Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Работа на результат

Мясникович: совершенствование системы местного самоуправления позволит эффективнее решать насущные проблемы граждан



В Беларуси планируют усилить роль местного самоуправления. По поручению Президента соответствующие предложения должны подготовить парламентарии совместно с учеными и экспертами. Главная задача — оценить, какие меры необходимы для более эффективного решения проблем на местах. Стоит ли ожидать перехода к новой модели местного самоуправления и опыт каких стран будет учитываться при ее трансформации, в интервью «СБ» рассказал председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

— Михаил Владимирович, почему в последнее время все чаще обсуждают вопрос о большей самостоятельности органов местного самоуправления? Какова их реальная роль в решении проблем людей на местах?


— За годы существования суверенной Беларуси вертикаль власти окрепла, и сегодня можно говорить о поэтапной децентрализации, передаче определенных полномочий на места. Глава государства поручил Совету Республики как палате территориального представительства совместно с заинтересованными органами детально изучить этот вопрос. Подготовить возможные изменения и дополнения в закон о местном управлении и самоуправлении. Положения действующего закона, в том числе его статья 3 «Основные принципы местного управления и самоуправления», актуальны и вместе с тем нуждаются в дополнительном практическом наполнении. В какой-то степени конкретизации. Объясню почему.

Сегодня система органов местного самоуправления включает в себя местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. У местных Советов депутатов, на мой взгляд, достаточно широкая компетенция для решения вопросов местной жизни, и она реализуется на практике. В этой части произошло немало положительных изменений: укрепились кадровый потенциал и материально-техническая база, улучшилось качество работы с людьми, выстроилась обратная связь. 

Например, если сегодня одиноким старикам в деревне нужно привезти дрова, покосить траву возле дома или почистить колодец, куда им обратиться? В сельсовет. Туда же они идут, чтобы убрать яму на дороге, заменить перегоревшую лампу на фонарном столбе, снять вопросы с автолавкой и так далее. 

Однако не везде председатель сельсовета может решать насущные проблемы. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы предоставленные ему законодательством права и полномочия использовались в полной мере. Кроме того, важно и добросовестное, небезразличное отношение к делу с его стороны, чтобы председатель был инициативным, заинтересованным действительно разобраться, довести дело до конца, а не сделать что-то для галочки. 

Если сложить все эти составляющие, будет и доверие людей, сможем эффективнее решать их повседневные проблемы. Это самая главная задача, которую ставит перед нами Президент. 

— Социологический опрос, проведенный Национальной академией наук Беларуси, показал, что население видит необходимость совершенствования системы местного управления и самоуправления. Больше всего сторонников такой трансформации среди жителей Минска: ее поддержали 3/4 минчан-респондентов. Около 2/3 опрошенных в Брестской и Минской областях выступают за совершенствование работы органов местного самоуправления. 

— Хорошо, что люди дают оценку работе органов местного самоуправления. Выступают с предложениями и инициативами, как ее улучшить. Это свидетельствует о том, что система работает. Дает результаты. Быть может, не всегда те, которые нам бы хотелось, но отзывы людей во многом помогают нам определять слабые места, устранять недостатки. 

Однако люди и сами во многих случаях могут многое сделать для решения важных для них вопросов, а не ждать соответствующих действий власти. В этом ключе нам крайне важно развивать территориальное общественное самоуправление. Ведь это хороший инструмент воспитания гражданского самосознания. Организации активного сотрудничества власти и народа. Возрождения и сохранения культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развития творчества. А в целом — преодоления пассивности населения. Реально работающие органы территориального общественного самоуправления — будь то единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (советы, комитеты), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень, — востребованы людьми. Государственные органы должны создавать условия для их деятельности, делегировать им некоторые функции. Существенную помощь здесь могут и должны оказать депутаты и соответствующие местные исполкомы.

Ведь сегодня многие вопросы, например, по благоустройству не требуют больших трат, участия органов власти. Их могут решить сами люди. Главное — поддерживать такие инициативы.

— Здесь может быть полезен и зарубежный опыт. Он изучался?

— Улучшать качество работы органов местного управления и местного самоуправления будем с учетом передового международного опыта. Хороший инструмент для этого — Совет по взаимодействию с органами местного самоуправления при Совете Республики. Здесь аккумулируются все предложения и инициативы. Советом уже подготовлена «дорожная карта» по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы местного управления и самоуправления. Это комплекс конкретных мероприятий, важным элементом которых является международное сотрудничество. 

Совет наладил хорошие контакты с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Недавно прошел визит его председателя Андерса Кнапе в Минск, состоялась встреча с Главой государства. Такие связи — очень полезный опыт, который позволит нам позаимствовать лучшее у наших европейских партнеров и в то же время поделиться чем-то своим.

Однако важно понимать, что структура органов местной власти в Беларуси отличается от зарубежных стран. В ряде государств действует принцип максимальной децентрализации. Органы местного самоуправления практически автономны от центральной власти, как, например, в Великобритании, США, Австралии. Их полномочия подкреплены самостоятельной финансовой базой. Если рассматривать, например, как решаются эти задачи в Великобритании, то законодательство этой страны определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка, образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов — здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов решают те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Во Франции и некоторых странах Ближнего Востока тип устройства схож с белорусским. Базируется на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции. Речь идет о иерархической структуре, где сверху происходит передача различных директив и на государственные органы работают представители на местах. Так, во Франции назначаются префекты, субпрефекты, главная задача которых — проводить на территории региона политику правительства, прежде всего в вопросах экономического и социального развития.

В Беларуси выстроена четкая вертикаль исполнительной власти. При этом задача власти — оптимальное распределение ресурсов для получения максимального экономического эффекта и удовлетворения социальных потребностей людей. Эта модель полностью себя оправдала. Сейчас мы должны взвешенно оценить перспективы возможных преобразований на базе собственного опыта с учетом международной практики. 

В ближайшее время в Совете Республики совместно с заинтересованными органами начнется разработка Концепции совершенствования системы местного самоуправления, которая будет предусматривать принятие необходимых законодательных актов в развитие действующего законодательства в этой сфере. Будем рады конструктивным предложениям. Все интервью