Сравнить и понять
— Виктор Андреевич, какое определение вы дадите времени, в котором мы живем и работаем?
— Если кто-то думает, что жизнь длинная, то заблуждается. На самом деле она короткая — современному человеку надо торопиться жить. А вот для развития страны 25–30 лет, напротив, не срок для коренных перемен. Но нашу Беларусь я бы назвал исключением из правила, потому что за 27 лет мы смогли не только переломить ситуацию, уйдя от безработицы, отсутствия зарплат и случайных заработков, помогающих выжить.
Мы стали страной с сильными экономикой, промышленностью, сельским хозяйством, социальной сферой. В полной мере это может понять и оценить тот, кто жил и работал во время начала преобразований. Из 60 лет, прожитых мной, половина пришлась на жизнь в Советском Союзе, а половина — на жизнь в суверенной Беларуси, поэтому у меня есть право и возможность сравнить, как было и как стало.
Когда работал заместителем председателя Гродненского облисполкома, имел непосредственное отношение к изданию фотокниги «Гродненщина на пути созидания и развития». Подтолкнул к этому проект БелТА почти с аналогичным названием: захотелось посмотреть, как изменилась наша область за период существования суверенной Беларуси. В одном альбоме — самые разные объекты четверть века назад и современные снимки тех же мест. Многие потом признавались, что были поражены удивительно ярким фотоподтверждением перемен. И так изменилась не только область — вся страна!
Сегодня можно услышать: стране не нужна плановая экономика. А есть ли развитие без четкого плана — для общества, организации, отрасли, человека? Четкие управленческие принципы, убежден, располагают к планированию, определению механизма реализации, контролю за исполнением. Мы так привыкли к тому, что сегодня живем в социально ориентированном государстве, что порой не осознаем, каких немалых денег это стоит — и хорошие дороги, и новые школы с садиками, и поликлиники с больницами, и санатории, и содержание интернатов для пожилых. Да, свойство памяти человеческой — забывать плохое и потом хорошее воспринимать как должное, будто бы так было всегда. А надо помнить, уметь сравнивать, анализировать.
— Знаю, что вы только-только вернулись из рабочей поездки в Брестский регион, где несколько мероприятий провели вместе с местным молодежным парламентом. Чем вам лично интересно такое сотрудничество?
— Оно мне было интересно всегда, а в нынешнее ответственное время — особенно. В Бресте мы вместе провели прием граждан, побывали в Брестской крепости, где открылся «5 форт» — советую всем там побывать! Это не просто наша история, это шедевр строительно-военной мысли: уникальные фортификационные сооружения построены 150 лет назад. Горд за предков! А 80 лет назад, на момент начала Великой Отечественной, в крепости находились почти 9 000 солдат и практически все погибли…
Когда бываешь в таких местах, особенно ясно понимаешь, как надо ценить, любить свою страну и чтить ее традиции. А если понадобится, нужно и защитить. Убежден: следует смелее, и особенно молодежи, защищать то, во что мы верим. Родина и родители даются человеку один раз, и мы должны любить их такими, какими они даны.
Задача современного поколения белорусов — сохранить традиции, наш суверенитет и сделать так, чтобы будущим поколениям жилось лучше. Преемственность поколений не должна быть просто декларацией. Вот для этого и нужна личная ответственность за будущее Родины. А лучше всего эту ответственность прививать молодежи в святых для каждого белоруса местах. Школьник непременно должен побывать в Хатыни, в Тростенце. Начать следует, может, с крипты столичного храма-памятника, где в ониксовых нишах хранятся капсулы с землей из братских могил, с мест исторических сражений и мест гибели мирных белорусов. Без этого курс средней школы не должен засчитываться.
Зачем школьнику молоток
— Виктор Андреевич, раз уже заговорили про воспитание, то какие его новые формы вы можете предложить? Ведь, согласитесь, новое время требует новых подходов.
