- Анжелика Юрьевна, разъясните, пожалуйста, чем была вызвана необходимость внесенияизменений и дополнений в действовавший с 2008 года закон о СМИ в Беларуси?
- Современный мир развивается очень стремительно. Безусловно, это касается и информационных технологий и коммуникаций, за последнее время они претерпели кардинальные изменения. Доступность интернета широкой аудитории вывела глобальную сеть в разряд ведущих источников информации. Сегодня в мире насчитывается почти 3 миллиарда пользователей интернета, в Беларуси - более 5 миллионов. Вместе с тем, до этого времени интернет-сайты в нашей стране не были приравнены к СМИ, хотя по факту таковыми являются, что и потребовало адекватного законодательного регулирования. При этом ставилась цель -- все игроки информационного поля должны действовать по единым правилам.
- Расскажите об этом подробнее.
- На людей нахлынул огромный информационный поток, в котором порой трудно сориентироваться и выбрать нужную и полезную информацию. А ведь не секрет, что некоторым интернет-ресурсам не хватает не только компетентных источников, но и гражданской ответственности авторов. Спрятавшись за “ником”, как за забором, они, пользуясь безнаказанностью, оскорбляли, унижали чьё-то человеческое достоинство. По каким нормам общества такие безымянные личности обливали “грязью” в соцсетях других конкретных людей, писали всё, что угодно, зная при этом, что их нельзя за это привлечь к ответственности? Работая под вымышленными именами, как правило, на контакт они не выходили. Некоторые сайты создавались специально для наполнения интернета негативной, искажённой информацией, порочащей Беларусь и её народ, а также руководство страны. Иногда эта информация выдавалась с нецензурными выражениями. При этом если была попытка в качестве форумчанина отправить туда своё противоположное положительное мнение, то оно просто не проходило -- его на сайт не ставили. Здесь явно видна идеологическая направленность ресурса - распространение только негативной информации, а не реальных мнений граждан в целом. С принятием поправок в закон о СМИ с начала 2015 года барьер поставлен не только в этом. К примеру, белорусское государство сможет защитить своих граждан, в большинстве молодёжь, от разрушительного внешнего влияния наркотических средств, ведь не секрет, что реализуются губительные курительные смеси типа спайс чаще посредством так называемых электронных кошельков в глобальной виртуальной сети.
Теперь в интернет-пространстве каждый должен вести себя исключительно в рамках закона и, естественно, быть готовым к тому, что за нарушение закона – размещение информации, не соответствующей действительности, противозаконной, придётся отвечать. При этом подчеркну, что с вступлением в силу поправок в закон о СМИ права и свободы граждан Беларуси, закреплённые в Конституции нашей страны в отношении выражения своих убеждений, мнений, получения полной, достоверной и своевременной информации, ни в коем случае не ущемлены. Но, в любом случае, пользователи интернета не должны слепо воспринимать любую информацию. Чтобы она не повела по неправильному пути, важно думать, анализировать её, сопоставлять разные точки зрения по одной теме и только после этого делать объективные выводы.
- Какие конкретно меры будут применяться к нарушителям закона о СМИ?
- В законе говорится об ограничении доступа к СМИ, распространяющим свой информпродукт через интернет. Такое ограничение осуществляется по решению республиканского органа госуправления в сфере массовой информации в следующих случаях. Во-первых, если владельцу информационного интернет-ресурса (его составной части) выносится два и более письменных предупреждений в течение года. Также ограничение возможно, когда на сайте есть информационные сообщения, материалы, запрещённые или ограниченные к распространению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также вступившими в законную силу решениями суда.
При этом уточню, что запрещена к распространению в нашей стране информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности, содержащая призывы к такой деятельности. То же самое касается порнографии, насилия, жестокости и другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Беларуси.
Ещё одна причина ограничения доступа к сайту - невыполнение владельцем информресурса законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации.
Решение об ограничении доступа к таким сайтам может быть принято не позднее чем в трёхмесячный срок со дня возникновения оснований, которые упомянуты выше. Порядок ограничения доступа устанавливается специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента глобальной компьютерной сети интернет совместно с Министерством связи и информатизации.
- И блогеры попадают под действие закона?
