Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

О новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании

Олег Романов, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству, ректор Полоцкого государственного университета:

– Изменение Кодекса об образовании – это своевременное, назревшее решение. Меняется социальная реальность, появляются новые формы образовательной деятельности как в нашей стране, так и во всем мире. На протяжении нескольких лет велась планомерная работа, состоялись два парламентских чтения по вопросу внесения изменений и дополнений в кодекс. Экспертами, профессионалами системы образования, депутатами детально обсуждалась необходимость каждой новации. На выходе получился документ, который соответствует запросам современного общества и тем реалиям, которые нас окружают.

В пример можно привести резкую активизацию развития смарт-образования, что вызвано пандемией коронавируса. Дистанционная форма, которая предполагает использование инновационных механизмов смарт-образования, становится все более востребованной. За последние несколько лет школы, колледжи и вузы не раз испытали на себе это и, будем говорить откровенно, этот формат обучения будет популярен и востребован еще очень долгое время, особенно, учитывая эпидемиологическую обстановку. Поэтому вполне логично, что дистанционный формат обучения был закреплен в новом кодексе, после вступления в силу которого студент сможет выбирать такую форму получения образования как самостоятельную.

Новая редакция документа позволяет также расширить сферу целевой подготовки учащихся. Организации, находящиеся в крупных населенных пунктах, получают возможность отбирать себе потенциальных абитуриентов для получения среднего специального и высшего образования на условиях целевой подготовки. Стоит сказать, что эта новация в кодексе нацелена на раннюю профориентацию, на так называемое «бесшовное» движение от школы к высшему учебному заведению, а далее к производству через расширение целевой подготовки. Это рассчитано на то, что будущие абитуриенты еще за школьной скамьей формируют свой профессиональный интерес, а после окончания университета будут обеспечены рабочим местом. Думаю, это принесет пользу всем: на выходе мы получим специалиста, который целенаправленно готовился к работе в конкретной организации или на предприятии. Думаю, любой работодатель будет заинтересован в таком сотруднике.

В соответствии с обновленным кодексом меняются также правила приема в учебные заведения, вводятся новые формы вступительных испытаний, которые предполагают непосредственный контакт с абитуриентом – собеседование. Мы должны понимать, что централизованное тестирование уже сыграло свою позитивную роль и помогло реализовать принцип социальной справедливости при поступлении в высшие учебные заведения. Однако время диктует свои условия, и очевидно, что, когда мы совместим ЦТ с собеседованием абитуриентов, это поможет в первую очередь вузам более взвешенно и ответственно подходить к набору студентов. Кроме того, новация становится весомым плюсом и для самих абитуриентов, которые уже со старта будут понимать, что образование в высшей школе – это не только успешно сдать тестирование. Для ребят это станет дополнительным стимулом к тому, чтобы выстраивать достойную культуру поведения, последовательно излагать свои мысли, мыслить концептуально и теоретически и в целом уметь коммуницировать.

Очевидно, что больше всего вопросов у общества вызвала такая новация, как установление обязательного общего среднего образования. И здесь стоит отметить, что в нашей стране уже давно сложилась тенденция, что подавляющее большинство учеников не заканчивают обучение после базовой школы. После получения базового образования они продолжают учебу либо в лицеях и колледжах, либо идут в старшие классы. На мой взгляд, новая норма в значительной мере фиксирует ту реальность, которая у нас сложилась. Кроме того, она еще и демонстрирует позицию нашего государства: таким образом, Беларусь подтверждает, что стремится к высокому уровню образования и эффективно реализует его для всех граждан страны. Все интервью