— Александр Андреевич, хотелось бы сначала уточнить: что включает в себя понятие «региональная политика»?
— Региональная политика — это комплексное развитие территорий, направленное на решение главных проблем жизнеобеспечения каждого конкретного человека. Она подразумевает и рациональное размещение производительных сил, и выравнивание уровня жизни населения. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли производства, занятость населения, сферу обслуживания, социальную сферу.
Главная цель региональной политики — сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными регионами страны. В ее основе — развитие экономики как главной составляющей формирования валового регионального продукта. Но мы должны понимать, что регионы априори не могут идти по одному пути, развиваться одинаково. Это зависит и от географического положения, и от сложившейся демографической ситуации, и от уже имеющегося потенциала экономики, и от климатических условий, и от исторических традиций и многого другого.
Только финансовая устойчивость региона позволяет формировать доходную часть бюджета, которая будет направлена на решение перспективных задач по его развитию. Формирование добавленной стоимости на основе сокращения затрат, снижения импортоемкости — главный оценочный критерий устойчивой работы региона. В этом заключается стратегическая направленность управленческой деятельности.
Несомненно, большая ответственность за развитие региона наравне с исполнительными органами власти лежит и на депутатах всех уровней, так как они утверждают планы социально-экономического развития своих территорий и, естественно, формируют бюджет.
— Какую роль в развитии регионов и в решении актуальных проблем жизнеобеспечения населения играют сегодня Советы депутатов? С одной стороны, это местные органы власти, которые напрямую работают с людьми, с другой – часто можно услышать мнение, что им не хватает полномочий и финансовых возможностей.
— Хочу напомнить, что именно через местные Советы депутатов гражданами осуществляется местное управление и самоуправление. Ведь кто такие депутаты местных Советов? Это граждане, которые проживают или работают на конкретной территории. То есть те, кого волнуют проблемы именно этого конкретного региона. Они не могут быть пассивными наблюдателями происходящих в стране и регионах процессов.
С мнением о том, что депутатам местных Советов не хватает полномочий, категорически не согласен. Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — оправдания. Все полномочия у нас определены Конституцией, Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Другой вопрос, как грамотно этими полномочиями распорядиться. Может, иногда не хватает знаний, а может, и желания.
Учитывая, что существует проблема некоторой пассивности или нерешительности депутатского корпуса, первое, что пришлось сделать Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению, — провести учебу как раз по этому вопросу в рамках Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики. Мы тщательно изучили вопрос «О работе органов местного самоуправления по выполнению Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в свете реализации итоговых документов пятого Всебелорусского народного собрания» на примере Лидского района и Гродненской области. Кстати, председатель Гродненского областного Совета депутатов Игорь Георгиевич Жук и председатель Лидского районного Совета депутатов Инесса Геннадьевна Белуш являются членами Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению.
Представители органов местного самоуправления всех регионов страны ознакомились с опытом работы своих коллег из Гродненской области по созданию новых и очень востребованных производств на базе неиспользованных помещений и обеспечению местных жителей рабочими местами. Мы посетили ИООО «Арвибелагро», ОАО «Лидский ветсанутильзавод», «Минойтовский ремонтный завод» Гродненского унитарного предприятия «Облсельхозтехника», СООО «Бел-Пласт Интернэшнл» и убедились, что при желании современное предприятие можно создать не только в городской местности, но даже в самой неперспективной, как их теперь называют, деревне.
Главные задачи и, я бы даже сказал, руководство к действию для местных Советов депутатов изложены Президентом нашей страны на пятом Всебелорусском собрании. Говоря о региональной политике, глава государства предложил основные усилия сосредоточить на привлечении инвестиций в регионы, которые дадут новые рабочие места, достойную зарплату и налоги в местный бюджет.
Таким образом, основная стратегия действий для местных Советов депутатов находится в плоскости исполнения их основных обязанностей. Эти задачи сформулированы и в Решении Совета по взаимодействию местного самоуправления. Местным Советам депутатов и исполнительным комитетам всех территориальных уровней поручено в этом году провести работу по выполнению параметров социально-экономического развития регионов; принятию сбалансированных бюджетов; созданию новых рабочих мест и новых производств; активизации деятельности по раскрепощению деловой инициативы граждан и развитию малого и среднего бизнеса, вовлечению его в экспортную деятельность, производство продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также по привлечению инвестиций и импортозамещению.
