например,
большинства случаев с так называемым самовольным захватом земельного участка и
самовольным строительством при действующем законодательстве быть не должно, если бы землеустроительные и
природоохранные службы, органы архитектуры и строительного надзора,
председатели сельских исполнительных комитетов надлежаще исполняли свои служебные обязанности. Однако еще есть прецеденты,
когда проблемы копятся годами, люди «ходят по кругу» и готовятся пачки
материалов для рассмотрения у Главы государства.
Многие стонут:
«закручивать гайки» уже невмоготу. Но положа руку на сердце, надо признать — нам всем есть над чем работать и к чему
стремиться.
Сегодня очень правильно
актуализирован вопрос об усилении роли
местных Советов депутатов, особенно сельских. Ведь именно они, каждый день находясь
рядом с людьми, и должны первыми отзываться на их проблемы. Армия депутатов —
почти 18 тысяч человек. Практически все можно решить на местах. Главное — быть
искренне заинтересованными в этом, не оставаться равнодушными, стремиться
каждое обращение доводить до логического завершения.
Вопросы деятельности
органов местного самоуправления первичного уровня рассматривались в 2021 году на
выездном заседании Президиума Совета Республики через призму опыта
Смиловичского сельского Совета депутатов. В преддверие корректировки
законодательства о местном управлении и самоуправлении и Избирательного кодекса
запланировано проведение заседания, на котором будет проанализирована работа
сельских Советов и определены пути ее дальнейшего совершенствования. Целый ряд
предложений по данной тематике поступил вчера в ходе работы секции.
Органам местного самоуправления следует
активнее подключать к решению социально значимых задач общественные организации и самих граждан, особенно когда это
касается бытовых вопросов — уборки и озеленения придомовых территорий,
благоустройства детских площадок. Первый шаг в финансировании гражданских
инициатив уже сделан: по предложению Совета Республики Глава государства принял
решение о создании грантовой системы.
Безусловно, для
эффективного взаимодействия государственных органов и должностных лиц с
населением необходима актуальная и востребованная
на практике законодательная база. Если в закон через год после его принятия вносятся изменения или люди с первой читкине могут понять его суть — значит, не доработали парламентарии. Это четко
подтверждает Ваше, уважаемый Александр Григорьевич, требование, чтобы все
основные законопроекты и указы до
доклада Вам рассматривались на экспертном
Совете при Совете Республики.
Всего экспертным
советом рассмотрено 104 законодательных акта, из которых только 26 поддержано
без замечаний (25%), по 78 высказаны замечания и предложения (75%), 6
документов не поддержано. То есть только единичные проекты с первого раза
проходят для дальнейшего рассмотрения и принятия, хотя были согласованы со
всеми уполномоченными государственными органами.
С замечаниями,
опасениями, возможными рисками, обозначенными экспертами, соглашаются и
разработчики проектов нормативных правовых актов. Возникает резонный вопрос: а
где вы были раньше? Почему не проработали все аспекты документа? Ведь в
последующем — это новые обращения граждан.
В числе недавно
рассмотренных документов — проект
изменений в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», который был
раскритикован экспертами. Ряд идей противоречили духу этого механизма: вместо
того, чтобы еще приблизить представителей власти к людям, предлагалось
ограничить возможность гражданина попасть на прием, пока не пройдены все
нижестоящие инстанции. Это неправильно: человек должен попасть на прием к тому
руководителю, к которому он хочет, и там его должны выслушать и услышать.
Вне всякого сомнения,
для тех, кто приходит работать на должности, предполагающие работу с
населением, ключевым должно стать не удовлетворение личных амбиций и амбиций
руководителя, а забота о людях, доброе
отношение к ним. У нас власть — народная, все должны это понимать и
работать именно так.
Выполнять эту работу
надо честно и ответственно. Принимаемые
решения должны быть на пользу людей
и государства. Квалификация,компетенция и умение дать четкий ответ на вопрос, с которым обращаются люди, —
это очень важно. Поэтому работе с населением нужно продолжать учиться постоянно, независимо от
имеющихся регалий, рангов и статусов. В этих целях видится целесообразным:
в каждой области и г.
Минске организовать своего рода курсы повышения квалификации по определенным
узким вопросам правоприменения при подготовке решений местных органов власти,
ответов по рассмотренным обращениям. Задействовать для проведения таких курсов членов
Совета Республики, депутатов Палаты представителей, руководителей и
специалистов республиканских органов государственного управления;
при прохождении государственными
служащими аттестации на соответствие занимаемой должности обязательным
критерием оценки работы считать работу с коллективом и населением, учитывать эти
критерии при дальнейшем продвижении по службе.
Работа с населением должна быть видна и понятна людям. Для этих целей
надо активно использовать республиканские и региональные СМИ, социальные сети и
любые другие медиаресурсы. Но за формами и методами не должна уходить суть и
содержание этой работы.
Положительный опыт того, как в нашей
стране научились работать с отдельным гражданином надо перенести на работу с социальными и профессиональными группами,
инициативами, субъектами гражданского общества. Этот посыл согласуется с
теми подходами, которые заложены в поддержанных на республиканском референдуме
конституционных новациях и используются при подготовке соответствующих
законодательных актов.
Сегодня нет таких
вопросов, которые мы не могли бы решать в нашей стране. Как сказал наш
Президент, уважаемый Александр Григорьевич: «Нам надо научиться жить по закону, если мы хотим сохранить мир и
спокойствие в нашей стране. Нормы законов железобетонно должно исполняться
всеми». Все дело — в нас.