Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Расходы по необоснованному обращению – за счет заявителя

По пути дебюрократизации

Более 10 лет назад наша страна активно пошла по пути дебюрократизации, направленной на защиту законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Ещё в январе 2005 года Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 2 "О совершенствовании работы с населением". Во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей были введены книги замечаний и предложений. В дальнейшем принят ряд других нормативно-правовых актов, среди которых и Директива № 2 "О дебюрократизации госаппарата", которая обязывает госчиновников решать все проблемы людей непосредственно на местах, к какой бы сфере они не относились.

Взаимоотношения людей с представителями госорганов упрощают введённый принцип работы "одного окна" по осуществлению административных процедур, "прямые", "горячие" телефонные линии по субботам, выездные приёмы, проводимые представителями разных ветвей власти, единые дни информирования населения, дни депутата и другие формы работы, включая рассмотрение электронных обращений, изменение режима работы госорганов с целью доступности исполнительной власти при обращении населения. Сегодня уже можно смело говорить о созданной в Беларуси фундаментальной законодательной базе, определяющей систему работы с обращениями граждан и юридических лиц. Отмечу, что такая доступность власти есть далеко не в каждой стране.

Но, вместе с тем, мониторинг Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" выявил, что наряду с поступлением обоснованных обращений в стране в последние годы отмечается всплеск необоснованных обращений. Их адресаты не задумываются о том, что отвлекают от основной работы государственных служащих, специалистов различных служб, так как многие надуманные факты приходится проверять с выездом комиссий на место. Недопущение подобного – одна из целей внесения изменений и дополнений в действующий с 18 июля 2011 года Закон Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц".

В каких случаях с заявителя могут быть взысканы издержки

Это хорошо, что в нашей стране есть небезразличные люди, помогающие выявить те или иные недостатки в работе отдельных организаций и служб, упущения в законодательстве, а это способствует его совершенствованию. И обращения таких людей оправданы, так как порой помогают улучшить благосостояние отдельных людей и нашего общества. Но иногда это выходит за все рамки дозволенного. Приведу по данному поводу один негативный пример.

 Антигероем сюжета на телеканале ОНТ не так давно стал житель Рогачёва, который за два года направил в различные инстанции более 400 обращений, касавшихся абсолютно всех сфер жизни. В итоге пожилой мужчина начал требовать с руководителей некоторых организаций деньги за то, что больше не будет о них писать, и, в конце концов, был арестован за вымогательство. Этот факт указывает на то, что появились так называемые профессиональные жалобщики, для которых написание необоснованных жалоб становится смыслом всей жизни.

В рамках вышесказанного хочу уведомить граждан, что Закон дополнен новой статьёй 81, согласно которой организации, индивидуальные предприниматели имеют право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесённых в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон уточняет и расходы, которые могут быть взысканы с таких заявителей. К ним отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы и расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения. Порядок расчёта расходов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

На мой взгляд, внесение такого дополнения является обоснованным. Каждый человек должен нести ответственность за свои слова и действия. И прежде чем обратиться к исполнительной власти, уличив, скажем, кого-то в халатном неисполнении или нарушении своих функций, законодательства, нужно иметь обоснованные аргументы, подтверждающие факты. Одной "воспалённой" фантазии тут недостаточно. При этом стоит подумать, как потом, после рассмотрения такой жалобы и признании её необоснованной, смотреть людям в глаза.

Когда возможен отказ в личном приёме

Пунктом 2 статьи 6 Закона установлено, что должностные лица организаций, проводящие личный приём, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный приём, не вправе отказать человеку в личном приёме, записи на личный приём. Но есть граждане, которые, не разобравшись в той или иной ситуации, не изучив её досконально, злоупотребляют личным приёмом должностных лиц или обращаются не по существу, ранее уже обращались по рассматриваемому вопросу. Тем самым они отвлекают руководителя от выполнения серьёзных задач. Чтобы свести к минимуму подобное, вышеуказанным пунктом 2 статьи 6 Закона допускается отказ в личном приёме или записи на приём. Это касается случаев: если гражданин обращается по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций; если обращается в неустановленные дни и часы; если гражданину в ходе личного приёма уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы; если прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Когда несколько обращений учитываются как одно

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона все обращения подлежат обязательному приёму и регистрации. Отказ не допускается. Однако нередки ситуации, когда человек подаёт несколько идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения в одну инстанцию. В таком случае до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение на такие обращения может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные настоящим Законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения. При этом указанные обращения учитываются как одно обращение.