У нас есть очень хороший опыт взаимодействия на региональном уровне с Российской Федерацией в рамках Союзного государства. Четвертый Форум регионов Беларуси и России был посвящен сотрудничеству в инновационной сфере и прошел под названием «Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества».
— Действительно, сложившаяся практика проведения форумов регионов Беларуси и России стала уже доброй традицией.
— Значимость форумов регионов подтверждает и участие в них Президентов Беларуси и России — Александра Григорьевича Лукашенко и Владимира Владимировича Путина.
Согласитесь, ничто не заменит живое общение! А здесь мы имеем конструктивный диалог законодательной и исполнительной власти, ученых и бизнесменов на одной площадке.
Хочу отметить, что несмотря ни на какие газовые или молочные войны, сотрудничество между регионами Беларуси и России после развала Советского Союза ни на секунду не прекращалось. Мы очень хорошо друг друга понимаем и, что немаловажно, дополняем.
Результатами четвертого Форума регионов стали соглашения о согласованной промышленной и аграрной политике. По итогам двухсторонних встреч и переговоров было подписано 77 документов о сотрудничестве регионов Беларуси и России, заключено коммерческих экспортных контрактов на сумму, эквивалентную более чем 400 млн долларов США.
В целом должен отметить, что региональное сотрудничество Беларуси с Российской Федерацией – это в определенном смысле залог экономической безопасности Союзного государства. Мы должны сегодня обозначить проблему увеличения ВВП на основе цифровой экономики и IТ-технологий, четко определить точки роста, которые будут формировать экономику Союзного государства. В этом плане необходимо выработать современные подходы к образовательным программам, подготовке кадров, гармонизации законодательства и т. д. В этом ключе у нас непочатый край работы.
— Сейчас парламентарии Беларуси в вашем лице наладили тесное сотрудничество с региональными властями Совета Европы. Какой опыт европейских соседей мог бы пригодиться в наших условиях, и что полезного мы могли бы привнести в «копилку демократии» западных государств?
— Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики получил статус специально приглашенного наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Беларусь в настоящее время является сопредседателем в Комитете региональных и местных органов власти Восточного партнерства. В мае этого года в Минске прошло заседание Бюро СORLEAP.
У нас состоялся конструктивный разговор по актуальным вопросам совершенствования региональной политики стран Восточного партнерства. Глава нашего государства встретился с председателем комитета регионов Маркку Маркулой и послом ЕС в Беларуси Андреа Викторин.
Не так давно я вернулся из Брюсселя, где проходило заседание седьмой ежегодной Конференции местных и региональных властей стран Восточного партнерства. В ходе этого мероприятия из уст европейских коллег прозвучала высокая оценка результативности прошедшего в Минске заседания Бюро СORLEAP.
Во время дружеских встреч мы объясняем нашим коллегам из Совета Европы, что готовы учиться и брать все самое хорошее, прогрессивное у наших соседей. Но только то, что подходит нам, белорусам. Ведь все народы разные, у каждого свой менталитет, свои стартовые возможности.
Географически мы находимся в самом центре Европы. Так что сам Бог велел нам быть и с Западом, и с Востоком. Президент нашей страны определил политику Беларуси как многовекторную. Никто не оторвет нас от России, но и сказать, что Польша или Литва чуждая нам страна, также нельзя. Долгие годы мы были в составе разных государств, но сохранили свою самоидентичность. Мы молодое государство. Что такое четверть века в рамках истории? Многое у нас уже получается, но к чему-то мы еще стремимся.
Если вспомнить историю, Минск получил самоуправление по Магдебургскому праву дарительной грамотой великого князя литовского и короля польского Александра от 14 марта 1499 года. Город получил право создавать собственный орган самоуправления – магистрат, учреждать городской герб (1591 г.) и знамя города. Так что, учитывая нашу многовековую историю самоуправления, думаю, в вопросе демократии и у нас многому можно поучиться. Но только демократии, а не анархии. К сожалению, в настоящее время эти понятия иногда подменяются.
