Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Правовые новации должны быть рассчитаны на долгосрочный период

Повысить ответственность за результат

Развитие общества связано с совершенствованием юридических норм в государстве. В чем особенность нынешнего момента, какой может быть роль Всебелорусского народного собрания, почему вносятся коррективы в полномочия органов власти — об этом и многом другом в беседе с членом Конституционной комиссии, созданной по решению Президента, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по законодательству и государственному строительству Сергеем Сивцом.

Реформы идут по миру

— Сергей Михайлович, правовое совершенствование идет у нас постоянно. Сегодня на повестке дня — внесение изменений в Конституцию. Это свидетельство того, как развитие общества влияет на законотворческий процесс.

— Необходимостью для внесения изменений и дополнений в Основной Закон нашей страны послужили именно общественные отношения, которые очень динамично меняются и требуют правовой формализации на высшем нормативном уровне. За прошедшие десятилетия с момента обретения суверенитета нами пройден достаточно серьезный путь, сформированы политическая, экономическая, социальная, правовая, правоохранительная и судебная системы страны. Беларусь стала полноправным субъектом международно-правовых отношений, активным участником целого ряда интеграционных образований. В то же время мир меняется, появляются новые геополитические вызовы и угрозы. Причем это касается не только нашей страны. Очень многие государства или уже осуществили, или еще находятся в процессе реализации конституционно-правовых реформ.

— Как вы оцениваете работу, проделанную экспертами при подготовке поправок в Основной Закон?

— Объем новаций достаточно существенный. Они затрагивают практически все структурные части этого, по сути, главнейшего государственного документа, начиная от преамбулы и заканчивая заключительными и переходными положениями. 

Предпосылки для изменений

— Сегодня много говорят о балансе разных ветвей государственной власти, их устойчивости, а также распределении между ними полномочий. Почему мы выходим на эти нововведения?

— На заре белорусской государственности в начале и середине 90-х годов прошлого столетия, когда проходил этап формирования и становления государственных институтов, требовалось аккумулировать большое количество полномочий в руках Главы государства с целью проведения единой политики и мобилизации всего потенциала государственного аппарата, всех ветвей власти для решения насущных и неотложных задач общественного развития. Причем многие полномочия, которые по своей природе не относятся к пре­зидентским, также вынужденно были отнесены на конституционном уровне к Главе государства. По этой причине действующую редакцию Конституции справедливо называют жесткой или «суперпрезидентской». В то же время и на VI ВНС, и на многочисленных диалоговых площадках, заседаниях Конституционной комиссии отмечалось, да и сам Президент неоднократно обращал на это внимание, что на данном этапе развития страны жизненно необходимо усиливать роль и значение Парламента, Правительства, местных органов власти в решении государственных и общественных задач. И одновременно повышать уровень индивидуальной и коллективной ответственности как государственных органов, так и отдельных должностных лиц за последствия и результаты принятых решений. Эти обстоятельства послужили предпосылками внесения предложений о перераспределении на конституционном уровне ряда полномочий между Президентом, Всебелорусским народным собранием, Парламентом, Правительством и местными органами власти, в том числе в части решения кадровых вопросов.

— Совершенствование Конституции идет гласно и широко. Это знаковый этап для консолидации общества?

— Безусловно, ведь Конституция — это не просто политико-правовой документ. Это в первую очередь общественный договор, в котором прописываются те базовые правовые начала, которые являются фундаментом общественного согласия. И в случае одобрения предлагаемых положений Основного Закона и отдельно взятый гражданин, и общество в целом берут на себя обязательство строго и неукоснительно соблюдать фундаментальные правила жизни и социального поведения.

— Некоторые деструктивные силы могут попытаться использовать предстоящий плебисцит для дестабилизации Беларуси. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять на общественном уровне для спокойного прохождения этого важного этапа в жизни страны?

— На мой взгляд, необходимо только одно: максимально широко, транспарентно и грамотно довести до белорусских граждан информацию о причинах, направлениях и последствиях для государства и общества готовящейся конституционно-правовой реформы, сути предлагаемых новаций и их значении для каждого из нас. И тогда никакие деструктивные силы не смогут помешать дальнейшему цивилизационному и прогрессивному развитию Беларуси как суверенного и независимого государства.

Работать на благо каждого

— Несколько слов о работе вашей Постоянной комиссии в Совете Республики: сколько значимых законопроектов было принято в нынешнем году и что планируется в следующем? 

— В Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству в 2021 году рассмотрено более десятка проектов законов — это изменения в ряд кодексов — Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный — и законов «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» и другие. 

Именно нашей комиссией был подготовлен к рассмотрению Советом Республики законопроект «Об изменении Конституции Республики Беларусь», которым введен единый день голосования, продлены полномочия местных Советов депутатов 28-го созыва до начала полномочий Советов, избранных в единый день голосования. Этот закон подписан Президентом и уже действует. 

В 2022 году продолжится работа над изменениями в Гражданский кодекс и Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», а также над проектом нового Закона «О государственной службе». Это те проекты, которые уже в портфеле нашей комиссии. Кроме того, предстоит большая работа по корректировке действующих законов, если на референдуме будут поддержаны изменения в Конституцию Республики Беларусь. Наша главная задача — законы должны работать на благо каждого гражданина, повышение качества его жизни, обеспечение национальной безопасности, экономической независимости и политического суверенитета.

Перспективы созидания

— Правовые нормы должны не только отражать нынешнюю реальность, но и предопределять движение общества на годы вперед. Что закладывается в основу нашего движения в будущее? 

— Любые изменения общественных отношений должны автоматически влечь за собой актуализацию правовых регуляторов, устанавливающих общеобязательные правила поведения в социуме. Применительно к Конституции как нормативному правовому акту, обладающему высшей юридической силой, это имеет очень важное значение, ибо именно на этом уровне закрепляются основы конституционного строя, правовой статус личности, избирательная, политическая, правоохранительная, судебная и финансово-экономическая системы, основы местного управления и самоуправления. Поэтому все новации, предлагающиеся в Конституцию, должны быть рассчитаны с точки зрения своего регулятивного значения не только на текущий и ближнесрочный период, но и на средне- и долгосрочную перспективу. В идеале — на десятилетия вперед. Именно под этим углом рассматривались все предложения и инициативы граждан и иных субъектов (политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов), которые поступали в Конституционную комиссию.

На принципах народовластия

— В чем особенность предлагаемого нового статуса Всебелорус­ского народного собрания как главного представительного органа страны? 

— Первое Всебелорусское народное собрание состоялось еще в далеком 1996 году. Всего за это время их прошло уже шесть. Но они носят совещательно-консультативный характер по вопросам, касающимся в первую очередь социально-экономического развития страны. В то же время на VI ВНС было принято решение с учетом новых задач, стоящих перед нашей страной, придать этому представительному органу народовластия конституционно-правовой статус и, соответственно, серьезно расширить линейку его полномочий. То есть предполагается, что это будет высший представительный орган народовластия, призванный определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
Все интервью