— Особенно актуальным мне представляется вопрос выбора профессии. Трудно спорить с тем, как важно правильно и осознанно это сделать. Чтобы профессия не просто кормила, но и доставляла удовольствие, чтобы человек мог в ней развиваться как личность. И здесь, на мой взгляд, очень интересный шаг — производственный туризм. Если мы будем водить детей по предприятиям, которые находятся хотя бы возле школы, в родном городе, ребята смогут узнать, какую продукцию выпускают в их стране, регионе.
Недавно вместе со школьниками побывал на могилевском «Химволокне», 95 % продукции которого идет на экспорт. И увидел их изумление: мировые технологии в родном городе! Элемент воспитания патриотизма? Несомненно. Причем детям надо не один раз сходить на производство. Нужно разные предриятия показывать, системно, чтобы уже в 8–9-м классах ученик сориентировался…
Вот вы про новые подходы спросили, а я думаю, что надо вспомнить незаслуженно забытые старые. Убежден: в школе каждому нужно получить рабочую профессию, как это было раньше. Школьник должен научиться шить, работать молотком. Вот я, например, горжусь тем, что умею шить на швейной машинке, причем на любой — ручной, механической, электрической. А также работать с металлом, деревом — это все школьные навыки. Сколько лет прошло, а в жизни до сих пор востребовано.
А про выбор профессии вот что добавлю. Мне не очень по душе балльная схема поступления в вузы. Порой молодому человеку все равно, куда отдать документы, лишь бы взяли. Вспоминаю, как я, десятиклассник, в 1977-м поступал в мединститут и со мной вместе поступили те, кому это удалось с третьей-четвертой попытки. И все они были по-настоящему преданы профессии. Мы, вчерашние школьники, тянулись за ними, и особенно за теми, кто пришел в институт после армии или медучилища.
— Вы вспомнили свою школьно-студенческую юность, а я хочу вернуть вас к современности. А точнее, к соцсетям, где мы с вами познакомились: меня зацепили ваша активность и неравнодушие к жизни.
— Убежден, все государственные служащие должны присутствовать в соцсетях. Нужно показывать свои позицию, конкретные дела. Например, мои активность и открытость не остались незамеченными: за неполный год у меня почти 1,5 тыс. подписчиков. Мы общаемся, меня комментируют. Многие, кстати, спрашивают, как я выдерживаю такой насыщенный событиями темп жизни.
— И как, Виктор Андреевич?
— Если нет темпа, начинаю хандрить. В жизни мне всегда были (и остаются!) нужны трудности, проблемы — так жить интереснее.
Книги как наследие
— В вашем кабинете целая выставка книг, посвященных городам Гродненщины. Красивые современные издания… Ко всем к ним имеете отношение?
— Очень трепетно отношусь к книгоизданию. А также очень люблю книги — это то наследие, что непременно останется после нас, в отличие от интернет-новостей. За пять лет изданы 24 фотоальбома, фактически это летопись Гродненской области. Авторы разные, идеи во многом мои. Подбираем материал, шлифуем, обсуждаем, спорим, приходим к истине, издаем и… испытываем огромное удовлетворение.
Повторюсь: мы показываем жизнь наших городов в развитии. Целый ряд книг посвящен туристической привлекательности родной мне области — тому же Августовскому каналу, Неману, нашим озерам… К юбилею Победы вспомнили тех, кто защищал и освобождал нашу землю, причем не просто издали альбом «Их именами названы улицы», а и работаем также над тем, чтобы на остановках общественного транспорта появились специальные стенды и люди могли узнать, в честь кого названа та или иная улица.
Моя особая гордость — альбом, посвященный художникам Гродненщины, с акцентом, опять же, на развитие региона, каким его увидели мастера кисти.
Кодовое слово для всех альбомов — «гордость». Потому что сделано в Беларуси столько, что не гордиться завоеванным, созданным мы просто не имеем права. В Год народного единства это особенно актуально.