Кстати, для участия в прошедшем заседании СORLEAP в Минске многие из представителей стран ЕС впервые посетили нашу страну. Хочу отметить с их слов: то, что они увидели у нас, их поразило. Не знаю, какие представления были у наших зарубежных гостей о Беларуси (наверное, только то, что читали в не совсем чистоплотных СМИ). Но уезжали наши коллеги, полностью изменив мнение. Они увидели, как страна развивается, какие у нас трудолюбивые люди. И даже чиновники, несмотря на уверения западных СМИ, всегда открыты к диалогу. У нас не было закрытых тем. Уверен, что дальнейшее сотрудничество в рамках европейских структур должно и будет продолжаться.
— Постоянная комиссия, которую вы возглавляете, занимается очень широким кругом вопросов: это и административно-территориальное устройство, и природопользование, и охрана окружающей среды, транспорт, ЖКХ, торговля, аграрная политика. Какие из них пришлось более детально обсуждать в Совете Республики в последнее время?
— В Совете Республики сложилась практика работы не только с поступающими к нам законопроектами, но и проведение мониторинга применения норм законодательства в отдельных отраслях. Так, в Гомельской области Постоянной комиссией в рамках мониторинга рассмотрен вопрос «О минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (мониторинг практики применения норм законов Республики Беларусь от 5 января 1998 года «О радиационной безопасности населения» и от 26 мая 2012 года «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
По итогам этого заседания в Правительство были направлены предложения по совершенствованию законодательства в области радиоактивной безопасности, социальной защиты людей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе и проживающих на загрязненных территориях. В Совете Министров наши предложения были детально изучены. Было принято решение об их внедрении.
Еще одна актуальная сегодня тема — дальнейшее развитие аграрной отрасли. Я посвятил сельскому хозяйству более 50 лет своей жизни. И, конечно же, эта проблематика мне очень близка. Я знаю, какие проблемы существуют в агропромышленном комплексе на всех уровнях — и в хозяйствах, и в регионах, и в республике в целом. К сожалению, очень часто мы не решаем проблему комплексно, а просто «снимаем болевой синдром». Планируем, что будет, образно говоря, завтра, абсолютно не видя дальнейшей перспективы.
Как раз о путях повышения эффективности работы агропромышленного комплекса республики говорилось на выездном заседании нашей комиссии в Кировском районе Могилевской области. Вместе с представителями местных органов власти, руководством отраслевого министерства, учеными и руководителями хозяйств обсуждали, что мешает сельхозпредприятиям выйти на безубыточную работу. Какие потенциальные возможности есть сегодня у сельчан, чтобы сократить издержки производства? И где найти финансовые возможности для завершения начатой работы по модернизации животноводческой отрасли? Предложения по итогам рассмотрения мы направили в Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Каждому такому обсуждению предшествует кропотливая работа: анализируется большой объем материала, проводятся консультации с учеными, изучается зарубежный опыт. Мы выносим все наболевшие проблемы на широкое обсуждение. Это становится отправной точкой для формирования того или иного законопроекта. И второе — мы в обязательном порядке информируем соответствующие министерства и ведомства, излагаем нашу позицию и даже подсказываем пути решения тех или иных проблем. Помимо этого, вносим соответствующие предложения в правительство, информируем главу государства.
— Среди парламентариев почему-то принято считать, что если тот или иной закон прошел все этапы обсуждения в Палате представителей, то Совет Республики, как правило, принимает его без проблем. Так ли это?
— Это ошибочное мнение. Правильнее будет сказать, что проекты законов почти всегда возвращаются на доработку.
Приведу примеры. В Совет Республики поступил проект закона «О семеноводстве сельскохозяйственных растений». Предложенный законодательный документ не обеспечивал полноты правового регулирования общественных отношений в семеноводстве всех сельскохозяйственных растений, включая лен, плодовые и овощные культуры, с учетом практики его применения в сельскохозяйственном производстве. Отсутствовал правовой механизм оказания государственной поддержки отрасли, а также производства семян генно-модифицированных культур. Не были отражены вопросы подготовки кадров, механизмов стимулирования экспорта продуктов семеноводческой деятельности, особенностей климатических зон нашей страны, селекции сельскохозяйственных культур. Изучив предложенный проект закона, Совет Республики его не принял. Он был отозван Советом Министров из Палаты представителей. В итоге в доработанном виде он получил название «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений», над ним еще продолжают работать специалисты.
