В конце прошлого года Совет Республики Беларуси ратифицировал Соглашение об обмене конфиденциальной информацией между Беларусью, Россией и Казахстаном в финансовой сфере, которое годом ранее было заключено в Москве. В масштабах Евразийского экономического союза этот общий для трех стран документ будет согласовывать действия финансовых рынков и создаст необходимые организационно-правовые условия для свободного передвижения капитала. «Это «живая» экономика для России, Беларуси и Казахстана, — считает доктор исторических наук, профессор, член Совета Республики Национального собрания, заведующий кафедрой Могилевского государственного университета имени А. Кулешова Игорь Марзалюк. — Соглашение поможет выявлять злостных неплательщиков и нарушителей в финансовой сфере». Ученый прокомментировал газете «Союз — Евразия», в чем заключается необходимость и важность этого соглашения.
— Этот закон дает возможность по запросу уполномоченных органов той или иной страны обмениваться исчерпывающей информацией о деятельности финансовых организаций, зарегистрированных в другом государстве. К примеру, получать сведения о фактах злоупотреблений на организованных торгах (неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, противозаконные операции, связанные с отмыванием доходов, полученных преступным путем и связанных с финансированием терроризма). Не должно быть секретов о составе банковских групп, банковского конгломерата, структуре управления материнской организации. А также об акционерах, филиалах, представительствах, организациях и так далее. Если раньше на такой запрос могли и не ответить, то теперь не имеют права. Соглашение предусматривает обмен информацией в письменной или электронной форме, путем очных консультаций. В течение 30 дней, как оговаривается в документе, должен быть дан ответ на запрос.
— Что предшествовало принятию соглашения?
— Появление его стало возможным после того, как вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе. Закон оговаривает множество вопросов, связанных с финансовой деятельностью трех стран. Здесь четко описываются общие положения: что такое запрашиваемый или запрашивающий орган, конфиденциальная информация, родительская организация и так далее. Дается подробное объяснение того, каким образом осуществляется обмен информацией на финансовом рынке, как происходят взаимные консультации уполномоченных органов. Прописан порядок обеспечения доступа к информации в самой коммуникативной нашей системе — интернете. Детально расписано, как происходят взаимные консультации уполномоченных органов. Оговариваются области применения закона, полнота компетенций и полномочий. Даются объяснения способов обмена информацией, как это согласовывается. Оговаривается структура содержания запроса, по пунктам объясняется, что он должен содержать.
Что касается Армении и Кыргызстана, то эти страны стали участниками интеграционного объединения позже, поэтому данный документ для них пока только еще обсуждается и в парламенте, и в правительстве.
— Что легло в основу соглашения об обмене информацией?
— Этот закон рождался с реальной практики запросов, наиболее часто возникающих конфликтных ситуаций между субъектами хозяйствования на финансовом рынке. Поскольку ранее не существовало единых правовых норм, были проблемы с получением подобной информации. Если строится единое экономическое пространство, которое позволяет более эффективно выжить в создавшихся экономических условиях, должны быть и общие правила игры. Каждое государство должно их соблюдать. Главное, чтобы закон был действующим и его нормы работали. Этот хорош тем, что здесь пошагово расписан механизм его исполнения.
— Какие-то разногласия возникали при обсуждении документа в парламенте?
— По мнению ООН и правовых евроструктур, по нормотворческой технике, по своей выверенности современные белорусские законы на пространстве СНГ считаются одними из лучших. Они проходят детальную, тщательную апробацию и экспертизу. Все заинтересованные министерства и ведомства проводят колоссальную работу по согласованию. Любой закон может нести в себе определенные риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в стране. Очень важный момент — потенциально заложенные коррупционные риски. Это когда какая-то норма не прописана детально, либо прописана неоднозначно, либо создает возможность получения коррупционной выгоды. Любой закон очень тщательно готовится. К примеру, до подписания Президентом Беларуси Указа о черных копателях согласования шли полтора года. Финансовые риски, когда происходят немотивированные траты денег, никому не нужны.
Все интервью