Предоставление ответов на письменные обращения

В Закон внесены уточнения, касающиеся подготовки ответов на письменные обращения. В ответах на письменные обращения о предоставлении информации вместо такой информации могут быть указаны название, дата выхода и номер официального периодического печатного издания, другого средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, либо адреса сайтов государственных органов, государственных организаций, на которых она размещена.

При письменном коллективном обращении, если в нём указан заявитель, которому необходимо направить ответ, ответ на такое обращение направляется этому заявителю с просьбой проинформировать других заявителей. В ином случае ответ на коллективное обращение направляется первому в списке заявителю, указавшему свой адрес, с просьбой проинформировать других заявителей.

Оставление обращений без рассмотрения и прекращение переписки с заявителем

Нововведением Закона является то, что руководитель организации, индивидуальный предприниматель, к которым поступило обращение, или уполномоченное ими должностное лицо могут принять решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу. Основанием тому может послужить ситуация, когда замечания и (или) предложения, внесённые в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Эта норма прописана в пункте 1 статьи 24.

В ходе личного приёма должностным лицом также может быть принято решение об оставлении устного обращения без рассмотрения по существу, о чём объявляется заявителю с указанием причин принятия такого решения. Это также нововведение, оно предусмотрено в пункте 5 статьи 15.

Кроме того, предусмотрена возможность прекращения переписки с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, к компетенции которой их рассмотрение по существу не относится, если на первоначальное обращение был дан ответ. При этом в Законе конкретизировано понятие "повторное обращение". Если с заявителем прекращена переписка, то при повторном обращении его об этом могут не уведомлять.

Законом предусмотрено оставлять без рассмотрения и случаи анонимного обращения, кроме обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении. Вместе с тем, нововведением является уточнение признаков анонимного обращения. Такими будут являться не только обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращённое) или его место нахождения, но и обращения, в которых указанные данные не соответствуют действительности.

Мой вам совет: надо разумно всё взвешивать, прежде чем обращаться с тем или иным вопросом, предвидеть последствия неправомерного или некомпетентного обращения.

 Исчисление сроков при рассмотрении обращений

Изменены подходы к исчислению сроков при рассмотрении обращений. В частности, течение сроков будет начинаться не со дня регистрации обращения, а со дня, следующего за ним. При оставлении письменных обращений без рассмотрения по существу, кроме вышеуказанных случаев, заявитель в пятидневный срок уведомляется о причинах принятия такого решения. Ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению, а также даются разъяснения, в какую организацию и в каком порядке обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении. Пятидневный срок исчисляется в рабочих днях.

Рассмотрение электронных обращений

Статья 25, касающаяся рассмотрения электронных обращений, изложена в новой редакции. Скажу основное: в отношении электронных обращений закрепляется норма о способе подачи электронных обращений, требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в сети Интернет, предназначенной для размещения электронных обращений, которые определяются Советом Министров Республики Беларусь.

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.

В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или организации могут размещаться на официальном сайте государственного органа или организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Подводя итог сказанному, я хочу отметить, что благодаря постоянному мониторингу исполнения Закона, целенаправленной работе законодателей удалось найти точки соприкосновения, расставить акценты и усовершенствовать законодательство в данном направлении. Я уверена, что все новшества помогут направить работу с обращениями граждан и юридических лиц в более результативное русло, приведут к цивилизованным взаимоотношениям между людьми, а драгоценное время человека будет использоваться только на благо нашей Беларуси.

 

Записала Ирина Лукашенко.

Все интервью