Или проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения». По мнению нашей комиссии, все предложенные на рассмотрение изменения и дополнения в этот документ в основном были направлены на обеспечение деятельности специализированных организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Они не решали главной задачи — совершенствования законодательства в области питьевого водоснабжения, использования, охраны, эксплуатации и содержания в надлежащем состоянии систем питьевого водоснабжения, обеспечения населения питьевой водой и ряд других. Поэтому этот проект также направлен на доработку.
— Работа Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, который создан при Совете Республики, – это ведь тоже часть региональной политики? Какую роль он может сыграть в решении наиболее актуальных социально-экономических проблем регионов?
— Совет по взаимодействию органов местного самоуправления играет важную роль в повышении эффективности работы местных органов власти и развитии регионов. Это коллегиальный орган представителей местного самоуправления всех уровней. Вместе с тем это и координационный орган. Он занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства. Другими словами, Совет по взаимодействию работает «сверху вниз».
Так, в апреле на базе Дзержинского района Минской области состоялся очень жесткий разговор по вопросу работы органов местного управления и самоуправления Минской области по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и не эффективно используемого имущества, находящегося в коммунальной собственности. Представителям министерств пришлось держать ответ перед местными властями. Свои предложения по совершенствованию законодательства в области имущественных отношений мы направили главе государства.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это сфера, которая затрагивает интересы всех без исключения. Конечно же, мы не смогли остаться в стороне от этих проблем. В августе на совместном заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления и Президиума Совета Республики состоялось обсуждение вопроса «О совершенствовании правовых, организационных и экономических основ развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по созданию благоприятных условий жизнеобеспечения населения». Были выработаны конкретные предложения по совершенствованию отрасли ЖКХ. Они направлены в Администрацию Президента Республики Беларусь.
Так что все самые важные вопросы у нас на контроле. Членами Совета по взаимодействию органов местного самоуправления являются представители всех регионов, которые в любой момент могут внести предложения для рассмотрения на Совете тех или иных актуальных проблем общества. В последующем все решения по этим проблемам используются при разработке поправок в соответствующее законодательство.
Конечно же, мы стараемся работать вместе — и Президиум Совета Республики, и Постоянная комиссия по региональной политике и местному самоуправлению, и Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Депутаты местных Советов участвуют в разработке практически всех законопроектов.
— Александр Андреевич, вы много времени проводите в различных регионах Беларуси, регулярно принимаете участие в заседаниях областных и районных исполнительных комитетов. После окончания совещаний общаетесь с населением с помощью прямых телефонных линий и приемов на местах. Что вам дает такое общение? Какие выводы можете сделать по итогам таких выездных мероприятий?
— Каждый раз, общаясь с жителями того или иного региона нашей страны, узнаю много нового и интересного. Такое общение помогает быть в курсе ежедневных забот людей, изучать их проблемы, что называется «из первых уст» и затем использовать этот багаж в своей работе.
Главное, что хотел бы отметить, говоря о подходах в работе региональных властей, – недостаток четкого видения перспектив развития своего региона. Сейчас, к сожалению, для большинства наших управленцев все переведено в вал. Больше молока, больше мяса. Это какой-то еще советский менталитет. Складывается впечатление, что сегодня плюс и минус валовой продукции к уровню прошлого года — главная забота местной администрации.
Приоритет в работе всех организаций и предприятий региона нужно отдавать экономической составляющей. Нужно думать о том, насколько обеспечивается финансовая устойчивость предприятий и, соответственно, как формируется бюджет, региональный валовый продукт. Практически никто из руководителей местного уровня не задумывается, как снизить затраты производства, за счет чего? Как формировать добавленную стоимость, каким образом уйти от импортозамещения? Как правило, не учитываются и проблемы энергоэффективности. А нужно, чтобы каждое управленческое решение, которое принимается на уровне района, области, было детально просчитано. Должны быть скоординированы и направлены на конкретную цель действия всех специалистов, будь то отдельно взятое предприятие или же целая отрасль.
И сейчас, накануне выборов в местные Советы депутатов, хочу подчеркнуть, что сегодня, как никогда, необходима личная ответственность каждого руководителя, каждого представителя органов власти за успешное развитие своего региона. В качестве кандидатов в депутаты должны прийти очень порядочные и ответственные люди. Они должны быть от народа и с народом, чтобы быть в курсе всех проблем и создавать в нашей стране то будущее, в котором хотелось бы жить не только им, но и нашим детям. На этом и держится успешная региональная политика.
Наталья БИТЕЛЬ
Все интервью