- Конечно да. Если будет установлено, что в комментарии по предложенной блогером теме содержится ложь или дезинформация, то владельцу будет вынесено предписание об удалении такого комментария.
В цивилизованном обществе должны использоваться цивилизованные подходы ведения дискуссии, написания комментариев. Важно, чтобы была хорошая аналитика, разные точки зрения, но не противоправный контент, когда происходит подмена понятий, вместо конструктивной критики имеем дело с критиканством.
- Давайте перейдём от виртуальных СМИ к печатным. Запланированы ли какие-либо нововведения в отношении последних?
- Государство готово активно участвовать в развитии цивилизованного рынка печати. Очень важно, чтобы этот рынок был интегрирован в рынки других стран. В законе прописано нововведение -- все распространители периодической печати должны с начала этого года включиться в Государственный реестр распространителей продукции печатных средств массовой информации.
Кроме того, это же требование касается и распространителей продукции теле- и радиовещательных СМИ. Также до 1 июля 2015 года они обязаны в уведомительном порядке направить на электронный адрес республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации сведения, необходимые для включения их в Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных средств массовой информации соответственно.
Если в течение года распространителю СМИ будет вынесено два или больше письменных предупреждений по поводу распространения запрещённых законодательством материалов, то такой распространитель может быть исключён из госреестра. Деятельность распространителей, не включённых в реестр, будет признана вне закона.
Отмечу, что до начала этого года деятельность распространителей печатных СМИ не была урегулирована ни в одном законодательном акте. Что получалось на практике: есть сеть "Белсоюзпечать", которая выполняет все требования законодательства. А рядом стоят частные торговцы, которые и налогов не платят, и не понятно, где они берут эти газеты. Равно как в гипермаркетах, на автозаправках - есть пресса, но не государственная. Теперь же, с введением реестра, последует нормальная практика, когда каждый распространитель периодической печати будет распространять и белорусские СМИ. Будут равные экономические условия, все будут платить налоги. Именно на этих фактах заостряла внимание, представляя закон о СМИ, министр информации Л.В. Ананич.
- А надо ли регистрировать интернет-СМИ?
- Нет. Перед принятием такого решения законодатели анализировали международный опыт. В большинстве государств интернет-СМИ не регистрируются. Трудно сегодня зарегистрировать всё, что находится в нашем хостинге, что приходит к нам извне. Это невозможно. Но, повторюсь, действие закона в части ответственности за контент в полной мере распространяется и на этот сегмент информационного поля.
- Не раз в компетентных комментариях закона о СМИ доводилось слышать о мерах по обеспечению национальных приоритетов в развитии информационного пространства. А что конкретно для этого предпринято?
- Поправками в закон определена доля по иностранному участию в уставном капитале СМИ в Беларуси. Ранее была норма 30%, теперь 20%. Вместе с тем в законе прописано, что после учреждения СМИ нельзя будет перерегистрировать его и увеличить долю иностранного капитала. Для большей ясности вопроса приведу статистику. Сегодня в стране зарегистрировано 1578 печатных СМИ, 266 электронных СМИ, 9 информационных агентств. Две трети из них - негосударственные. Белорусское информационное пространство интегрировано в мировое, у нас распространяется свыше 4 тысяч зарубежных газет и журналов, 180 иностранных телеканалов.
Поправки, внесённые в закон о СМИ, направлены на гармонизацию медиазаконодательства в ЕАЭС. Они разработаны с учётом опыта ряда европейских стран. К примеру, в Великобритании, Германии, Франции деятельность интернет-СМИ регулируется, а нарушения преследуются по закону.
- В завершение разговора, Анжелика Юрьевна, выскажите своё мнение по поводу того, повысят ли вступившие в силу поправки в закон о СМИ престиж профессии журналиста?
- Конечно, в ходе применения новых норм закона отфильтруются анонимные критиканы, те, кто тратит время не на полезную деятельность, а на беспочвенные обвинительные статьи-размышлизмы. В интернете можно будет больше почитать о добрых, порядочных людях, простых человеческих радостях, вести разговор о достижениях страны в экономике, политике и социальной сфере. Это считается хорошим тоном. Именно в таких условиях растёт и множится профессионализм журналистов, а следовательно и престиж данной профессии.
Все интервью